Минэнерго признало, что программа повышения энергоэффективности не выполняется: графики сорваны, планы нереальны. Ускорить процесс могло бы повышение тарифов, но это спровоцирует социальную напряженность.
Как сообщает Gazeta.ru, реализация государственной программы повышения энергоэффективности отстает от графика, и достичь плановых показателей к 2020 году не удастся, признали в Министерстве энергетики. Согласно утвержденному в 2010 году документу, к 2020 году энергоемкость ВВП должна снизиться на 40%, а экономия первичной энергии составить не менее 195 млн тонн условного топлива в год. Ежегодно в рамках госпрограммы предусмотрены расходы в 7 млрд рублей.
За два года реализации госпрограммы энергоемкость сократилась на 2,2%, в том числе за счет мероприятий госпрограммы – на 1,5% при целевом показателе 2%, рассказал на Красноярском экономическом форуме замглавы ведомства Антон Инюцын.
Экономия первичной энергии отстает от плана на 56%. За два года целевой уровень не достигнут ни в одной из отраслей, свидетельствуют материалы ведомства. Больше всего отстают промышленность, транспорт, бюджетная сфера – там не достигнуто и половины показателей. Если тенденция сохранится, то к 2020 году энергоемкость ВВП снизится на 20—22%.
Сейчас по энергоемкости ВВП Россия занимает 124-е место в рейтинге Международного энергетического агентства. Энергозатраты на 90% выше, чем в США, и на 26% выше, чем в Китае. На $1000 ВВП в России затрачивается энергии на $476, тогда как в Германии – $168, в Норвегии – $262, в США – $250, в Канаде – $375; в Китае – $376.
В результате, говорят в Минэнерго, у России есть три пути. Инерционный сценарий предполагает сохранение нынешних темпов реализации госпрограммы и означает, что модернизация экономики будет идти медленно. Этот вариант Минэнерго не рассматривается.
Повысить энергоэффективность, по мнению Инюцына, можно было бы за счет роста цен на энергоресурсы, которые в России в 2—3 раза дешевле европейских. Такая формулировка предполагает либерализацию государственного регулирования тарифов для промышленных потребителей. В частности, рассматривается вариант включения в тариф зарезервированной мощности, которая часто превышает объем фактического потребления. «Без роста тарифа вкладывать деньги в модернизацию фондов невозможно, срок окупаемости составляет в среднем 25 лет.
Но компенсация дополнительных расходов промышленности возможна только за счет населения — в увязке с поэтапным отходом от перекрестного субсидирования. Возникают риски: снижение объемов производства и рост социальной напряженности. На такой вариант власти пойти не готовы.
Два наиболее перспективных пути повышения энергоэффективности: государственное регулирование, направленное на стимулирование энергосбережения и обновления основных фондов, и отбор госбанками приоритетных инвестпроектов с учетом их энергоэффективности.