Житель Рамонского района, 37-летний Виктор Шилов, умер вечером 7 мая 2018 года. Предположительно, после общения с полицейскими. Тело бывшего заключенного не могут найти уже полгода. В распоряжении следователей оказалась нарисованная от руки схема, где искать останки пропавшего, однако пока это не помогло. В гибели рамонца обвинили четырех оперативников отдела полиции №5, но они не идут на сотрудничество со следствием.
В деле есть показания одного из обвиняемых – замначальника отдела оперативно-уголовного розыска УВД по Воронежу Александра Шевченко. На основе официальной версии СК, показаний полицейского и свидетельницы, полученных от адвоката семьи Шиловых, корреспондент РИА «Воронеж» попыталась восстановить картину случившегося.
«Вместе сидели»
Виктор Шилов пропал в поселке Богданово Рамонского района вечером 7 мая 2018 года. По словам дочери Шилова, около 21:00 к ним во двор зашел мужчина, представился другом отца и попросил позвать его. Девушка, ничего не подозревая, выполнила его просьбу. Шилов вышел к незнакомцу сразу после душа – в одних трусах и шлепанцах.
– Что, не узнаешь меня? Вместе же сидели! – сказал мужчина Шилову.
– Нет, не узнаю.
– Да как же так! Мы с пацанами здесь рядом, ты их должен узнать. Пойдем пройдем к ним, – позвал гость.
Виктор Шилов вышел с ним за ворота, и больше родственники его не видели. Близкие решили, что мужчина уехал вместе с приятелем. Искать Шилова начали только на следующий день, 8 мая, а заявление в правоохранительные органы попало еще через два дня – 10 мая. Только случайно родные узнали, что Виктором Шиловым интересовались полицейские.
– Родственники обращались в разные отделы полиции, и в одном из них им неофициально сказали: «Что вы у нас его ищете, здесь его нет. Есть ориентировка на розыск Шилова из отдела полиции №5, какие-то вопросы там к нему были». Тогда родные поехали в отдел МВД Советского района, встретились с руководством. Им ответили, что не в курсе, кто такой Виктор Шилов. После этого близкие написали заявление в следственный комитет. В июне следователи возбудили уголовное дело об убийстве (ч. 1 ст. 105 УК РФ), – рассказал адвокат Сергей Локтев, представляющий интересы семьи Виктора Шилова от правозащитной организации «Зона права».
Почему следователи заподозрили именно полицейских, непонятно, но оперативников задержали 10 сентября. По информации пресс-службы Ленинского райсуда, четырех сотрудников МВД – Александра Шевченко, Дмитрия Максимова, Владимира Черникова и Владимира Пыркова – обвинили по п. «а», «б», «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия и спецсредств, повлекшее тяжкие последствия) и ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство).
Помог свидетель
Накануне, 6 мая, неизвестные ограбили женщину в киоске «Робин Сдобин» на улице 9 Января. По предварительным данным, рамонца вместе с приятелем Смирновым (фамилия изменена) заподозрили в этом преступлении. Позже Александр Шевченко объяснял на допросе, что на товарищей указали свидетели ограбления. К полицейским попали и записи с камер наружного наблюдения, на которые якобы попали Смирнов и Шилов.
Оперуполномоченные приехали в поселок Богданово днем 7 мая. Как объяснял Шевченко, сначала попытались найти Смирнова, но узнали, что он переехал. Потом наведались к Виктору Шилову, но дома его не застали. По словам опера, ехать в Воронеж и возвращаться вечером смысла не было. Тогда полицейские решили воспользоваться хорошей погодой, съездили на речку, искупались и пожарили сосиски.
– В итоге в поселок мы вернулись, когда уже начало смеркаться. Мы проехали мимо дома Смирнова, затем мимо дома Шилова. Мы искали машину, поскольку знали, что на ней скрылись преступники, совершившие грабеж в Советском районе, и ее наличие отлично бы привязало фигурантов к совершенному преступлению, – заявил Александр Шевченко в своих показаниях, которые корреспонденту РИА «Воронеж» предоставил адвокат Сергей Локтев.
Чтобы проверить, стоит ли нужный автомобиль у дома Шилова, Шевченко подошел к забору его дома. Там на него посветила фонариком дочь хозяина и спросила, что он ищет. После этого Виктора Шилова хитростью выманили наружу. Как рассказал Сергей Локтев, Шевченко в своих показаниях передает разговор с Шиловым, в котором он представился его старым приятелем с зоны. Однако полицейский настаивает: за воротами оперуполномоченные объяснили бывшему заключенному ситуацию, тот согласился помочь правоохранительным органам. Якобы мужчина пообещал показать полицейским дом Смирнова в Воронеже. После этого Виктор Шилов сел в машину ВАЗ-2114 Владимира Пыркова. Из показаний непонятно, был ли это личный автомобиль полицейского или служебная машина, закрепленная за ним.
По словам полицейского, Шилов возил сотрудников МВД по разным домам и квартирам, но каждый раз передумывал: «Наверное, это не тот дом, давайте дальше поедем». По какому именно району кружила полицейская машина, также неясно, но продолжалось это около полутора часов.
Около 22:30 Виктор Шилов вырвался от оперативников и пустился прочь с наручниками на руках. Самостоятельно догнать беглеца у полицейских не получалось. Чтобы привлечь внимание прохожих, они начали кричать: «Ловите педофила». Прохожий догнал Виктора Шилова и задержал его. Вскоре подоспел Александр Шевченко, а за ним и трое коллег. Виктора Шилова скрутили и положили на асфальт.
Гибель Виктора Шилова
Дальше показания полицейского и слова засекреченной свидетельницы кардинально расходятся. Александр Шевченко утверждает, что сел сверху на задержанного, тот кричал и просил отпустить. Однако, по словам сотрудника внутренних органов, никакого насилия не было.
Свидетельница говорит, что мужчина бежал в наручниках, а за ним гнались полицейские. В показаниях есть забавный момент: девушка критически оценивает физическую форму оперативников и удивляется, как полным сотрудникам удается гоняться за преступниками. Потом она описывает момент задержания и говорит, что один из полицейских избил беглеца. По ее словам, сотрудник МВД даже отобрал пиво у одного из прохожих и пил его, сидя верхом на задержанном.
«Шевченко сел сверху на беглеца в трусах. Последний кричал, что он не виноват, просил его отпустить. Беглец все время кричал, звал на помощь. Он не успокаивался, не смирялся с таким положением. Я подошла к нему ближе, спросила, зачем он изнасиловал девчонок. Он отвечал, что не делал этого. Шевченко, сидя на беглеце, распивал пиво. Шевченко ругался на того, кто убегал, наносил удары руками по различным частям тела. Нанес много ударов, точно не меньше пяти. Получается, что он бил его кулаками, сидя сверху. Остальные трое мужчин, которые прибежали вместе с Шевченко, как я поняла, были его коллегами. Они благодарили меня за помощь в поимке преступника».
цитата из показаний свидетельницы
Дальше произошло то, чего полицейские никак не ожидали. Им на помощь подоспели сотрудники патрульно-постовой службы: видимо, их вызвал на подмогу кто-то из свидетелей погони, решив, что оперативники не справляются. Сотрудники ППС подъехали к домам 249/3 и 249/1 по улице 45 Стрелковой Дивизии. Оперативники показали им удостоверения, сказали, что все нормально и они сами разберутся. После этого постовые уехали, а Шилову неожиданно стало плохо.
По словам Александра Шевченко, Владимир Черников и Дмитрий Максимов подняли Шилова под руки и посадили в машину. Там мужчина начал задыхаться и хрипеть, а потом отключился. Полицейские проверили пульс, но задержанный уже не подавал признаков жизни. Оперативники решили избавиться от трупа. По дороге они заехали в отдел №5, взяли лопату из машины Максимова и отправились искать место, где спрятать тело.
Около 23:30 полицейские с трупом на заднем сидении переехали мост через Дон, проехали кольцо и у остановки «Вышка» свернули в лесополосу направо. В какой-то момент тело перегрузили в багажник. После поворота полицейские ехали еще 30-40 минут со скоростью около 90 км/ч, затем свернули на грунтовую дорогу и через несколько минут остановились в лесопосадке. Там тело закопали, а лопату выбросили на обратном пути. Александр Шевченко в присутствии адвоката описал эту дорогу следователям во время первого допроса, который прошел через два дня после задержания – 12 сентября 2018 года. После оперативник отказался сотрудничать со следствием, заявил, что не уверен насчет места и не сможет его показать. Якобы за рулем в тот момент был Дмитрий Максимов, а Шевченко сидел сзади и не следил за дорогой сквозь затонированное стекло.
Неофициальное задержание?
Теперь полицейских обвиняют в убийстве и превышении полномочий. По данным пресс-службы Ленинского райсуда, сотрудники отдела полиции №5 по Воронежу «проверяли Шилова на причастность к совершению преступления», но перестарались в приложении физической силы. По официальной версии, полицейские «применяя насилие и спецсредства – наручники, поместили Шилова в автомобиль и привезли на улицу 45 Стрелковой Дивизии, где подвергли его избиению». От полученных травм Шилов скончался. Все сотрудники МВД ждут окончания расследования под арестом. Об очередном продлении меры пресечения в суде сообщали 12 ноября.
– Главная улика у нас тело, а обвиняемые знают, где она находится. Есть такая возможность, что если их оставить на свободе, они могут попытаться от этой улики избавиться. Думаю, именно поэтому их оставили под стражей. Я вообще не очень верю, что Виктор Шилов добровольно решил помочь сотрудникам полиции и в одних трусах согласился показать место жительства знакомого в Воронеже. Это нелогично. Если он пошел сам, то, наверное, хотя бы зашел домой одеться, – считает адвокат Сергей Локтев.
Представитель семьи Виктора Шилова также усомнился в показаниях Александра Шевченко, в которых он настаивает на спонтанных действиях полицейских после смерти задержанного. По словам сотрудника МВД, у одного из них разрядился телефон, тогда остальные тоже отключили сотовые. Сергей Локтев предполагает: это могли сделать, чтобы невозможно было отследить перемещения полицейских.
– Никаких официальных бумаг – протокола задержания, протокола допроса – я не видел. Есть официальные документы или нет, мне сейчас сложно сказать. У меня нет доступа ко всем материалам уголовного дела и в принципе быть не может, потому что есть такое понятие, как «тайна следствия». Но я сомневаюсь, что оперативные сотрудники что-то оформляли официально. Иначе бы следователи вышли на них раньше, раньше бы появилось уголовное дело. А оперуполномоченных задержали спустя четыре месяца после исчезновения Шилова, – поясняет Сергей Локтев.
Адвокаты Наталия Сердюкова, Георгий Луцкевич и Руслан Садиков, представляющие интересы полицейских, отказались общаться с корреспондентом РИА «Воронеж» и комментировать позицию задержанных. Георгий Луцкевич сообщил, что «адвокат не имеет права давать пояснения по поводу обстоятельств уголовного дела, кроме тех случаев, когда на это есть согласие клиента».
Пока в истории исчезновения Виктора Шилова разбирается Следственный комитет. Поиски тела мужчины продолжаются. Если вину оперативников докажут, им может грозить до 10 лет лишения свободы за превышение полномочий и до 15 лет – за убийство.