Пресс-конференция с участием первого заместителя министра экономического развития Воронежской области Константина Хорошева и руководителя ГКУ ВО «Центр налоговых доходов» Воронежской области Сергея Коноплина состоялась в стенах министерства в среду, 20 декабря. Корреспонденты РИА «Воронеж» узнали, как координировалась работа региональной исполнительной власти, органов местного самоуправления и налоговой службы по мобилизации доходов и взаимодействию с налогоплательщиками.
Для чего нужна мобилизация доходов
Ключевой задачей исполнительных органов любого субъекта Константин Хорошев назвал формирование доходной части бюджета и обеспечение ее роста. В Воронежской области уполномоченным органом по формированию региональной налоговой политики является министерство экономического развития. И одной из составляющих этой политики как раз является мобилизация как налоговых, так и иных доходов.
– На протяжении ряда лет у нас отмечается рост доходов бюджета. За счет этого удается выполнять свои обязательства перед гражданами и предприятиями. В качестве примера можно привести поддержку тех производителей, которые занялись импортозамещением, инвестируют в экономику региона или участвуют в реализации национальных проектов. На 2023 год поддержку из областного бюджета получают около 260 предприятий в общем объеме порядка 18 млрд рублей. А на финансирование социальной поддержки граждан уходит 16 млрд рублей, – отметил Константин Хорошев.
Среди мер поддержки не только денежные вливания. Используется, например, такой инструмент, как предоставление налоговых льгот. В 2023 году те, кто им пользуется, сумели сэкономить порядка 3 млрд рублей. Бюджет недополучает эти деньги сейчас, но, например, предприятия имеют возможность направить их на развитие бизнеса. Потом средства вернутся в виде налогов с возросшего объема продукции.
Чтобы все это оставалось возможным, с 2016 года в Воронежской области действует комиссия по экономической безопасности. Ее функционал довольно обширен, особенно после того, как новые полномочия добавились в период пандемии COVID-19. Комиссия превратилась в настоящий штаб по антикризисному управлению.
– Нужно было принимать много управленческих решений, синхронизировать их с федеральным центром, – рассказал Константин Хорошев. – Разрабатывалось много мер поддержки, их нужно было в кратчайшие сроки доводить до предпринимателей. В 2022 году, когда в отношении Российской Федерации со стороны западных стран стали вводиться неправомерные санкции, на базе того же штаба проводилась работа по противодействию этому давлению.
Аналогичные комиссии, кстати, созданы в каждом муниципальном районе. Они проводят встречи с гражданами и представителями дирекции предприятий-должников, определяют перспективы погашения задолженности, могут помочь выработать меры там, где фиксируется низкий уровень заработной платы или задолженности. В их поле зрения - буквально каждый неплательщик. Региональная комиссия работает, конечно, в первую очередь с крупными должниками и особо сложными ситуациями. При министерстве экономического развития создан рабочий аппарат региональной комиссии. Именно входящие в него специалисты работают со всеми упомянутыми и многими другими вопросами. И только если не удалось достичь решения, представителей проблемного предприятия приглашают на заседание комиссии.
– Комиссия не замещает собой функционал налоговой службы, чьи представители в нее тоже входят, – подчеркнул Константин Хорошев.
Инструмент выявления негативных тенденций
Этот год начался и для управления налоговой службы по Воронежской области, и для рабочего аппарата регионального штаба с масштабной информационно-разъяснительной работы. Не все налоговые резиденты смогли быстро разобраться с нововведениями – единым налоговым счетом и единым налоговым платежом. В пять муниципальных районов с рабочим аппаратом комиссии выезжали. В остальных случаях разъяснительная работа велась удаленно. Это быстро принесло результат, так что во второй половине года комиссия смогла вернуться к основной задаче – работе с предприятиями, накопившими долг по налогам и сборам.
Накопившиеся проблемы – где-то результат максимальной лояльности, проявленной к бизнесу в пандемийные 2021−2022 годы. Тогда практически не проводилось проверок, многим были предоставлены кредитные и налоговые каникулы. В 2023-м работа возобновилась в нормальном режиме и давала результат часто еще до того, как тот или иной предприниматель попадал на комиссию. Самого факта приглашения было достаточно для того, чтобы предприятие закрыло имеющиеся налоговые долги. Так бюджетами всех уровней было получено около 120 млн рублей.
Но в минэкономразвития подчеркивают: комиссии в регионе и муниципалитетах созданы не только для работы с конкретными должниками. Это инструмент выявления негативных тенденций.
– Если видим, что в какой-то отрасли у ряда предприятий отмечаются одни и те же риски – например, логистические трудности или нарушения сроков исполнения работ по договорам, впервые появившиеся задолженности у ранее добросовестных плательщиков, - как раз на комиссии есть возможность разобраться в причинах, – говорит Константин Хорошев. – Если понимаем, что можем исправить ситуацию своим административным ресурсом, принимаются решения о помощи предприятиям. Даются рекомендации, применяется отсрочка платежей, чтобы не допустить блокировки счетов, а позволить благополучно из ситуации выйти. Кнутом комиссия не действует. Со злостными неплательщиками работают уже правоохранительные органы.
За 11 месяцев текущего года в консолидированный бюджет региона поступило 163,4 млрд рублей, что на 21 млрд рублей больше прошлогоднего показателя. Из этого объема комплексом мероприятий по мобилизации доходов обеспечено поступление 3,7 млрд рублей с ростом почти в 2 млрд рублей по сравнению с 2022 годом.
Интересно, что федеральное законодательство никак не регламентирует вопросы такого взаимодействия власти и бизнеса, и каждый субъект самостоятельно выбирает его форму. Так или иначе, но взаимодействие с федеральными структурами и органами местного самоуправления выстраивается повсеместно. Но необходимо отметить высокий уровень организованного у нас межведомственного взаимодействия. По управлению долгом Воронежская область входит в первую десятку рейтинга ФНС России.
– Наш путь дает такие плоды, поскольку на всех уровнях у нас очень много участников, вплоть до федеральных отраслевых министерств, например, если речь идет о госзаказе или необходимости прервать цепочку взаимных неплатежей сразу нескольких предприятий, занятых на одном объекте, – подчеркнул Константин Михайлович.
Как работает «Центр налоговых доходов»
О поиске дополнительных доходов в консолидированный бюджет рассказал руководитель «Центра налоговых доходов», подведомственного учреждения регионального минэкономразвития, Сергей Коноплин.
Ежегодно проводится анализ не менее шести отраслей экономики на предмет определения уровня налоговой нагрузки и ее соответствия среднеотраслевым показателям. Также выявляются те, кто заплатил налогов меньше, чем годом ранее. Начинается работа по выявлению причин произошедшего.
Например сельхозпредприятия демонстрируют уверенный рост налоговых поступлений, достигающий 30%.
– Это можно считать следствием стимулирования со стороны регионального правительства. Отрасль лидирует по объемам прямой финансовой поддержки. Хорошо чувствует себя производство пищевой продукции – в частности, переработка и консервирование мяса, – сказал Сергей Коноплин.
Что касается строительной отрасли, то повышенное внимание уделяют тем объектам, которые возводятся за счет инфраструктурных бюджетных и специальных казначейских кредитов. Проводится анализ показателей деятельности задействованных предприятий.
– Видим, какие проекты выполняются в срок, а где распорядителю бюджетных средств надо обратить внимание на их соблюдение. Стремимся к тому, чтобы плановые значения по налоговым доходам были выполнены, – отметил Сергей Коноплин.
Константин Хорошев добавил, что «Центр налоговых доходов» можно назвать аналогом Долгового центра в федеральной налоговой службе. Но, в отличие от этой структуры, ЦНД работает в интересах регионального правительства, предоставляя ему всю аналитическую информацию, необходимую для принятия управленческих решений.