Новость о начале бюджетного финансирования охранных услуг в воронежских школах вызвала неоднозначную реакцию. В отличие от родителей, директора и представители частных охранных организаций не радуются. Они опасаются, что системе может не хватить гибкости. Своими мыслями они поделились с корреспондентом РИА «Воронеж» в пятницу, 7 августа.
Хватит ли одного охранника?
На условиях анонимности с корреспондентом РИА «Воронеж» поговорил директор одной из воронежских школ:
– Мне кажется, радоваться нововведению пока рано. Нашу школу и раньше охраняли профессионалы. Мы назначали торги и за счет спонсорских средств – пожертвований родителей – заключали договор и осуществляли круглосуточную охрану. С охраной нашей школы один-единственный чоповец не справится. Один человек не проконтролирует несколько выходов и множество мониторов. С одной стороны, нам помогли, с другой – создали проблему. Нужно оплачивать как минимум второго охранника. Но как? Мы можем дособирать деньги с родителей, но это решение не одобрят в управлении образования. Второй вариант – использовать внебюджетные источники. То есть те деньги, которые зарабатывает сама школа.
Школа может оказывать платные услуги или в неурочное время сдавать помещения в аренду –например, спортзал для тренировок частных спортивных секций и так далее. Все расчеты производят безналично на внебюджетный счет учреждения. Это обеспечивает прозрачность движения средств, то есть и городское управление образования, и надзорные органы могут видеть, какая сумма на счете образовательной организации, а также узнать, как и на что она тратится.
– Раньше мы использовали эти средства, например, на оборудование. А теперь придется тратить их на охрану. Это около 1 млн рублей в год, может, чуть меньше. Решение можно назвать половинчатым. Маленьким школам финансирования пока не дали, а большим школам непонятно, что делать с единственным охранником. Но все равно, слава богу, что вопрос хоть как-то начал решаться, – поделился директор.
Учтут ли качество охранных услуг?
Другую проблему разглядели руководители крупнейших охранных предприятий города.
– В школах всегда были формальные охранники – сторожа. В основном, бабушки и дедушки, которые не проходили никакой специальной подготовки. В отличие от них все сотрудники частных охранных предприятий – лицензированные специалисты, имеющие 4–6-й разряд (имеющие право работать со спецсредствами и оружием. – Прим. РИА «Воронеж»). Безопасность детей – превыше всего, и нужно обязательно следить за тем, чтобы человек реально соответствовал своей квалификации. Все школы будут выходить на торги. Есть ряд компаний, которые демпингуют по цене. От снижения цены падает качество услуги. От представителей охранного сообщества хотелось бы пожелать, чтобы заказчик разработал техническое задание в таком формате, чтобы стоимость услуги не была основополагающим фактором победы. Нужно обращать внимание и на репутацию компании, и на опыт работы, и на наличие групп реагирования, – рассказал гендиректор ассоциации охранных предприятий «Сармат» Владимир Русаков.
Дадут ли право выбора школам?
«Сармат» пока не сотрудничает с учреждениями среднего образования, но рассматривает это направление как перспективное. ЧОП «Тандем» занимается охраной 17 школ Воронежа.
– Все директора школ понимают, что лучше нанять лицензированную охрану, которая контролируется полицией, чем сторожа, с которого и спросить-то нечего. Не у всех хватает на это бюджета. Проблем безопасности в школах много. Помимо ежедневной работы, это и угрозы вооруженного нападения, торговля наркотиками, активность рядом со школами. Но то, что движение в этом направлении уже началось, уже хорошо. Замечательно, что в каждой школе появится организация, реально несущая ответственность за безопасность детей, – рассказал директор группы компаний «Крепость», в которую входит ЧОП «Тандем», Яков Милюков.
Однако он опасается, что школа не сможет самостоятельно выбирать подрядчика:
– Если директора и родителей не устроит качество услуг, они уже ничего не смогут сделать, ведь они не являются заказчиками. Чаще всего при выборе подрядчика не ставят критерий качества, главное – самая низкая стоимость услуг. Аукционы выигрывают демпингующие компании, зачастую из других регионов. А потом в школу приходят непрофессионалы, с вредными привычками, недостаточно подготовленные. Иногородним ЧОПам не принципиальны качество и репутация. На мнение воронежских заказчиков им плевать – других наберут. Так вот и оставляют нехорошие следы по всей России.
Работа охранника в школе отличается, например, от охраны склада, магазина и даже вуза:
– У работы в школах своя специфика. Например, некоторые директора требуют, чтобы охранники не надевали специальную униформу, а ограничивались бейджами – детей не нужно запугивать, психологически давить на них. Муниципальные власти могут определить единую форму для всех. Сотрудники ЧОП, работающие в школе постоянно, знают проблемных ребят в лицо. К несовершеннолетним нельзя применять физическую силу и спецсредства. Для них нужен комплексный подход, который вырабатывается в процессе многолетнего взаимодействия с директором, завучами, педагогическим коллективом. Смогут ли этого достичь случайные люди, предложившие самую низкую цену на аукционе?
Яков Милюков отмечает возможные трудности новой программы:
– Нельзя грести все школы под одну гребенку. Для крупной школы на 1,5 тыс. человек недостаточно одного охранника, как в школе на 400 учеников. Не нужно применять ко всем школам единое лекало. Проекту на данном этапе не хватает гибкости.
Что ответили в мэрии?
Корреспондент РИА «Воронеж» обратился к пресс-службе мэрии Воронежа с вопросами, волнующими горожан.
– Если город финансирует всего один пост охраны, как быть большим учреждениям, в которых этого может быть недостаточно?
– Помимо охранника ЧОП, в штате школы остаются такие ставки, как вахтер или сторож.
– Когда объявят тендеры?
– Сейчас идет работа по формированию лотов для проведения совместных закупочных процедур, прорабатывается техническое задание. Ориентировочный срок публикации информации о торгах – конец августа.
– Какими будут критерии отбора? Есть опасения, что выберут только по цене, качество при этом будет страдать, особенно, если тендеры выиграют иногородние ЧОПы.
– Помимо стоимостных критериев, закон позволяет предъявлять к потенциальным исполнителям требования нестоимостного характера. Такие, как опыт участника по выполнению аналогичных заявок, ресурсное и кадровое обеспечение. Дискриминация по территории регистрации организации не допускается федеральным законодательством.
– Смогут ли директора школ влиять на выбор ЧОПа?
– Муниципалитет не является заказчиком, заказчиком будет выступать каждое учреждение, соответственно, контроль за качеством оказания услуг возложен на руководителя школы.
Контекст
С учебного года 2020–2021 из бюджета Воронежа оплатят услуги профессиональных охранников в 32 школах и одном учреждении дополнительного образования. Это крупные объекты, которые, по мнению чиновников, требуют особого внимания. На эти цели в будущем учебном году направят 7,7 млн рублей.
На первом этапе не сдавать деньги на охрану смогут родители, чьи дети учатся:
- в школах №1, 43, 47, 52, 54, 55, 64, 73, 74, 83, 84, 94, 95, 97, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106;
- в гимназиях №1, 2, 9, 10, имени Бунина, Платонова, УВК №1;
- в лицеях №1, 5, 6;
- в Воронежском учебно-воспитательном комплексе (ВУВК) имени Киселева;
- во Дворце творчества детей и молодежи.
Следующая группа школ получит финансирование с начала 2021 года. Окончательно перейти на оплату услуг частных охранных предприятий без использования внебюджетных источников вся система общего образования Воронежа сможет с 1 сентября 2021 года.