Воронежский областной суд рассмотрел жалобу прокуратуры на приговор бывшему директору ростовского футбольного клуба «Чайка». Помимо наказания, назначенного Железнодорожным райсудом, Олегу Баяну дополнительно запретили на два года заниматься деятельностью в области профессионального спорта. Заседание, состоявшееся в среду, 10 апреля, посетил корреспондент РИА «Воронеж».

«Суд не учел общественной опасности совершенных преступлений»

В суде представитель гособвинения сообщила, что вина Олега Баяна в инкриминируемом ему преступлении была полностью доказана. Однако суд первой инстанции не учел общественной опасности совершенных преступлений, а также личность подсудимого, трудовая деятельность которого была неразрывно связана со спортом.

– В связи с этим считаем, что столь мягкое наказание – в виде штрафа в 1,8 млн рублей и неназначения дополнительного наказания – не сможет предупредить совершение Олегом Баяном преступлений в будущем. Именно поэтому мы считаем необходимым усилить наказание до шести лет лишения свободы в колонии-поселении со штрафом в размере 150 тыс. рублей, а также назначить ему дополнительное наказание в виде запрета заниматься деятельностью в области профессионального спорта, – сообщила представитель прокуратуры.

Дмитрий Чеботарев, фото Михаила Кирьянова (из архива)
Дмитрий Чеботарев, фото Михаила Кирьянова (из архива)

Адвокат подсудимого Дмитрий Чеботарев заявил, что требования гособвинения он считает чрезмерными и не заслуживающими удовлетворения. Мотивируя свою позицию, защитник сослался на целый ряд судебных решений по коррупционным статьям, в которых за многомиллионные злоупотребления и явную общественную опасность таких преступлений подсудимые получили гораздо более мягкие наказания, чем требует прокуратура для Олега Баяна.

– Складывается такое ощущение, что Генеральная прокуратура устами нашего уважаемого гособвинителя, не имея возможности навести порядок в области правоотношений, связанных с организацией спортивных мероприятий, решила отыграться на моем подзащитном. Почему мы считаем представление прокуратуры абсолютно необоснованным в той части, что якобы не была учтена общественная опасность? Да хотя бы потому, что все те арбитры, которые перечислены в материалах уголовного дела и брали деньги от моего подзащитного, продолжают судить футбольные матчи, – объяснил адвокат.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

«Результаты всех матчей, за которые арбитры получили деньги, не были аннулированы»

Кроме того, Дмитрий Чеботарев напомнил, что футболисты, которые после выигрышных матчей отчисляли определенный процент судейским бригадам, тоже продолжают играть.

– Дисциплинарный кодекс РФС, который приобщен к материалам уголовного дела и исследовался на судебном заседании, говорит о том, что коррупционные правонарушения срока давности не имеют. Поэтому лица, фигурирующие в этом деле, должны быть подвергнуты дисквалификации. Но и судьи, и игроки, пойманные на всем этом и признавшие факты получения или передачи денег, продолжают свою деятельность. Более того, тот самый Хазрет Дышеков, который, по версии следствия, «слил» игру по просьбе моего подзащитного, в настоящий момент тренирует детскую команду «Черноморца». И только один человек – мой подзащитный – должен за все отвечать, – сообщил адвокат.

Защитник напомнил, что результаты всех матчей, за которые арбитры получили деньги, так и не были аннулированы.

«Мы видим, что этот вопрос пущен на самотек»

После того как решение было вынесено, в разговоре с корреспондентом РИА «Воронеж» Олег Баян назвал имена троих арбитров, фигурирующих в уголовном деле и получавших от него деньги за «хорошее» судейство.

– Всего в уголовном деле фигурируют 33 человека. Это судьи, их помощники, а также инспекторы матчей. Это именно те арбитры, которые проходили по этому уголовному делу и которые подтвердили, что брали взятку. Они получили от меня деньги и потратили их по своему усмотрению. Некоторые из них, например Рафаэль Шефеев, Роман Сафьян и Антон Фролов, в настоящий момент судят игры Российской премьер-лиги. Дело даже не в конкретных персоналиях, дело в системе, которая существует на данный момент и которой никто не хочет уделять должное внимание. Несмотря на то что есть подразделения, которые должны этим заниматься, мы видим, что по сути этот вопрос пущен на самотек. Очень хочется, чтобы, приходя на футбол, мы четко понимали, что здесь по-честному играют две команды, которые рассудит человек, выполняющий честно свою работу, – поделился Олег Баян.

Напомним, уголовное дело о договорных матчах ФК «Чайка» стало первым в России. Олега Баяна признали виновным в 10 эпизодах подкупа арбитров и в одном эпизоде сговора с целью повлиять на результат матча. То, что дело было рассмотрено в Воронеже, определил Верховный суд РФ. На изменении территориальной подсудности настояла Генпрокуратура. По мнению надзорного ведомства, президент «Чайки» – бизнесмен Андрей Чайка – мог бы повлиять на решение суда, если бы дело рассматривалось в Южном или Северокавказском федеральном округе.

Фото из архива РИА «Воронеж»
Фото из архива РИА «Воронеж»

Контекст

Дело Олега Баяна рассматривалось в Железнодорожном районном суде Воронежа с марта 2023 года. Следствие установило, что перед проведением тура Олимп-Первенства ФНЛ, с 8 августа 2018 года по 15 апреля 2019-го, Олег Баян предлагал спортивным судьям от 50 тыс. до 250 тыс. рублей, чтобы те создали условия для выигрыша «Чайки». Кроме того, 12 мая 2019 года Олег Баян предложил главному тренеру «Черноморца» Хазрету Дышекову не менее 500 тыс. рублей за проигрыш новороссийской команды в предстоящем матче. Наставник и футболисты «Черноморца» разработали план и обеспечили победу соперника. В феврале 2022 года суд признал бывшего главного тренера Хазрета Дышекова и шестерых игроков виновными в сговоре и намеренном поражении команды. Экс-наставнику «Черноморца» назначили штраф в 400 тыс. рублей, а игрокам – от 290 тыс. до 350 тыс. рублей.

Олега Баяна обвиняли по ч. 1 ст. 184 УК РФ (передача спортсмену, спортивному судье, тренеру, руководителю спортивной команды, другому участнику или организатору официального спортивного соревнования денег в целях оказания противоправного влияния на результат) и по ч. 3 ст. 184 УК РФ (предварительный сговор в целях противоправного влияния на результат спортивного соревнования). Наказание, предусмотренное каждой статьей, – лишение свободы до 5 лет.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».