Корреспондент РИА «Воронеж» Леонид Шифрин и фотограф Роман Демьяненко побывали на соседней с Воронежской областью Луганщине вместе с волонтерами, собирающими и перевозящими гуманитарные грузы для Новороссии. За два дня журналисты проехали около 700 км по прифронтовой территории. В первой части специального репортажа – рассказ о том, как воронежские десантники возят помощь жителям соседнего региона через границу Луганской народной республики (ЛНР).
Воронеж – Луганск
«Инициативная группа Воронеж – Донбасс до востребования» появилась на базе воронежского отделения российского Союза десантников. Ключевое слово в названии – «до востребования». Всю «гуманитарку» волонтеры раздают лично, а склады и терминалы, где массово накапливаются такие грузы, обходят стороной.
– Никаких складов, – решительно отмахивается «Пашка-афганец» (так десантник называе
Складам «Пашка-афганец» не доверяет. Знающие люди говорят, что рано или поздно часть гуманитарной помощи с них оказывается на рынке. По ту или другую сторону границы с Россией. В «миру» «Пашку-афганца» зовут Павел Васкецов. Он прошел Афганистан, получил орден Красной Звезды и медаль «За Отвагу», после служил в спецназе МВД и других силовых структурах.
Павел хорошо знает цену жизни и смерти не только по Афгану. В начале «нулевых» он при трагических обстоятельствах потерял несколько близких людей. Один воспитывал двоих сыновей, поставил их на ноги, выучил. Теперь пацаны выросли, а для битого жизнью Пашки «гуманитарка» для Луганска – потребность. Он помогает тем, кому сейчас хуже, чем ему.
Вместе с Павлом работу по сбору и доставке помощи делают другие энтузиасты-волон
Колонна из четырех машин выехала из Воронежа на Луганск ранним утром. Павел крутил баранку, вглядывался в утренние сумерки и, матерясь сквозь зубы, рассказывал о проблемах перевозки гуманитарного груза на Донбасс.
– Волонтерам говорят, мол, везите ее сперва на склады в Ростовскую область, а потом другие люди доставят ее на Донбасс. А там такой груз оформляется три-пять дней, очереди – конца-края нет. Раз привезешь груз, потом плюнешь и завяжешь с этим делом. Вот я много повоевал на своем веку, и мне куда легче просто поехать на Донбасс добровольцем и взяться за оружие. А дома приходится месяцами обивать пороги коммерсантов, директоров, просить: помогите чем можете. Кто-то сразу отказывает, другой просит прийти завтра, кто-то – помогает, – говорит десантник.
– Поехать туристами с нами хотят многие. Я им говорю, возьмите с собой реальную помощь, посмотрите – каково там людям приходится! Сами из рук в руки передавать все это будете, если нам не верите. Я всегда оттуда везу в Воронеж благодарственные письма, чтоб показать здесь тем, кто нам помогает, что помощь никто не украл по дороге, и она пошла по адресу. В это дело я вбухиваю почти все, что зарабатываю сам…,Павел Васкецов
волонтер.
У Павла со второй супругой небольшой бизнес – в своем частном доме в Отрожке они тонируют стекла автомобилям, а на Донбасс он мотается на своей старенькой «Ауди», которой почти четверть века. Езда по напрочь убитым дорогам Луганщины потихоньку добивает подвеску «Авдотьи». Но денег на новую машину, пока в Донбассе голодают люди, у Пашки нет, и не предвидится.
Пункт пропуска Изварино недалеко от Каменск-Шахтинск
– Когда на той стороне стрельба заканчивается, – поясняет Саня Жуков, ветеран боевых действий, помощник Пашки-афганца, то народ, убежавший в Россию от войны, валит назад на Луганщину. Если там начинается очередное обострение, то оттуда очереди в Россию – не протолкнуться. Причем очередь одна, в ней не стоят только рейсовые автобусы, а «гуманитарка», типа нашей, идет со всеми. Хотя, почему бы не сделать отдельный шлюз для таких машин?
Проход границы занял час. На сопредельной стороне погранперехода, где обычно развевался «жовто-блакитний прапор», теперь флаг Новороссии. Чтобы миновать эту виртуальную границу, достаточно показать российский паспорт парням с автоматами и эмблемами ЛНР на шевронах.
Сразу же на сопредельной территории нашей машины затормозила раздолбанная «девятка» с надписью ГАИ ЛНР по борту. Паренек лет шестнадцати в «трениках» и кроссовках, но с автоматом, и двое бойцов постарше вылезли выяснить цель нашей поездки по дорогам ЛНР. Узнав, что в этой машине везут «гуманитарку», бойцы махнули рукой: «Проезжайте!».
Ездить, как выяснилось за два следующих дня, по дорогам Луганщины опасно: качество асфальта такое, что, к примеру, 60 км от границы до Луганска мы тащились почти полтора часа. Ямы, трещины, разбитые обочины и по пути на Луганск, и в Краснодоне, и в Красном луче, и в Дебальцево. При этом – госавтоинспекция ЛНР ездит сплошь (за редким исключением) на новеньких «Тойотах-приусах».
На въезде в Луганск нам попалась колонна военной техники непонятного происхождения. Впрочем, здесь люди уже привыкли к тому, что на светофорах стоят БТРы и тентованные «Уралы», менее чем в 20 км от столицы ЛНР – позиции украинских войск.
Города Луганщины кажутся вымершими, на улицах народу раз - два и обчелся. Из зоны военных действий уехало примерно 40-60% населения, две трети из которых двинулись на Украину, остальные в Россию.