Выставка «История российского дизайна от 1917 до 2017» открылась в Воронежском областном художественном музее имени Крамского в четверг, 8 августа. В экспозицию вошли предметы советского и современного российского дизайна из коллекции Московского музея дизайна. Выставка будет работать до 29 августа. Вход свободный.
О центральных экспонатах выставки рассказала один из кураторов проекта, директор по развитию Московского музея дизайна Ольга Дружинина.
Рекламные плакаты Маяковского и Родченко (1923)
В 1920-е годы плакат стал одной из наиболее актуальных форм искусства. Он сочетал одновременно информационную, просветительскую и агитационную функции. Лаконичные цвета, текстовые блоки и четкие геометрические композиции делали его прекрасным рекламным средством.
Владимир Маяковский и Александр Родченко называли себя «реклам-конструкторами». Реклама для Резинотреста – пожалуй, самый знаменитый их плакат. Также популярной была созданная ими реклама «Нигде кроме как в Моссельпроме» и «Покупайте дешевый хлеб!». Такие рекламы они создавали буквально за один вечер: Маяковский писал двустишье, Родченко делал макеты. Они были настолько броскими, что привлекают внимание до сих пор. Всего за время сотрудничества этот творческий тандем создал более 100 плакатов.
Агитфарфор (1920-е)
Императорский фарфоровый завод (Санкт-Петербург) после революции пытался перестроиться. К сотрудничеству привлекали современных художников-авангардистов, которые вместо цветов и вензелей стали рисовать на каемках геометрические узоры и революционные лозунги. Задачей этого проекта было «преобразить обстановку жизни людей», то есть создать новый материальный мир для новой жизни в новой стране. Посуда теперь должна была не украшать быт, а воспитывать и прививать социалистические ценности. С фарфоровым заводом в разное время работали Илья Чашник, Николай Суетин и другие знаменитые художники тех лет.
Белый сервиз Казимира Малевича (1923)
Основоположник супрематизма Казимир Малевич тоже не остался в стороне от работы с фарфоровым заводом. В числе прочего он создал сервиз, все предметы в котором были необычной формы. По воспоминаниям современников, идея «полчашки» родилась у художника, когда к нему в гости зашли друзья, но не смогли остаться надолго, сказав: «Мы только на полчашечки». Так Малевич придумал «рассечь» традиционную чашку надвое. Чайник в этом наборе собран из нагромождения геометрических форм. Неудобный и нефункциональный, он, тем не менее, привлекал внимание. А сам художник говорил: «Это не чайник, но идея чайника».
Швейная машинка «Тула» (1955)
В послевоенные годы, период дефицита товаров, шить или вязать умела почти каждая советская хозяйка. «Тула» стала одной из первых машинок с электрическим приводом. В основу ее дизайна лег трофейный «Зингер».
Перспективное такси (1964)
За дизайн в Советском союзе отвечал ВНИИТЭ – Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Именно технической эстетикой или художественным конструированием в СССР называли дизайн, потому что странное иноземное слово использовать было нельзя – в нем чувствовался налет буржуазности, капитализма и коммерции. Советский дизайн должен был быть в первую очередь функциональным для потребителя. В 1964 году специалисты ВНИИТЭ разработали «перспективное такси» – небольшой автобус со смещенным в заднюю часть двигателем, что позволило увеличить пространство внутри и отделить кабину водителя от мест для пассажиров. Также в новом такси было больше места для багажа, уровень пола был снижен, чтобы в машину могли, например, заезжать коляски, а двери были раздвижными, причем водитель управлял ими со своего места. Всего было изготовлено два опытных образца такого такси, но в массовое производство машины так и не были запущены. Впоследствии проект пытались повторить на Западе, и существующие сегодня в Европе и Америке такси по сути являются усовершенствованными копиями советской модели.
БЕЛАЗ-5488. Самосвальный автопоезд (1964)
Грузоподъемность этого самосвала составляла 115 тонн. По сравнению с предыдущими моделями, у него были значительно увеличены кузов и колеса, но водителю-операционисту управляться с машиной было так же легко, поскольку все устройства были снабжены гидроусилителями. Самосвал был карьерным, предполагалось, что работы на нем будут проводиться ночью, поэтому было существенно увеличено количество фар – так что они были похожи уже на прожекторы. Вместе с ВНИИТЭ в нашу страну пришло слово «эргономика» – наиболее эффективное взаимодействие человека и механизма. Доходило до того, что в поле выпускали новый трактор или, как в данном случае, самосвал, водитель, сидевший за рулем, был обвешан самыми разнообразными датчиками с головы до пят, а следом за ним по борозде ехал «уазик» с целым отделом эргономистов из ВНИИТЭ, которые оценивали все показатели человека и машины. В случае с БЕЛАЗом-5488 эргономисты доказали, что кабину водителя необходимо сместить в левую часть машины. После этого у всех подобных автомобилей кабина располагалась именно таким образом. Машину спроектировали за один год, она сразу же получила несколько наград на крупных зарубежных ярмарках и стала важнейшим предметом экспорта на долгие годы.
Предметы с космической тематикой (1960-1970-е)
В период активного освоения космоса эта тема стала проникать во все сферы советской жизни. Пылесос «Сатурн» и люстры в виде планет – это крупные примеры, но были и более мелкие. Например, коробки с конфетами и другими сладостями стали украшать космические «звезды» – Белка и Стрелка. Изображения ракет, комет и космонавтов регулярно появлялись на страницах журнала «Техника молодежи». Были даже подстаканники с узором в виде звездного неба.
Неваляшка (1980-е)
Классическая советская Неваляшка стала продуктом, соединившим в себе качества традиционной русской игрушки типа Ваньки-встаньки и новейших технологий – а именно пластмассы, которая в то время как раз начала широко использоваться в промышленности. А социологи и детские психологи еще и в один голос твердили, что для детей очень полезны такие игрушки со смещенным центром тяжести, так как демонстрируют им, что в жизни надо быть стойкими.
Суперфункциональный информационно-коммуникационный комплекс СФИНКС (1986)
Этот футуристичный объект – домашний телерадиокомплекс, по сути – советский прототип современного «умного дома». Такими электронными приборами ученые ВНИИТЭ планировали оснастить дома к 2000 году. В составе СФИНКСа – процессор, пульт, аудиоколонки, жидкокристаллические экраны, телефон. Предполагалось, что к устройству будут подключаться все приборы в доме, включая плиту, холодильник, телевизор, телефон и все остальное, благодаря чему ими можно будет управлять удаленно. Также, по задумке дизайнеров, СФИНКС помог бы советским гражданам разнообразить семейный досуг. Причем все предлагаемые технологии не были чем-то из разряда фантастики, а проходили исследования уже в то время. Оставалось только соединить их в единую систему. Но проект остался на стадии создания макетов.
Также на выставке можно увидеть плакаты к кинофильмам, эскизы костюмов к спектаклям, книги и журналы, оформленные художниками-авангардистами. Современная веха развития российского дизайна представлена детскими игрушками, бытовыми предметами, книгами.
Помимо выставки проект «История российского дизайна» включит и образовательную часть: две лекции и кинопоказ, которые будут проходить каждый четверг в 18:00 в период работы экспозиции.