Город должен быть удобным для жизни, чтобы в нем хотелось остаться жить и завести семью, считает помощник губернатора по архитектурной политике Константин Кузнецов. Эксперт также полагает, что в столице Черноземья не хватает общественных пространств, а максимальная высота жилых зданий не должна превышать пять-семь этажей. Своим видением о Воронеже будущего архитектор поделился с изданием «Коммуна» в понедельник, 23 декабря.

Архитектор отметил, что сейчас идет переход от «панелек» к новым стандартам в понимании застройщиков. Они гонятся за квадратными метрами, строя жилые здания от 17 до 25 этажей.

– Уже давно доказано, что максимальная высота жилых зданий не должна превышать пять-семь этажей. Все, что выше, может служить какими-то градостроительными акцентами, но при этом быть общественными зданиями, бизнес-центрами, отелями, апартаментами. Все высотные здания – не для жилья, человеку в них некомфортно. Хотим мы этого или не хотим, он будет стремиться оттуда уехать в более удобный масштаб, – говорит Константин Кузнецов.

По мнению помощника губернатора по архитектурной политике, самая выгодная и экономически подходящая для жизни жилая застройка – это трех-четырехэтажные группы домов. В таких условиях жильцы будут знать соседей и смогут пешком пересекать весь квартал или район. В качестве примера Константин Кузнецов привел европейские улочки и старый центр Воронежа, где жителям нравится гулять из-за невысоких зданий.

– Каждое здание на проспекте Революции индивидуально, с ним хочется сфотографироваться, как-то сродниться. А в Северном микрорайоне, извините, рассматривать нечего, – отметил Константин Кузнецов.

Архитектор полагает, что больше всего для России подходит европейский вариант развития городской среды: общественные пространства начинаются со двора и являются продолжением квартиры. В таких кварталах кровля эксплуатируется, двор без машин, а на детской площадке интересно и малышам, и подросткам. На первых этажах должны оказываться социальные услуги.

– Что мы видим сейчас – дворы, заставленные машинами, в которые страшно выпустить ребенка. Человек должен быть первостепенен, а не машина, как это в других развитых государствах, – заявил Константин Кузнецов.

Эксперт сказал, что сейчас «дворы без машин», которые рекламируют застройщики, реализуются не в полной мере. В таких дворах автомобили паркуют по периметру, а должны – на подземной парковке. При этом архитектурное сообщество отмечает: часто застройщики не хотят прислушиваться к рекомендациям. Однако, как подчеркнул Константин Кузнецов, в Воронеже формировать среду и принимать градостроительные решения будут именно архитекторы. Свою позицию по этому поводу обозначили федеральные и региональные власти. В Воронеже в этом направлении уже делаются шаги и применяются определенные механизмы. В частности, проводятся архитектурные конкурсы, которые дают возможность молодым архитекторам представить новые оригинальные идеи. 

– Общественное пространство – это не только место в центре, куда все едут по двухчасовым пробкам, как это у нас происходит с Центральным парком, особенно если там проводится какое-нибудь интересное знаковое мероприятие вроде «Города-сада». Правильная система распределения – это и благоустроенный двор дома, и в какой-либо группе кварталов более обширное зеленое пространство, наполненное какими-то новыми функциями и активностями. То есть это не только центральный парк или площадь, а спланированная система, – объяснил Константин Кузнецов.

Архитектор выразил надежду, что таким центром притяжения станет Петровская набережная, над которой пока ведется работа. 

В конкурсе проектов реконструкции Петровской набережной победила концепция «Черноземноморье»
Фото предоставлено компанией MLA+

Помощник губернатора по архитектурной политике отметил, что в Воронеже не хватает общественных мест, о чем говорит избыточный интерес воронежцев к Центральному парку и обновленной Советской площади. В ближайшее время таких площадок станет больше. И, по его словам, сейчас активно применяется и соучаствующее проектирование, когда горожане могут высказать свои пожелания архитекторам. 

– Люди, особенно молодые, стали больше путешествовать, выезжать за границу. Они смотрят, какие там уровень и качество архитектуры, хотят это видеть и в своем городе. Мы стараемся на это реагировать, придумываем что-то свое, что бы характеризовало Россию, Воронеж. Пространство должно быть наполнено смыслами, востребовано, туда должно хотеться прийти. Основная идея – это не транзит, а желание остаться. Не пробежать, а собраться и провести в этом сквере или парке какое-то мероприятие, какие-то компактные спортивные состязания или организовать встречу с друзьями, – пояснил эксперт.

Удачными примерами работы в этом направлении архитектор назвал Центральный парк и Зеленый театр в нем, а также Советскую площадь. А при создании сквера возле Театра оперы и балета к обсуждению, как выяснилось, пригласили не всех. В результате обновленное пространство пришлось ремонтировать уже через два месяца после открытия из-за скейтбордистов и велосипедистов.

– Все это говорит о том, что недодумали, не предоставили альтернативу, – уверен Константин Кузнецов.

Но власти провели работу над ошибками и встретились со скейтбордистами и велосипедистами. Им определили новые площадки. Также решили, что на площади Победы установят специальные ограничители, которые помешают спортивному скольжению по граням мемориального комплекса.

– Сейчас у нас ведется разработка генплана Воронежа, и вопросы транспорта и функционального использования взаимосвязаны настолько плотно, что их нельзя разделить. Концепция нового генерального плана Воронежа до 2041 года так и называется – «Компактный город». Она предполагает создание многофункциональных районов, где горожане будут жить, работать, учиться, а необходимости пользоваться транспортом не будет. Если только выехать в пригород или в крупные торговые центры, в театр, на какой-то общегородской праздник или на прогулку в центр, – отметил Константин Кузнецов. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».