В 2021 году исполняется 30 лет Воронежскому областному клиническому Центру медицины катастроф. Сегодня эвакуация пациентов и доставка в районные больницы специалистов для оказания помощи на местах производится не только с помощью наземного транспорта, но и санитарной авиации. О том, какие задачи решает сегодня Центр медицины катастроф, рассказали его сотрудники – врачи и пилоты санавиации в среду, 10 февраля.
Дополнительные возможности
В этот день бригада санитарного вертолета вылетела в Бутурлиновскую районную больницу, чтобы доставить в Воронеж пациентку, у которой возникли осложнения после операции. Анестезиолог-реаниматолог Виктория Назаретьян рассказала, что таких вылетов в месяц может быть больше десятка.
– Моя задача во время перелета – контролировать состояние пациента и обеспечивать функции жизнедеятельности. В вертолете очень удобно выполнять все медицинские манипуляции, начиная от внутримышечных и внутривенных инъекций и заканчивая интубацией. Боимся ли мы летать? Нет, мне кажется, все коллеги к этому привыкли и чувствуют себя в вертолете, как в салоне обычного реанимобиля, – рассказала Виктория.
Медсестра-анестезист Лидия Бахтина – сотрудник с опытом работы в санавиации более 25 лет, ей приходилось много летать еще на Ан-2.
– Конечно, в вертолете намного лучше. Но главное – сегодня у нас больше возможностей помочь пациенту даже в самых тяжелых случаях, потому что есть хорошее медицинское оборудование. Поэтому сейчас нам работать легче, – отметила Лидия Бахтина.
В Центре медицины катастроф круглосуточно дежурят 4-5 бригад: реанимационная, общехирургическая, бригада сосудистого хирурга. Травматологи и торакальные хирурги привлекаются по необходимости. В любой момент, как только поступит вызов из районной больницы, бригада должна быть готова к выезду или вылету.
Тяжелых пациентов эвакуируют из районных больниц как наземным, так и воздушным транспортом в тех случаях, когда им требуется специализированная или высокотехнологичная помощь в областных больницах.
Тысячи вызовов и телемедицина
За минувший год автопарк Центра медицины катастроф заметно обновился.
– В 2020 году мы получили десять новых реанимобилей. Из них восемь – на базе Ford и два – на базе Газели Next. Всего в составе службы 16 реанимобилей, – сообщил главный врач Воронежского областного клинического центра медицины катастроф Александр Артемов.
Если состояние пациента не позволяет его транспортировать, то в районную больницу срочно командируется бригада специалистов – для консультаций или проведения операций. Всего в Центре медицины катастроф работают порядка 50 врачей: хирургов, реаниматологов, нейрохирургов, врачей скорой медицинской помощи, травматологов, сосудистых хирургов. Они оказывают консультативную помощь и посредством телемедицины.
В 2020 году Центр медицины катастроф отреагировал более чем на 4,6 тыс. вызовов из районных больниц, в результате пациенты, находящихся там на лечении, были переведены в областные или федеральные лечебные учреждения. Кроме того, проведено порядка 600 консультаций пациентов, в том числе с помощью телемедицины. Еще 788 консультаций с федеральным центром было проведено по поводу больных с новой коронавирусной инфекцией, которые проходили лечение в стационарах Воронежской области.
– Бригадами Центра медицины катастроф было эвакуировано почти 1,7 тыс. пациентов с коронавирусной инфекцией из районных больниц в областные медучреждения. В декабре прошлого года впервые тяжелый больной с COVID-19 был перевезен из Лискинской районной больницы в Воронеж на вертолете, в изолирующем боксе, – до этого эвакуация производилась только автомобильным транспортом. В январе 2021 года было сделано еще четыре таких вылета за пациентами в Бобровскую, Павловскую, Россошанскую, Борисоглебскую районные больницы, – сообщил Александр Артемов.
Реанимобиль в воздухе
В 2020 году Воронежская область вступила в федеральный
проект по развитию санитарной авиации. В рамках этого проекта существуют
требования к воздушным судам: они должны быть отечественной сборки и произведены
не ранее 1 января 2014 года. Вертолет «Ansat», собранный на
Казанском вертолетном заводе, соответствует этим требованиям. В 2020 году в
рамках заключенного госконтракта вертолет выполнил 166 вылетов и перевез 161
пациента.
– Мы выполнили федеральные показатели, по которым необходимо совершить 152 вылета. На 2021 год у нас запланировано 170 вылетов и перевозка 170 пациентов в рамках Федерального проекта, – отметил главный врач Центра медицины катастроф.
Вертолет «Ansat» имеет в своем составе медицинский модуль и медицинское оборудование, включающее аппарат искусственной вентиляция легких, баллоны для кислорода, пульсоксиметры, инфузоматы – то есть всю необходимую аппаратуру для транспортировки реанимационных больных. Фактически это реанимобиль в виде воздушного судна.
Самые сложные случаи – это пациенты с ожоговыми травмами, они нестабильны требуют в ходе медицинской эвакуации проведения медицинских мероприятий. Также тяжелые пациенты – пострадавшие в ДТП с сочетанными травмами.
Стратегия развития
В рамках Федерального проекта в 2019 году оборудованы две вертолетные площадки в Павловске и Борисоглебске с ночным стартом. В 2020 году открыты еще две площадки при Бобровской и Таловской районных больницах, также имеющие сигнальное оборудование и возможность использования в ночное время.
– В документе «Стратегия развития санитарной авиации», утвержденном постановлением правительства Воронежской области до 2024 года, запланировано строительство вертолетных площадок при других районных больницах. Суть в том, чтобы пациента мы забирали без промежуточного этапа, без перекладывания в санитарную машину – сразу из реанимации в больнице на носилки и вертолет, – отметил Александр Артемов.
Особенный полет
Командир воздушного судна «Ansat» Александр Чуманов 12 лет работал в полярной авиации. Условия полетов в Воронежской области считает несложными.
– После того как поступает заявка из районной больницы, мы через 45 минут должны вылететь. В январе налетали 25 часов, это 12 вылетов. В зимнее время летаем меньше, летом может быть и 80-90 часов в месяц.
В основном все больницы сейчас оборудованы
маленькими площадками либо с советских времен, либо уже сейчас, по программе
развития санавиации. Полет с больными имеет свои особенности: мы не можем себе
позволить большую вертикальную скорость, резкое снижение, работаем аккуратно, –
рассказал Александр Чуманов.