Выставка «Сергей Романович: Делать живопись, которая остается» открылась в Воронежском областном художественном музее Крамского в рамках седьмого Платоновского фестиваля искусств в воскресенье, 4 июня. В экспозиции представлены все периоды творчества Романовича: от его первых «лучистых» картин мифологического жанра до библейских и евангельских притч, которые художник трактовал по-своему.
Выставка включает 33 работы из собрания музея Крамского и из частных собраний меценатов. Экспозиция имеет ретроспективный характер и раскрывает творчество Сергея Романовича с 1920-х годов (когда художник работал под влиянием учения о русском космизме) до 1950-1960 годов – в это время автор как бы полемизирует с мировым художественным наследием прошлого.
Религиозные сюжеты
Творчество Романовича насыщенно античными и христианскими образами и в то же время не связано никакими догмами – ни академическими, ни соцреалистическими.
Свои первые библейские картины художник создал в Воронеже – это живописные библейско-евангельские притчи об Иове, о виноградарях, блудном сыне, добром самаритянине.
Романович оказался в Воронеже в 1920 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Живя в Воронеже до 1928 года, Романович ездил на каждое собрания «маковчан» – художественного объединения московских художников во главе с Павлом Флоренским.
Христианские работы Сергея Романовича часто неканонические. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на картину «Оплакивание Христа Отцом».
– Художник писал религиозные сюжеты для себя, не показывая публике. Он, как и Александр Тышлер, не писал манифестов, не занимался политикой – он просто работал, занимаясь чистым искусством, – рассказал куратор выставки и директор Воронежского музея Крамского Владимир Добромиров.
Сергей Романович – из рода потомственных священников, поэтому долго перед ним стоял вопрос: быть священником или художником? На окончательное решение повлияла дружба Романовича с художником Михаилом Ларионовым.
Натюрморты
Романович – автор необычных натюрмортов. Одни из них имеют светлое, пасхальное настроение («Маки в стеклянных банках», «Мальвы в кофейнике на светлом фоне»), другие же (например, проникнутый христианскими символами натюрморт «Рыбы на синем фоне») – заставляют задуматься о вечном.
– Рыбы – выброшенные из своей среды существа. Они лежат в виде креста. Одна рыба уже перестала бороться за жизнь и уснула, а вторая – все еще борется, – пояснил Владимир Добромиров.
Самый маленький натюрморт выставки и особенно дорогая для Владимира Добромирова картина Сергея Романовича – «Одуванчики на темно-синем фоне». Добромиров привез картину в Воронеж из Москвы в 1984 году.
В середине 1980-х годов дочь художника Наталья Романович захотела подарить музею Крамского работу отца.
– Наталья Сергеевна выставила несколько работ и позволила мне выбрать одну из них. Я выбрал «Одуванчики». Но она сказала: «Нет, только не эта». Но я все же уговорил Наталью Сергеевну и привез в музей именно этот натюрморт. В картине «Одуванчики на темно-синем фоне» контрастный колорит, построенный на противостоянии теплых и холодных цветов. Букет одуванчиков здесь – не просто цветы, это человеческая жизнь. Ярчайший сноп звезд на ночном небе символизирует радость от своего существования. Тут же читается скорбь из-за быстротечности этой жизни – цветы скоро увянут, – объяснил Владимир Добромиров.
Наталью Романович пригласили на открытие выставки в Воронеже, но в силу возраста дочь художника не смогла приехать. Женщина передала письмо, где попросила воронежцев посмотреть на картины отца «неспешно и несуетно».
Выставка «Сергей Романович: Делать живопись, которая остается» проработает в музее Крамского (проспект Революции, 18) до 30 июля 2017 года.
Справка РИА «Воронеж»
Сергей Романович родился 11 сентября (29 августа) 1894 года в Замоскворечье. В 1918 году окончил живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В годы учебы подружился с художником Михаилом Ларионовым. В 1912-1914 годах входил в художественное объединение «Лучисты и будущники».
В 1918-1920 годах Сергей Романович преподавал в изостудии московского Пролеткульта, в 1920-1928 годах (с перерывами) – в воронежском отделении ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские). В 1932 году Сергей Романович был командирован на Русский Север, в 1938 году – в Среднюю Азию, в 1938-1939 годах – в Азербайджан. В 1935-1948 годах Сергей Романович работал в мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР. Художник выполнил ряд работ в жанре монументальной росписи на стенах и плафонах, делал панно.
После войны Сергей Романович почти не экспонировал свои произведения, зарабатывая на жизнь монументальными заказами. Сергей Романович умер в Москве 21 ноября 1968 года. Похоронен на Даниловском кладбище. В 1995 году работы художника были показаны на его ретроспективной выставке в Русском музее (Санкт-Петербург), а затем в Третьяковской галерее в Москве. Работы художника находятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Смоленска, Саратова, Павловска.