«Урок цифры» на тему «Приватность в цифровом мире» в воронежской среднеобразовательной школе №47, так же как и в других школах, проходил в рамках обычного урока информатики. Ученикам 8 класса предстояло узнать, какие угрозы существуют для них в цифровом мире, как обезопасить себя от них и противостоять мошенникам, защитить личную информацию.
Программа «Урок цифры» проводится в России с 2018 года в рамках нацпроекта «Образование». На подобных уроках уже освещались такие актуальные темы, как, например, искусственный интеллект или большие данные. Темы уроков рассчитаны на разный возрастной уровень, отдельно для начальной школы, средних и старших классов. Программа реализуется при поддержке министерства цифрового развития, министерства образования и АНО «Цифровая экономика», сопровождающей реализацию одноименного нацпроекта.
– За прошедшие 4 года на территории Воронежской области через программу прошло порядка 300 тыс. детей. Охват достаточно большой. Тематики самые актуальные, партнеры программы для этого готовят контент, уроки, вебинары. Информация, которая передается детям, в рамках этих уроков – очень высокого качества, актуальна, в отличие от некоторых программ, по которым мы пока учим детей. Здесь есть как просветительская составляющая, так и в определенной степени профориентация. Важность этих уроков очевидна, и мы однозначно будем продолжать эту программу, – поделился мнением заместитель председателя правительства Воронежской области Артем Верховцев, посетивший сегодня «Урок цифры» в школе №47.
Заметим, что уровень знаний учеников 8 класса превзошел ожидания педагогов и гостей школы. Дети практически без затруднений выполнили тренинговые задания и успешно прошли тестирование. В то же время школьники узнали и много нового. Например получили представления о таких понятиях, как овершеринг – желание разместить о себе больше информации в сетях, чем следовало бы, или цифровой след – та информация, о себе, которую человек оставляет в процессе работы в интернете. Учитель совместно с видеоматериалом пояснил, как противостоять возможным атакам мошенников, правильно вести себя в соцсетях. Школьники рассмотрели примеры, как информация попадает в руки мошенников и попадает в сети от них самих.
– Тема приватности в цифровом мире актуальна тем, что социальных сетей становится все больше, смартфоны есть уже у всех. В связи с этим возможности человека увеличиваются. Мы можем передавать и получать практически любую информацию. И дети сейчас находятся в зоне риска. Мы проводили опрос и многие из них рассказали, что их просили перевести деньги с карты под разными предлогами. Мошенники взламывают аккаунты, идет утечка информации. Дети уже всему этому подвержены. Практическая цель занятия – еще раз сделать акцент на этом, привить культуру защиты своей информации, – говорит учитель информатики средней общеобразовательной школы №47 Надежда Новичихина.
Вице-премьер областного правительства пояснил школьникам, что никто не хочет ограничить их в пользовании соцсетями. Цель занятия – дать понимание, какие угрозы несет деятельность в соцсетях и вообще в интернете. Ведь многие не подозревают, сколько информации можно узнать о человеке всего по одной фотографии, если знать подробности ее технической составляющей. А уж если это некий массив фото за определенный временной период, риски возрастают многократно. Важно, чтобы дети не только сами усвоили эту информацию, но и донесли ее до своих родителей, бабушек и дедушек. Артем Верховцев заметил, что в проекте есть как просветительская составляющая, так и профориентационная. В стране существует достаточно большой дефицит кадров в сфере информационных технологий.
Ученики 8г класса после открытого урока с удовольствием поделились своими мнениями о занятии и проблеме кибербезопасности.
Данил Сдобнов:
– Для сегодняшнего поколения очень важно знать о безопасности в интернете, важности паролей, о том, как важно их менять, и как не выкладывать в Сеть лишние данные. На этом уроке я узнал новую информацию и закрепил ту, что уже знал. Мне уже приходилось сталкиваться с мошенниками, которые по телефону пытались узнать номер банковской карты, говорили, что ее сейчас заблокируют, просили сообщить данные карты, но я просто бросил трубку.
Денис Кобелев:
– Хотелось бы еще таких уроков, поскольку сегодня мы узнали много нового. Эта информация пригодится и в будущем. Большинство профессий и жизненных ситуаций сейчас напрямую связаны с интернетом. Мы должны много знать о кибербезопасности, чтобы не потерять ценные данные. Интересно было бы узнать про заработок в интернете, как работать с разными компьютерными приложениями.
Мария Татаренкова:
– Этот урок был важным, поскольку новые технологии постоянно появляются и развиваются. В дальнейшем все будет на более высоком уровне и проблему безопасности надо решать у самых истоков. Самостоятельно пользоваться интернетом дети начинают лет с 12-и. Поэтому очень важно объяснить, как опасна и вредна может быть информация, которую подростки выкладывают в сеть добровольно.