Народные духовые инструменты, крестьянские и паломнические песни, поддержанные контрабасом, гитарой и ударными, зазвучали, если так можно выразиться, актуально. Когда контрабас в руках Владимира Волкова – очень легко поверить, что это русский народный инструмент, на котором скоморохи играли на ярмарках. Во всяком случае, сегодня играют.
Очередная акция «Джазовых сезонов» вызвала споры среди воронежских меломанов в соцсетях: руководителей проекта обвинили в нарушении чистоты жанра: дескать, Сергей Старостин к джазу отношения не имеет. Тезис, в принципе, верный: Дед – это самостоятельное музыкальное явление, сам себе жанр. Напомним: кларнетист академической школы в течение двух десятилетий собирал по разным уголкам страны народные духовые инструменты и народные мелодии. По его собственным словам, сейчас в его коллекции более двух тысяч народных песен. А теперь он возвращает их в музыкальную жизнь страны – сольно или в совместных проектах с другими музыкантами. Впервые Старостин выступал в Воронеже лет двенадцать назад вместе с Инной Желанной. Тогда они произвели сильное впечатление на слушателей с народной песней «На горе мак, а под горой так» – в наше время она воспринимается как-то двусмысленно.
Резонно было ожидать, что на совместном концерте «Волковтрио» и Старостина последний будет доминировать. Однако вышло иначе.
- Жаль, Старостина было маловато, - написала в Фейсбуке одна из зрительниц.
Программа получилась почти идеально гармоничной. Как это чаще всего бывает в хорошем джазе, здесь не было очевидного лидера: человек-легенда, Сергей Старостин с охапкой разнообразных духовых, виртуоз мирового класса контрабасист Владимир Волков, блестящий гитарист Вячеслав Курашев, деликатный, но темпераментный ударник Денис Сладкевич – каждый по отдельности очаровал публику, а вместе они делают нечто сложное, но легко читаемое на уровне эмоций.
Джаз, как и, например, литературный юмор, имеет универсальную основу, но в лучших проявлениях всегда приобретает легко узнаваемый национальный окрас. Благодаря «Джазовой провинции», а теперь и «Джазовым сезонам» мы слышали американский, скандинавский, польский, французский, швейцарский джаз и постепенно научились узнавать язык и особенности каждого. И хотя специалисты сетуют на то, что отечественная школа до сих пор не сложилась, а отечественные звезды копируют нью-йоркских и нью-орлеанских, теперь мы знаем, что она создается прямо на наших глазах. Эксперименты Леонида Винцкевица с курскими фольклористами, дебют воронежского мультиинструменталиста Ивана Сухарева, тоже ранее известного как фолковый исполнитель, некоторые другие проекты оценивались как «очень интересно, но пока не вполне внятно». В минувшую пятницу воронежцы услышали, наверное, лучших в жанре русского народного джаза.
Кстати, в музыке самого «Волковтрио» очень заметен «вокругбалтийский» окрас – питерская команда очевидно приходится родней прибалтийским и скандинавским коллегам. В наиболее прозрачных своих произведениях они энергичны, легкомысленны и приятны уху не только музыкального гурмана. Но таких вещей у них не так много – слушателю не дают расслабляться, постоянно меняя темп, настроение, рисунок музыки. И аккуратно, в меру посыпают «перцем»: авангардистскими хулиганствами, от которых уши плачут.
– Волков столь мастерски владеет инструментом и так органичен при игре на нем, что в концертах его порой трудно даже визуально отделить от контрабаса, – говорил о Владимире Волкове известный критик Михаил Миропольский. – Музыкант нового джаза – Волков, тем не менее, играет самую разную музыку. Его имя можно встретить на пластинках Сергея Курехина, «АукцЫона» и Бориса Гребенщикова, очень много и активно он занимается ранней европейской музыкой, которую он играет на виоле да гамба.
Кстати, на воронежском концерте виола присутствовала – когда Волков и Старостин сыграли продолжительную и насыщенную балладу, в которой средневековая европейская мелодия стала основой для песни русских паломников.
Команда Волкова и Дед сотрудничают около 15 лет, свою первую совместную пластинку «Once There Was Sun» («Однажды было солнце») они записали еще в конце прошлого века. С тех пор вышло еще два альбома (немало, учитывая, что каждый из них участвует во многих проектах). По необходимости краткий, но очень содержательный пересказ этого длинного пути со сцены воронежской филармонии произвел впечатление романа со множеством героев, со сложным увлекательным сюжетом и огромным количеством деталей и украшений. Пожалуй, повествовательность можно назвать одной из определяющих черт русской школы импровизационной музыки – литература у нас довлеет над всей жизнью, так что «русский джаз» можно назвать «литературой без слов».
Некоторые слова там были – Старостин спел несколько крестьянских и паломнических песен. Русские песни известны своей протяжностью и печалью: «Ни в ком правды нет, пойду в монастырь», «Скучно да грустно в нашей деревне зиму зимовать» и т.д. Но такими они кажутся только при очень поверхностном восприятии: как и в оперных партиях важно не что поют, а как. Старостин, очень сильный вокалист, владеет народной песенной традицией, очень сложной, разнообразной и прихотливой, наверное, в совершенстве. Чувствуется, что люди, сочинившие и поющие эти песни, любят жизнь, внимательны к ней и разбираются «во всяких сложностях и тонкостях». Разумеется, огромное значение имеет здесь харизма самого Деда, но ведь о народе следует судить по его лучшим представителям. Кстати, кроме содержания и техники Старостин взял у народных песен еще одну важную черту – анонимность. Его голос (надо думать, сознательно) лишен индивидуальной окраски, по которой мы обычно узнаем певца. Словно бы поет не конкретный артист, а именно «народ».
– Национальный фольклор стоит воспринимать именно по его творчеству, поскольку в его исполнении вековые музыкальные традиции обретают живой голос, рассказывая о том времени, когда песни не только украшали человеческую жизнь, но и были способом единения с миром, богом и космосом, – пишут о Старостине музыкальные журналы. – В его творчестве удивительным образом сочетаются традиционный подход к исполнению русского фольклора и неподдельный глубокий интерес к той музыке, которая является отражением нашего времени.
Со Старостиным и другими энтузиастами жанра народные песни перестают быть музейной принадлежностью и возвращаются в нашу жизнь, делая ее богаче и, возможно, чище.