Выставка современного искусства «Наблюдения открытого пространства» открылась в Дивногорье. Художники из России, Германии, Казахстана и Киргизии представили работы, сделанные по итогам трехнедельной арт-резиденции. Итоги проекта «Культурный ландшафт: от представления к содействию» подвели 15 и 16 августа.
Впервые масштабная резиденция художников из разных стран прошла в Дивногорье летом 2014 года - тогда на территории заповедника появилась серия ленд-арт объектов. В этом году кураторы резиденции вместе с администрацией музея решили, что украшать заповедный ландшафт арт-объектами – не совсем «по-дивногорски». Поэтому в 2015 году дирекция разработала новую концепцию проекта. Вторая арт-резиденция призвана напомнить о том, что современное искусство – тоже исследовательская работа.
- Мы хотим высветить и усилить художественные процессы, которые сохраняют уникальность Дивногорья-места, Дивногорья-хутора, Дивногорья-музея, Дивногорья - памятника природы, - объяснили новую концепцию кураторы проекта Яна Малиновская и Михаил Лылов. - Для нас очевидно, что Дивногорье - это не просто трогательная пастораль, но живая территория с множеством складывающих ее практик: повседневных, научных, туристических, художественных...
Итогом арт-резиденции стали 13 разножанровых работ от 18 художников.
Алматинский художник Алексей Шиндин соткал из веток, цветов и найденных предметов “ковры”, в каждом из которых соединил разные аспекты истории места - получился триптих “Обратная связь”.
- Это была попытка погрузиться в прошлое Дивногорья, его историю, распутать какой-то клубок и сделать объекты из местных артефактов. Каждая работа триптиха соотносится с разными аспектами истории и ощущения места. В первом - это история переселения Дивногорья, 1990-е годы, коллекция оборванных связей. Второй - герб-оберег из полевых цветов, третий показывает моменты истории Дивногорья через историю индустриализации.
Евгения Ножкина в арт-резиденции продолжила эксперименты с тканью: художница собрала у жительниц хутора памятные им вещи, уже непригодные в быту, и объединила в проекте “Дорогие сердцу”. В экспозицию вошла, например, швейная машинка, с помощью которой одна из местных жительниц одевала все село, когда-то нарядные кофточки и передники. Истории, связанные с некоторыми из вещей, куратор выставки Яна Малиновская записала в дневнике резиденции.
Егор Астапченко в своих работах попытался дополнить существующее пространство новыми слоями: на прозрачных листах обозначил красные контуры див, которые могли бы дополнять пейзаж и сейчас, но были взорваны много лет назад при строительстве железной дороги.
Алексей Булдаков и Анастасия Потемкина в качестве материала использовали растение - из борщевика Сосновского они построили стог, который, по замыслу авторов, представляет собой “памятник беспрецедентному насилию и много чему еще”.
- Это дикий вид довольно токсичного растения, который в областях с умеренным климатом захватывает большие участки растительного покрова, он доминирует в экосистеме, и его сложно вывести, - рассказал куратор выставки Михаил Лылов. - Это одно из двух растений, которые недавно были добавлены в списки вредителей на государственном уровне. С другой стороны, это так называемая рудеральная флора, то есть растения-восстановители, первые, которые появляются на распаханном поле и восстанавливают таким образом экосистему. То есть здесь мы можем говорить и об экологии, и о социальной репрезентации. Злобный сорняк с точки зрения хозяйственника в природе является естественным восстановителем.
За три недели участники резиденции в Дивногорье сделали и несколько социальных проектов. Например, Татьяна Данилевская организовала «Радио “Голос Дивногорья”»: каждый выпуск состоит из нескольких программ и включает интервью с художниками и хуторянами, которые занимаются творчеством или практикуют креативный подход к рутинным занятиям, аудиозаписи литературных произведений. Художник Наталья Краевская провела мастер-классы для детей из хутора Дивногорье, а созданные на них работы будут представлены на выставке, посвященной воображаемым пейзажам и реальной истории Дивногорья.
Программа первого дня закрытия, начавшаяся кураторской экскурсией по арт-объектам, продолжилась музыкальным перформанском Олафа Хохгерца “Озвученное сконструированное”.
Второй день проекта был полностью посвящен итоговому симпозиуму «Практики живых территорий». Художники, участники арт-резиденции, обсудили опыт работы в Дивногорье и поделились своими художественными методами.
Подробно о том, как проходили арт-поиски, можно прочитать в дневниках резиденции.
Арт-резиденция “Наблюдения открытого пространства” проходила в Дивногорье с 27 июля. Первая арт-резиденция «Если бы…» прошла в Дивногорье в рамках фестиваля «Чернозем» в 2014 году. Художники из разных стран жили и работали в музее-заповеднике 2 недели. Итогом их работы стала экспозиция под открытым небом: арт-объекты из мела, бетона и металла украсили территорию Див. Выставка стала новым экскурсионным маршрутом музея-заповедника.