, Воронеж
  • 14200

Сам себе реставратор. Как экс главный архитектор Воронежа реставрирует старинные самовары

В коллекции Анатолия Бородецкого уже более 500 старинных самоваров
Сам себе реставратор. Как экс главный архитектор Воронежа реставрирует старинные самовары Сам себе реставратор. Как экс главный архитектор Воронежа реставрирует старинные самовары
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Бывший главный архитектор Воронежа, преподаватель ВГТУ Анатолий Бородецкий коллекционирует и реставрирует старинные самовары. Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали в гостях у реставратора и узнали, «из какого сора» рождаются начищенные до блеска самовары.

«За державу обидно»

Большинство воронежцев знают Анатолия Бородецкого как бывшего главного архитектора города. Но он еще и реставратор антикварных вещей.

В доме архитектора расположился настоящий музей старины – в нем есть и чугунные утюги, и уголок с иконами, и дореволюционные бутылки, и старинные музыкальные инструменты – пианино 1903 года и фисгармония 1871 года, на которой можно играть. Оба музыкальных инструмента он восстановил сам.

Но главное богатство домашнего музея Бородецкого – коллекция старинных, начищенных до блеска самоваров самых разных форм и размеров. Сколько их всего, архитектор уже перестал считать – говорит, что их количество перевалило за 500. Это настоящие раритеты XVIII – XIX и начала XX века. Самый старый самовар в коллекции – уральский раритет 1740 года.

В основном все они были произведены на дореволюционных фабриках Баташева, Фраже, Капырзина, Тейле, Маликова, братьев Шемариных, Лисицына, Рудакова, Воронцова. Есть и изготовленный в Воронеже самовар с клеймом купца Николая Иншакова.

– На клейме написано: «Производство Иншакова Николая Васильевича». Хотя массового производства самоваров в Воронеже не было, – отметил Анатолий Бородецкий.

Антикварные вещи Анатолий Бородецкий начал собирать еще в советские годы, когда ездил в многочисленные командировки по всему Советскому Союзу. В то время он работал главным инженером проекта в воронежском филиале института «Гипрокоммундортранс» и проектировал объекты в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Мурманске, Архангельске, Пензе, Ростове-на-Дону, Набережных Челнах, Магнитогорске, Ульяновске, Чебоксарах, Калининграде.

В конце 1990-х Бородецкий стал пополнять свою коллекцию самоваров. С тех пор, бывая в других городах, архитектор в первую очередь идет на блошиные рынки.

– Мне стало, как говорится, за державу обидно: самовар – чисто российское изобретение, наше достояние, которое было утрачено. Я захотел сохранить наше наследие. Почему оно было утеряно? В годы Первой мировой войны самовары, сделанные из меди и латуни, начали переплавлять на производство снарядов. Медь и латунь в то время были очень востребованы. Были и самовары из так называемого «цыганского золота» – сплава под названием «томпак» – разновидности латуни с высоким содержанием меди и небольшим – цинка, – рассказал Анатолий Бородецкий.

На все руки мастер

Глядя на торжественно сверкающие самовары Бородецкого, трудно представить, что когда-то в руки Анатолия Петровича они попали, будучи черными, дырявыми и продавленными. Мастер вдохнул в них вторую жизнь: дыры и трещины залатал оловом, выровнял неровности, очистил от черного налета – коррозии, отшлифовал и присоединил утерянные детали – крышки, носики, ручки. Кропотливой технологии восстановления Бородецкий научился сам.

Большую часть процесса реставрации занимает выбивка гнутого самовара. Смятые самовары Бородецкий выравнивает инструментами в виде рычага, выстукивает молоточком округлые части. Чтобы материал, из которого сделан самовар, был пластичен и мог потянуться, мастер нагревает его газовой горелкой.

Для шлифовки и полировки самоваров Анатолий Бородецкий использует китайские дрели с фетровыми дисками.

– За много лет шлифовки самоваров у меня стерлись отпечатки пальцев. Подушечки пальцев отполировались и блестят. Работать стараюсь в матерчатых перчатках – резиновые мне на руки не налезают. Для рук, конечно, это вредно, – отметил Анатолий Бородецкий.

Одним из самых сложных для реставрации самоваров для мастера стал медный походный самовар конца XVIII века кубической формы. Его нашли во время строительных работ у главного корпуса ВГУ, на улице Фрунзе.

– В том месте когда-то жили монахи. Скорее всего, самовар сделали именно они. Экскаватор выкопал из земли какие-то зеленые обломки. Это и был самовар. Словом, собирать пришлось его буквально по кусочкам, – признался Анатолий Бородецкий.

 «Пули» и «рюмки»

В коллекции архитектора нет повторяющихся самоваров – дело в том, что в старину их делали вручную. В зависимости от формы их делят на «пули», «дули» (груши), «рюмки», «банки», «пасхальные яйца», «кубки», «репы», «шары» и другие.

– А вот «кратер», по-другому – «ваза». Самовар красивый, но непрактичный – кому он нужен с такой «талией»? Не то дело практичные «рюмки». Форма «кратера» перекликается с архитектурным стилем барокко,– рассказал Анатолий Бородецкий.

До середины XIX века купить самовар могли себе позволить только зажиточные люди. Дело в том, пояснил реставратор, что самовары стоили дорого – 4–5 рублей. На эти деньги крестьяне могли купить две коровы.

– Самовары были удивительно дорогие. Поэтому крестьяне своих самоваров не имели. Покупать они их стали только во второй половине XIX века, когда фабриканты начали производить примитивные самовары — «банки». Они и стали наиболее популярными и массовыми самоварами, были просты в изготовлении и стоили дешево, – рассказал Анатолий Бородецкий.

Бульотки, фонтаны и «эгоисты»

Один из самых больших экспонатов в коллекции мастера – трактирный самовар с двумя ключами (краниками), изготовленный на фабрике Николая Воронцова. В него вмещалось два с половиной ведра.

– В старину за один раз выпивали не менее десяти стаканов чаю. Причем с сахаром вприкуску, – отметил Анатолий Бородецкий.

Но это не самый большой самовар в коллекции реставратора. Гораздо вместительнее – трактирный великан высотой больше метра, рассчитанный на 65 литров воды.

У большинства самоваров внизу был нижний или боковой поддув. В горных местностях были двухподдувальные самовары. Семь таких красавцев есть и в коллекции мастера.

– В горах ведь кислорода мало. Чем шире низ самовара, тем тяга будет сильнее. Такие самовары отправляли в ближневосточные страны, – отметил Анатолий Бородецкий.

Есть в коллекции архитектора и мобильные походные самовары, которые можно было положить в сумку. Они были удобны для перевозки.

– У таких самоваров были съемные ножки, не всегда у них были и краники, – отметил реставратор.

К обычаю растапливать самовар сапогом коллекционер относится резко отрицательно. Говорит, что негигиеничную традицию надевать на самовар грязный сапог заложили безграмотные люди.

– Возьмите пять березовых палочек, древесный уголь – через три минуты появится огонь. Снизу в самовар поступает кислород, сверху идет тяга. Те, кто пользуется сапогом, создают обратную тягу – ведь кислорода в сапоге нет, – пояснил Анатолий Бородецкий. 

Есть в коллекции Бородецкого не только самовары, но и европейские  изобретения – бульотки и фонтаны. Бульотка напоминает самовар и работает на спиртовке, которая располагается под емкостью для воды. Отсюда у бульоток – более высокие, чем у самоваров, ножки. За счет постоянного подогрева вода в них всегда была горячей.

– Бульотки были популярны в Петербурге, – говорит Анатолий Бородецкий. – Эстетные петербуржцы любили сидеть не за самоваром, а за бульоткой: говорили, за самоварами пусть москвичи сидят. Преимущество бульотки в том, что воду в ней можно было подогреть прямо на столе, и пить чай можно было подолгу, – рассказывает Анатолий Петрович.

Фонтан – это сосуд для охлаждения или подогрева вина. Внутрь него помещалась металлическая колба, куда вставлялась подогретая гиря либо лед – в зависимости от того, что планируется сделать с вином, – разогреть или охладить. В фонтанах готовили согревающий пунш и глинтвейн.

Самые редкие самовары в коллекции Бородецкого — маленькие «эгоисты», рассчитанные на одного человека, и самовары «тет-а-тет» – на двоих.

– Это редкие экземпляры, их осталось очень мало – большинство из них уничтожили, – отметил Анатолий Бородецкий.

В коллекции есть самовар-кухня, в котором можно было одновременно приготовить первое и второе. Внутри емкость разделена на две секции: в первой варили кашу, во второй – похлебку. Позже в таких самоварах-«мультиварках» появилась третья секция – для чая.

Несколько пузатых «Иван Иванычей» Анатолий Петрович подарил воронежским музеям. Раритетные вещи из его коллекции хранятся в музее Сергея Есенина, во дворце Ольденбургских, в музее-усадьбе Дмитрия Веневитинова, в музее-усадьбе Лосевых – Шатиловых – Сталь фон Гольштейн.

Реставратор признался, что ему уже предлагали передать часть обширной самоварной коллекции во временное пользование в музей.

– Буду только рад, если воронежцы смогут увидеть мои самовары в музее. Когда был День города, я несколько раз устраивал на улице передвижную выставку своих самоваров. Людям было очень интересно – где они еще такое увидят? Люди не должны забывать историю своей страны, – уверен Анатолий Бородецкий.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: