Бывший главный архитектор Воронежа, преподаватель ВГТУ Анатолий Бородецкий коллекционирует и реставрирует старинные самовары. Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали в гостях у реставратора и узнали, «из какого сора» рождаются начищенные до блеска самовары.
«За державу обидно»
Большинство воронежцев знают Анатолия Бородецкого как бывшего главного архитектора города. Но он еще и реставратор антикварных вещей.
В доме архитектора расположился настоящий музей старины – в нем есть и чугунные утюги, и уголок с иконами, и дореволюционные бутылки, и старинные музыкальные инструменты – пианино 1903 года и фисгармония 1871 года, на которой можно играть. Оба музыкальных инструмента он восстановил сам.
Но главное богатство домашнего музея Бородецкого – коллекция старинных, начищенных до блеска самоваров самых разных форм и размеров. Сколько их всего, архитектор уже перестал считать – говорит, что их количество перевалило за 500. Это настоящие раритеты XVIII – XIX и начала XX века. Самый старый самовар в коллекции – уральский раритет 1740 года.
В основном все они были произведены на дореволюционных фабриках Баташева, Фраже, Капырзина, Тейле, Маликова, братьев Шемариных, Лисицына, Рудакова, Воронцова. Есть и изготовленный в Воронеже самовар с клеймом купца Николая Иншакова.
– На клейме написано: «Производство Иншакова Николая Васильевича». Хотя массового производства самоваров в Воронеже не было, – отметил Анатолий Бородецкий.
Антикварные вещи Анатолий Бородецкий начал собирать еще в советские годы, когда ездил в многочисленные командировки по всему Советскому Союзу. В то время он работал главным инженером проекта в воронежском филиале института «Гипрокоммундортранс» и проектировал объекты в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Мурманске, Архангельске, Пензе, Ростове-на-Дону, Набережных Челнах, Магнитогорске, Ульяновске, Чебоксарах, Калининграде.
В конце 1990-х Бородецкий стал пополнять свою коллекцию самоваров. С тех пор, бывая в других городах, архитектор в первую очередь идет на блошиные рынки.
– Мне стало, как говорится, за державу обидно: самовар – чисто российское изобретение, наше достояние, которое было утрачено. Я захотел сохранить наше наследие. Почему оно было утеряно? В годы Первой мировой войны самовары, сделанные из меди и латуни, начали переплавлять на производство снарядов. Медь и латунь в то время были очень востребованы. Были и самовары из так называемого «цыганского золота» – сплава под названием «томпак» – разновидности латуни с высоким содержанием меди и небольшим – цинка, – рассказал Анатолий Бородецкий.
На все руки мастер
Глядя на торжественно сверкающие самовары Бородецкого, трудно представить, что когда-то в руки Анатолия Петровича они попали, будучи черными, дырявыми и продавленными. Мастер вдохнул в них вторую жизнь: дыры и трещины залатал оловом, выровнял неровности, очистил от черного налета – коррозии, отшлифовал и присоединил утерянные детали – крышки, носики, ручки. Кропотливой технологии восстановления Бородецкий научился сам.
Большую часть процесса реставрации занимает выбивка гнутого самовара. Смятые самовары Бородецкий выравнивает инструментами в виде рычага, выстукивает молоточком округлые части. Чтобы материал, из которого сделан самовар, был пластичен и мог потянуться, мастер нагревает его газовой горелкой.
Для шлифовки и полировки самоваров Анатолий Бородецкий использует китайские дрели с фетровыми дисками.
– За много лет шлифовки самоваров у меня стерлись отпечатки пальцев. Подушечки пальцев отполировались и блестят. Работать стараюсь в матерчатых перчатках – резиновые мне на руки не налезают. Для рук, конечно, это вредно, – отметил Анатолий Бородецкий.
Одним из самых сложных для реставрации самоваров для мастера стал медный походный самовар конца XVIII века кубической формы. Его нашли во время строительных работ у главного корпуса ВГУ, на улице Фрунзе.
– В том месте когда-то жили монахи. Скорее всего, самовар сделали именно они. Экскаватор выкопал из земли какие-то зеленые обломки. Это и был самовар. Словом, собирать пришлось его буквально по кусочкам, – признался Анатолий Бородецкий.
«Пули» и «рюмки»
В коллекции архитектора нет повторяющихся самоваров – дело в том, что в старину их делали вручную. В зависимости от формы их делят на «пули», «дули» (груши), «рюмки», «банки», «пасхальные яйца», «кубки», «репы», «шары» и другие.
– А вот «кратер», по-другому – «ваза». Самовар красивый, но непрактичный – кому он нужен с такой «талией»? Не то дело практичные «рюмки». Форма «кратера» перекликается с архитектурным стилем барокко,– рассказал Анатолий Бородецкий.
До середины XIX века купить самовар могли себе позволить только зажиточные люди. Дело в том, пояснил реставратор, что самовары стоили дорого – 4–5 рублей. На эти деньги крестьяне могли купить две коровы.
– Самовары были удивительно дорогие. Поэтому крестьяне своих самоваров не имели. Покупать они их стали только во второй половине XIX века, когда фабриканты начали производить примитивные самовары — «банки». Они и стали наиболее популярными и массовыми самоварами, были просты в изготовлении и стоили дешево, – рассказал Анатолий Бородецкий.
Бульотки, фонтаны и «эгоисты»
Один из самых больших экспонатов в коллекции мастера – трактирный самовар с двумя ключами (краниками), изготовленный на фабрике Николая Воронцова. В него вмещалось два с половиной ведра.
– В старину за один раз выпивали не менее десяти стаканов чаю. Причем с сахаром вприкуску, – отметил Анатолий Бородецкий.
Но это не самый большой самовар в коллекции реставратора. Гораздо вместительнее – трактирный великан высотой больше метра, рассчитанный на 65 литров воды.
У большинства самоваров внизу был нижний или боковой поддув. В горных местностях были двухподдувальные самовары. Семь таких красавцев есть и в коллекции мастера.
– В горах ведь кислорода мало. Чем шире низ самовара, тем тяга будет сильнее. Такие самовары отправляли в ближневосточные страны, – отметил Анатолий Бородецкий.
Есть в коллекции архитектора и мобильные походные самовары, которые можно было положить в сумку. Они были удобны для перевозки.
– У таких самоваров были съемные ножки, не всегда у них были и краники, – отметил реставратор.
К обычаю растапливать самовар сапогом коллекционер относится резко отрицательно. Говорит, что негигиеничную традицию надевать на самовар грязный сапог заложили безграмотные люди.
– Возьмите пять березовых палочек, древесный уголь – через три минуты появится огонь. Снизу в самовар поступает кислород, сверху идет тяга. Те, кто пользуется сапогом, создают обратную тягу – ведь кислорода в сапоге нет, – пояснил Анатолий Бородецкий.
Есть в коллекции Бородецкого не только самовары, но и европейские изобретения – бульотки и фонтаны. Бульотка напоминает самовар и работает на спиртовке, которая располагается под емкостью для воды. Отсюда у бульоток – более высокие, чем у самоваров, ножки. За счет постоянного подогрева вода в них всегда была горячей.
– Бульотки были популярны в Петербурге, – говорит Анатолий Бородецкий. – Эстетные петербуржцы любили сидеть не за самоваром, а за бульоткой: говорили, за самоварами пусть москвичи сидят. Преимущество бульотки в том, что воду в ней можно было подогреть прямо на столе, и пить чай можно было подолгу, – рассказывает Анатолий Петрович.
Фонтан – это сосуд для охлаждения или подогрева вина. Внутрь него помещалась металлическая колба, куда вставлялась подогретая гиря либо лед – в зависимости от того, что планируется сделать с вином, – разогреть или охладить. В фонтанах готовили согревающий пунш и глинтвейн.
Самые редкие самовары в коллекции Бородецкого — маленькие «эгоисты», рассчитанные на одного человека, и самовары «тет-а-тет» – на двоих.
– Это редкие экземпляры, их осталось очень мало – большинство из них уничтожили, – отметил Анатолий Бородецкий.
В коллекции есть самовар-кухня, в котором можно было одновременно приготовить первое и второе. Внутри емкость разделена на две секции: в первой варили кашу, во второй – похлебку. Позже в таких самоварах-«мультиварках» появилась третья секция – для чая.
Несколько пузатых «Иван Иванычей» Анатолий Петрович подарил воронежским музеям. Раритетные вещи из его коллекции хранятся в музее Сергея Есенина, во дворце Ольденбургских, в музее-усадьбе Дмитрия Веневитинова, в музее-усадьбе Лосевых – Шатиловых – Сталь фон Гольштейн.
Реставратор признался, что ему уже предлагали передать часть обширной самоварной коллекции во временное пользование в музей.
– Буду только рад, если воронежцы смогут увидеть мои самовары в музее. Когда был День города, я несколько раз устраивал на улице передвижную выставку своих самоваров. Людям было очень интересно – где они еще такое увидят? Люди не должны забывать историю своей страны, – уверен Анатолий Бородецкий.