Редакция РИА «Воронеж» продолжает спецпроект «Напиши мне», где журналист Елена Миннибаева рассказывает о людях, которые по воле судьбы стали одинокими и хотят найти единомышленников по переписке. У каждого из героев проекта за спиной огромный багаж жизненного опыта, которым они готовы поделиться.
В пятницу, 11 августа, героиней выпуска стала 69-летняя Ольга Аркадьевна Козаченко, жизнь которой была наполнена тяжелыми испытаниями.
Еще в детстве наша героиня два раза находилась на грани жизни и смерти. Отец Ольги был военным летчиком. После Великой Отечественной войны его отправили служить в Будапешт. Ольга Аркадьевна рассказала, что уровень жизни в Венгрии тогда был выше, чем в СССР.
– Приведу всего один пример. Живя в Будапеште, мы часто ездили отдыхать в оздоровительный комплекс, который состоял из трех бассейнов: с теплой водой, прохладной и ледяной. В СССР тогда бассейнов не было. Знаменитый бассейн «Москва» построили только в 1960 году, – вспоминает Ольга Аркадьевна.
Беззаботная жизнь в Будапеште закончилась в октябре 1956 года. В стране началось вооруженное восстание против просоветского режима. Ольге тогда было 8 лет. Она хорошо помнит, как ее семья чудом выжила в страшное время.
– Мы два раза были на грани гибели, но в последний момент нас что-то спасало от расправы. Нас повели расстреливать, поставили к стенке. Я помню, как убивали жителей нашего военного городка, среди которых было много знакомых. Подходила наша очередь, но, когда мама заговорила на венгерском, который выучила на специальных курсах, нас пощадили. А второй раз от смерти нас случай спас. Уцелевших жителей городка посадили в автобус, который должен был отвезти их в безопасное место. Мы на него не успели – задержались из-за моей новорожденной сестренки. И нас это спасло, так как автобус с жителями в пути был уничтожен. А нас и еще две семьи потом вывезли из Будапешта на самолете. Но после подавления путча мы вернулись в Венгрию. Папа был военным, ему было приказано там служить. А мама не хотела его одного оставлять, хотя мы могли жить в Воронеже, здесь у нас была квартира, – говорит Ольга Козаченко.
В Воронеж семья Ольги Аркадьевны вернулась в начале 60-х. Она с красным дипломом окончила факультет романо-германской филологии ВГУ. Карьера сложилась удачно. Наша героиня работала преподавателем в вузах и школах, переводчиком на предприятиях. У нее более 50 почетных грамот и наград.
– Мне очень нравилось работать с английским языком. Я никогда не жалела, что выбрала путь лингвиста. Иногда приходилось сложно. Некоторое время я работала в воинской части на границе с Финляндией. Там я была на разрыв: одновременно работала переводчиком в части и в двух школах учителем. Но всегда работа доставляла мне только удовольствие. Я разработала свою программу преподавания, которая увлекала английским и школьников, и студентов. Мои ученики всегда показывали высокие результаты, – с гордостью говорит Ольга Аркадьевна.
Инициативная, энергичная женщина не сразу пошла на заслуженный отдых. Будучи официальной пенсионеркой, она еще 12 лет работала переводчиком. Последним местом ее работы было конструкторское бюро Воронежского механического завода.
– Мне 69 лет, вот уже как два года я не работаю. По поводу выхода на пенсию у меня не было никакого страха, как это часто бывает у одиноких людей. У меня было чем занять время. Я начала писать стихи, выпустила два сборника. Я рисую, играю на фортепиано, а после того, как я пришла в комплексный центр соцобслуживания «Исток», интересных дел прибавилось. С осени 2016 года по весну 2017 года я вела бесплатные курсы английского языка для пенсионеров. В группе было десять человек от 60 до 70 лет. Все были прилежными учениками, замечательно освоили разговорный английский. У большинства моих учеников дети живут за границей. Когда они приезжают в гости, родители не могут поговорить с зятем или снохой, которые не владеют русским языком, – объяснила Ольга Козаченко.
Работа помогла Ольге Аркадьевне пережить личные трагедии. Еще в молодости она потеряла мужа и ребенка. Личная жизнь для нее – закрытая тема, ей тяжело вспоминать о своих утратах. Потеря близких – это открытая рана, которая кровоточит даже спустя много лет.
– Много плохого у меня в жизни было: и потеря самых родных для меня людей, и две клинические смерти, и тяжелые операции. Одна из них отразилась на моем лице, а недавно была еще одна очень тяжелая операция, после которой я месяц в реанимации находилась. Мне врачи потом сказали, что я очень сильный человек, потому что смогла выйти из критического состояния. А ведь за мной в больнице никто из родственников не ухаживал. Я же всех потеряла. После операции я заново училась ходить. Все сама делала. Да у меня другого выхода не было. Я все проблемы привыкла решать сама, – признается Ольга Аркадьевна. – Я руки никогда не опускала. И никому не советую этого делать. Я живу сейчас на одном энтузиазме, я чувствую, если впаду в уныние, то на моей жизни можно будет ставить точку. Поэтому стараюсь находить приятные эмоции в разных занятиях. Просыпаюсь утром и радуюсь, что для меня новый день настал. Разве это не чудо – жить?
Ольга Аркадьева – интеллигентная, умная женщина. Ей хотелось бы переписываться с людьми разного возраста, которые любят поэзию, классическую музыку и разговоры по душам. Если вы захотите пообщаться с нашей героиней, пишите ей на адрес комплексного центра социального обслуживания населения Советского района: 394051, г. Воронеж, ул. Пеше-Стрелецкая, д. 143 (с пометкой Ольге Аркадьевне Козаченко) Или на электронный адрес riavrn.ru@yandex.ru с пометкой «Проект "Напиши мне"». Журналисты РИА «Воронеж» передадут ваши письма Ольге Аркадьевне.
Спецпроект РИА «Воронеж». Напиши мне. Пережившая две клинические смерти Ольга Козаченко