Российские медиаменеджеры поделились опытом реализации успешных проектов, а также рассказали о ключевых проблемах разных видов СМИ на планерном заседании в рамках VI Воронежского открытого медиафорума. Конференция на тему «Региональные СМИ: новые векторы развития» собрала в Expo Event-Hall сити-парка «Град» более 500 участников в четверг, 14 июня. На заседании выступили гости из Челябинска и Дагестана. Воронежскую область представляла директор РИА «Воронеж» Наталья Тесленко. Ключевые тезисы от федеральных экспертов – в материале РИА «Воронеж».
Интернет
Директор по кросс-медиаисследованиям Mediascope Михаил Райбман отметил, что аудитория интернета составляет 73% россиян. Рост – примерно 4% в год – происходит за счет старших возрастных групп, а также небольших населенных пунктов. Интернет для получения информации используют практически все жители больших городов, а также люди младше 40 лет.
– Аудитория интернета растет на разных устройствах по-разному. Больший прирост на мобильных устройствах. Аудитория, которая использует стационарные компьютеры и ноутбуки, напротив, падает. При этом планшеты уже уходят в прошлое, – отметил эксперт. – В небольших городах мобильные устройства предпочитают 23% пользователей, в крупных – уже 60%.
Если за рубежом аудитория предпочитает Google и Facebook, то в России на первое место выходят отечественные «Яндекс» и «ВКонтакте». YouTube в системе предпочтений только на четвертом месте.
Печатные издания
Эксперты регионального медиафорума отметили, что рынок печатной прессы относительно невелик.
– Но как ни странно, падение рекламных доходов печатного рынка сильно опережает падение аудитории. Люди продолжают читать печатные издания. Аудитория в среднем 80-90%. Падение есть, но оно не катастрофичное, – подчеркнул Михаил Райбман. – По тематике на первом месте телегиды и женские издания. Это общероссийская тенденция без учета локальных изданий.
Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев заметил, что одна из главных проблем печатных СМИ – весьма низкий уровень кадров. Приходят молодые журналисты, которые «не знают элементарных вещей». Повлиять на ситуацию, как считает эксперт, можно при помощи просветительских форумов.
Заместитель главного редактора еженедельника «Аргументы и факты» Индира Кодзасова считает, что к кризису печатные СМИ приводят проблемы логистики.
– Около 20-30% аудитории мы теряем, потому что газету негде купить. Ее просто не доставляют. Это огромная проблема для всех печатных СМИ. Но я думаю, что мы сможем решить этот вопрос. Есть примеры, когда региональные редакции выстраивают собственные системы доставки. Конечно, для большого федерального СМИ это невозможно. Еще один кризис – бедность населения. Люди считают, что газета – это не продукт первой необходимости. Нам надо стараться сделать так, чтобы она стала таким продуктом.
Президент Союза печатной индустрии Сергей Моисеев настроен пессимистично. Он полагает, что сейчас впервые за постсоветское время стоит вопрос, будут ли печатные СМИ существовать. По мнению эксперта, многие проблемы рукотворны. Речь также идет о распространении газет и журналов.
– Существование рынка печатных СМИ невозможно без рынка распространения. Для федеральных СМИ это киоски прессы. У нас в стране сократилось количество киосков на 52%. На 7 тыс. человек приходится один киоск, – пояснил Моисеев. – У нас есть перспективный сегмент – сетевые магазины. Около 17 тыс. из них торгуют печатной прессой. Но проблем здесь очень много. Сетевые магазины идут на это неохотно.
Телевидение
Михаил Райбман рассказал, что в среднем за день телевидение смотрят 71% россиян (учитываются города с населением от 100 тыс. человек). По словам эксперта, есть несколько каналов-лидеров, которые перетягивают на себя основную аудиторию. Растет аудитория тематических каналов.
– Количество людей, которые смотрят телевизионный контент в интернете, дает незначительный прирост аудитории. В среднем он примерно 1%, – рассказал Михаил Райбман. – Это добавка к инвентарю, который имеет телевидение. В основном через интернет смотрят развлекательные программы и спортивные события. По телесериалам распределение между телевидением и интернетом равномерное.
Что касается регионального ТВ, то, по словам спикера, локальные передачи оттягивают на себя существенную долю аудитории.
Владимир Соловьев отметил, что главная проблема для телеканалов – переход с аналогового вещания на цифровое. Необходимое оборудование стоит достаточно дорого, необходима государственная материальная поддержка.
Гендиректор Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких, говоря о региональных каналах, отметил, что президент Владимир Путин поручил правительству проверить целесообразность законопроекта, по которому за городскими телеканалами закрепят 22-ю кнопку в кабельных сетях. Срок поставлен до 1 июля 2018 года. Спикер полагает, что эта инициатива улучшит положение региональных ТВ.
Александр Широких также поделился мнением представителей лучших региональных телекомпаний. При ответе на вопрос «как выжить региональному каналу?» они порекомендовали своим коллегам сосредоточиться на производстве оригинального контента, вкладываться в технологии, заниматься раскруткой бренда, выстраивать оптимальную бизнес-структуру, делать упор на местную повестку. Посоветовали не пытаться бороться с федеральными каналами – шоу должного уровня все равно не получится, поэтому упор надо делать на новостях. Рекомендовали развивать социальные сети, искать альтернативные способы вещания, к примеру онлайн-кинотеатры, а также рассматривать гибридные проекты, привлекать блогеров.
Радио
Аудитория радио остается высокой. В среднем за месяц более 90% россиян слушают радио, а в сутки – более 60%. За сутки на радио каждый слушатель тратит около 155 минут. Такие данные привел Михаил Райбман.
– Идея давать человеку информацию фоном до сих пор жива, – пояснил эксперт. – Но радио тоже трансформируется. Примерно 30% аудитории слушают его через интернет. И этот процент растет. При этом чаще всего люди слушают радио в автомобиле. Конкуренция сейчас идет с такими сервисами, как плейлист.
В регионах, как отметил Райбман, усиливается конкуренция между радиостанциями. Доля локальных станций сокращается, потому что приходят сетевые компании, которые открывают новые частоты и начинают вещать национальные радиостанции.