Родных осужденных за убийство гражданина Узбекистана шокировал строгий приговор облсуда, вынесенный в среду, 10 мая. Четверо мужчин получили от 10 до 16 лет колонии строгого режима. Узбека убивал бывший сотрудник ДПС Александр Римаренок, а потом оговорил друзей, чтобы выгородить себя, заявили корреспонденту РИА «Воронеж» близкие остальных мужчин.
Национального мотива для убийства 28 апреля 2013 года в действиях полицейского и троих его друзей нет, определили следствие и суд. Четверо воронежцев забили человека, потому что были сильно пьяны и хотели развлечься.
Кто виноват?
На приговор 28-летнему Александру Римаренку, 40-летнему Андрею Маренкову, 32-летнему Сергею Битюкову и 35-летнему Александру Попову приехали их родные и друзья из Ямного. Скамьи в зале заняли порядка 20 человек, который пришли поддержать подсудимых. Все живут неподалеку и хорошо знакомы. Некоторые знают друг друга с детства. К примеру, жена Александра Попова училась в школе вместе с Римаренком. В суде она рассказывала, что в детстве он был спокойным и тихим мальчиком и сильно изменился, когда поступил на службу в полицию. Когда судья зачитывал приговор, многие не скрывали неприязни к бывшему сотруднику ГИБДД – смотрели на него с презрением и одобряли нелестные характеристики свидетелей. Свидетели назвали Римаренка «себялюбивым», «жестоким», «любителем порисоваться» и «похвастаться вещами».
На фото Александр Римаренок
- На самом деле Римаренок забил узбека, а потом стал валить на остальных, чтобы выгородить себя. А наши оказались тут крайними, потому что только там с ним были. Его, как бить, пять лет в институте учили. Бог его за ложь накажет, - рассказали журналисту РИА «Воронеж» тети Сергея Битюкова.
Точно такого же мнения придерживаются друзья Сергея, которые уверены, что тот не мог нанести смертельные удары человеку.
- Римаренок показал себя в этой ситуации. Не хочется употреблять ругательств, чтобы объяснить, кто он такой. У него на приговор ни родители, ни жена не пришли, что многое говорит о нем как о человеке, - сказал друг Битюкова.
- Почему же так вышло? Почему благополучных людей из хороших семей, без криминального прошлого судят за такое серьезное преступление? – спросила корреспондент РИА «Воронеж» у приятелей Битюкова.
- А не надо чтобы эти сюда ехали, - ответил один из них.
- Кто эти?
- Узбеки. У нас в Ямном они везде. Выйдешь вечером, и как в другой стране.
В деле есть показания свидетеля, что один из обвиняемых в убийстве говорил ему, мол, «узбеки стали наводить свои порядки и их нужно поставить на место». Никаких иных, тем более прямых доказательств того, что убийство гражданина Узбекистана могло иметь национальный мотив, нет.
В суде Римаренок, Битюков и Маренков отказались признать свою вину и давать показания. Все трое два года провели в СИЗО. Попов находился под домашним арестом. У него двое детей. И отец убитого Шавката Туева, получивший от Попова 1 млн рублей, просил суд строго его не наказывать. Попов же признал вину частично.
На фото Александр Попов
- Я не бил узбека, виноват лишь в том, что помогал на своей машине вывозить труп, - заявил Александр Попов в суде.
При оглашении приговора судья Андрей Матвеев зачитал показания подсудимых из дела, когда они давали признательные показания. При этом каждый из четверых в них старался оговорить других и выгородить себя.
Что наделали?
Четверо мужчин 28 апреля 2013 года жестоко расправились со случайной жертвой – 37-летним Шавкатом Туевым. Он приехал в Воронежскую область на заработки ровно за месяц до своей смерти, поселился вместе с братьями в селе Ямное. Туев попал в автомобиль Mazda 6 инспектора ГИБДД Римаренка, когда пошел в магазин. Римаренок и его приятель Александр Попов приехали купить водки, посадили в машину узбека и увезли с собой.
Как установил суд, мужчины вместе с женами отмечали на поляне в лесополосе села Ямное день рождения Римаренка. Застолье было в самом разгаре, когда Римаренок и Попов попросили Маренкова и Битюкова оставить женщин и выйти к ним от поляны к дороге.
У пьяного Андрея Маренкова было хорошее настроение и его развеселила смешная кепка Шавката Туева. Поэтому Маренков надвинул ее тому на глаза. Узбек стал возмущаться, замахнулся на мужчину, а Маренков в ответ разбил ему кулаком губу. После нескольких ударов Маренков потерял равновесие и упал вместе с Туевым на землю, придавив узбеку руку. После чего на узбека набросились его друзья. Тот пытался убежать, но его догнали и сильно били. По показаниям Попова, во время избиения, Римаренок даже прыгал на человеке.
После избиения Римаренок отправил узбека в багажник своей Mazda 6, чтобы тот не испачкал кровью и пылью салон машины. Маренков был сильно пьян, и Римаренок сказал ему вернуться на поляну. Там мужчина уснул и проспал до позднего вечера.
Вместе с Поповым и Битюковым полицейский повез его к реке Дон в лесополосе, расположенном неподалеку от поселка Медовка. Друзьям он сказал, что якобы нужно договориться с Туевым, чтобы тот не заявлял в полицию. В лесополосе неподалеку от реки Попов остался отогнать машину, а Римаренок и Битюков пошли разговаривать с Туевым. Вернулись в машину без узбека, сказали Попову, что тот дойдет сам. После этого мужчины приехали назад к женам и продолжили застолье.
Когда стемнело, Римаренок попросил Попова свозить его и Битюкова на своей машине «УАЗ Патриот» к месту, где оставили узбека. Он объяснил, что нужно проверить, ушел ли тот. Там мужчины обнаружили, что Шавкат мертв. Они отвезли убитого в другое место и закопали в канаве. По совету Римаренка, окровавленный целлофан и некоторые свои вещи сожгли. Обе машины отправили на мойку.
Братья Шавката забили тревогу уже вечером 28 апреля, когда мужчина пошел в магазин и бесследно исчез. На следующий день они сами отправились осмотреть окрестности в поисках Туева. В лесополосе у дороги, неподалеку от оборудованной для отдыха поляны узбеки наткнулись на шлепки, кепку и амулет Шавката. Они обратились в полицию, где написали заявление о пропаже человека. Вскоре полицейские нашли очевидцев, рассказавших, как Туев садился в серебристую иномарку. Так силовики вышли на Римаренка, которого задержали 1 мая. Второго мая он показал канаву, где он с друзьями закопал тело человека.
На теле Шавката не было живого места. Его лицо представляло собой кровавое месиво, спина была синяя, сломаны ребра, на ягодицах следы от отвертки. Над человеком перед смертью явно издевались, он умер от множественных травм головы, шеи и груди.
Под арест в первые дни расследования дела об убийстве узбека попал и Андрей Маренков. Сергей Битюков успел сбежать, узнав об обыске у себя дома. Он же предупредил Александра Попова, который прожил почти три месяца в палатке. В июле оба подозреваемых связались с родными и сдались следователям СКР по региону.
Как дальше?
Вместе с Александром Поповым, который находился под домашним арестом, пришла жена и родственники. Он принес с собой большую сумку с вещами. Супруга, мать двоих детей Попова, место себе не находила. Понимая, что их ждет долгая разлука, старалась побыть рядом, лишний раз погладить, подержать за руку.
На фото Андрей Маренков
Жена Андрея Маренкова пыталась общаться с мужем глазами. Он смотрел с другой стороны решетки отрешенно. В перерыве она устроилась поближе к клетке, чтобы рассмотреть мужа. Но пришли конвойные, чтобы отвести подсудимых в специальное помещение.
- Можно хотя бы прикоснуться? – нерешительно спросила женщина у конвоя, когда мужа проводили в двух метрах от нее.
- Нет.
- Ах, бедные, бедные, - запричитала тетя Сергея Битюкова, которая сидела рядом.
Сама она, войдя в зал, долго разглядывала племянника в клетке, улыбалась сквозь слезы и показывала ему, чтобы снял кепку. Хотела получше его рассмотреть. Сергей улыбался в ответ, несколько раз махнул тетям и друзьям.
- Я часто сюда ходила, привыкла, а вот она пришла в первый раз. Мы две тети – с маминой стороны и с папиной. Маму мы не пускаем, нельзя ей сюда, - рассказала женщина, сидящая рядом.
Родные Маренкова и Попова до последнего надеялись на возможное изменение статей для них. Ведь Маренков ударил узбека всего несколько раз. Во время вывоза Туева в Медовку, когда приятели закапывали труп, спал. Попов же на месте смерти узбека не избивал и не видел, что с ним делали приятели. Однако суд установил, что удары наносил каждый из четверых участников нападения на Туева. Чьи именно удары стали смертельными для Шавката Туева, оказалось невозможно определить. Поэтому все четверо мужчин были признаны виновными в убийстве.
- Гособвинение попросило для Римаренка 17 лет лишения свободы, для Битюкова и Маренкова – по 15 лет, для Попова с учетом наличия двоих детей, частичного признания вины и компенсации морального ущерба потерпевшему в размере 1 млн рублей, 10 лет колонии. Суд признал их виновным в убийстве группой лиц (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ) и определил для Римаренка 16 лет колонии строгого режима, для Битюкова – 14 лет, для Маренкова – 12 лет, для Попова – 10 лет колонии строгого режима. Кроме того, каждому из них предусмотрено в наказание ограничение свободы на один год после освобождения. Все они должны выплатить по 1 млн рублей потерпевшему – отцу убитого. Попов эту сумму возместил до приговора, Римаренок и Маренков платили по 20 и 50 тыс. рублей, поэтому им назначили по 980 и 950 тыс. рублей моральной компенсации, соответственно. После изучения приговора на предмет его законности и обоснованности будет принято решение обжаловать его или нет, - пояснил корреспонденту РИА «Воронеж» в зале суда прокурор отдела гособвинителей прокуратуры Воронежской области Александр Харьков.
После оглашения приговора на Александра Попова надели наручники. Его жена и многие женщины в зале заплакали. Конвой увел подсудимых, чтобы отвезти в СИЗО. Не такого приговора ждали все они два года и, наверняка, попытаются обжаловать в апелляции.