В пятницу и субботу, 9 и 10 сентября, в Воронежской филармонии стартует 85-й филармонический сезон. Откроют его Воронежский академический симфонический оркестр и народная артистка СССР, легендарная пианистка Элисо Вирсаладзе. За дирижерским пультом будет художественный руководитель коллектива – народный артист России Владимир Вербицкий. Воронежские зрители услышат Концерт для фортепиано с оркестром №20 Вольфганга Амадея Моцарта и Симфонию №4 Петра Ильича Чайковского.
Накануне корреспонденты РИА «Воронеж» побывали на репетиции Элисо Вирсаладзе в Воронежской филармонии. Там же знаменитая пианистка ответила на вопросы журналистов.
О знакомстве с Владимиром Вербицким
– С Владимиром Игоревичем мы познакомились очень давно. Мы вместе играли в Испании, в 1984 году выступали с симфоническим оркестром Евгения Светланова. С тех пор уже много лет дружим.
О Воронежском симфоническом оркестре и Моцарте
– Он замечательный! Я хочу поздравить воронежцев с тем, что у них один из лучших оркестров России – вы им можете гордиться. Причем второй раз играю Концерт для фортепиано с оркестром №20 Моцарта. Для любого оркестра это сложная задача. Но я играю здесь с таким наслаждением! Моцарта исполняю с детства, а сегодня он нужен нам всем – и музыкантам, и слушателям – как никогда. В его музыке много всего – это и трагедия, и радость, и оптимизм, и пессимизм.
Об умении находить новые краски в исполнении классики
– Не могу сказать, что умение найти новые краски в исполнении классических произведений – моя заслуга. Все дело в гениальности авторов этих произведений – классическая музыка неиссякаема в своих невероятных возможностях. Исполняя в разное время одно и то же произведение, думаю: «Как же так: я играла это в прошлом году, почему так много всего нового вижу сегодня?»
О профессии, в которой невозможно выгореть
– Людям моей профессии несвойственно профессиональное выгорание. Выгорать мне не дают гениальные произведения, с которыми я работаю. Концерт Моцарта можно слушать каждый день, 24 часа в сутки, не уставая. Возможно, у этих гениальных композиторов и случалось выгорание, депрессии, но музыка побеждала. Мы, исполнители, должны каким-то образом приблизить то, что они написали, слушателям. Донести до них их гениальность. В этом, как мне кажется, наша миссия.
О преподавании в Московской консерватории и своих учениках
– Я очень люблю своих учеников. У меня замечательные студенты. Среди них, например, Виталий Стариков, который сейчас в очередной раз поедет на Международный конкурс пианистов имени Ференца Листа. До этого он получил пятую премию на конкурсе в Брюсселе.
Это Филипп Лынов, который получил первую премию на конкурсе Падеревского в Польше. Победить было очень сложно, учитывая, что в нем принимают участие много поляков. Это вдвойне приумножает его успех.
В этом году ко мне поступил китайский пианист Боао Чжан, который недавно играл на конкурсе Рахманинова.
К каждому студенту нужно искать свой подход, чтобы он поверил в свои силы. Вы один на один разговариваете со студентом, изучаете его со всех сторон, узнаете, чем он интересуется.
Вдова моего педагога, Генриха Густавовича Нейгауза, рассказывала мне, что, когда он пришел домой после первого знакомства с Рихтером, он говорил: «Лишь бы не мешать!» И это в некоторых случаях правильно.
У меня был очень талантливый студент, но мне пришлось ждать целых пять лет, чтобы я могла говорить ему все, что думаю, «без извинений». Он пришел в консерваторию как звезда. Но если бы я сразу высказала ему все свои замечания, кто знает – возможно, он перестал бы заниматься музыкой.
О музыкальных конкурсах
– Считаю, что конкурсы необходимы, потому что сейчас других возможностей заявить о себе у молодых исполнителей просто нет. Нужно обратить на себя внимание, чтобы потом играть на разных сценах.
Когда начинала преподавать, я договаривалась со студентами, что в первый год обучения они ни в каких конкурсах не участвуют. А на сегодняшний день это невозможно: время сложное, музыканты находятся в жестких рамках, нужно как можно раньше заявить о себе. Поэтому приходится подбирать репертуар, который был бы, с одной стороны, полезен студентам, а с другой – подходил для конкурсов. Другого пути не вижу.
Сколько часов в день играет Элисо Вирсаладзе?
– По-разному. Хорошо, если получается регулярно играть два часа в день. Но бывали месяцы, когда мне вообще не хотелось играть, – это было связано с разными обстоятельствами. Кстати, моя педагогическая работа «вытягивает» меня из этого состояния. Когда занимаюсь со студентами, не могу позволить себе не заниматься и расслабиться из-за того, что я не в настроении. Ведь здесь на мне лежит груз ответственности за моих учеников.