В Воронеже продолжается обсуждение ситуации с вырубкой Северного леса. В произошедшем разбирались члены областной Общественной палаты на совещании комиссии по экологии в среду, 3 сентября. Они пригласили к разговору представителей регионального правительства и правоохранительных органов.
Как оценивают происходящее с лесом должностные лица, а также что общественники рекомендовали сделать департаменту природных ресурсов и экологии – в материале РИА «Воронеж».
Воевали шесть лет
Первой слово взяла председатель комиссии Надежда Стороженко. Она отметила, что борьба за Северный лес ведется уже не первый год. Еще в 2014-м поступало много заявлений о вырубке от горожан, живущих рядом с лесом.
Территория леса находится в собственности 13 лиц, она разбита на 54 земельных участка. В 2014 году, когда было подписано постановление облправительства о том, чтобы придать лесу статус особо охраняемой природной территории (ОПТ), не подразумевалось, что участки будут изымать из собственности в пользу региона. Тогда думали, что статус, налагая на владельцев и землепользователей определенные обязательства, территорию защитит – на ОПТ запрещено любое строительство. Установка же строительного забора около двух недель назад, а также вырубка здоровых деревьев привели к тому, что власти решают вопрос об изъятии земель в областную собственность.
– Шесть лет, в течение которых уполномоченные органы и население воевали с собственниками участков, показали, что большого эффекта нет, – констатировала Надежда Стороженко. – Мы вырабатываем организационный механизм, который позволяет «перезагрузить» ситуацию. Были заявления губернатора – он заверил население, что застройки территории не будет. Он подтвердил целесообразность защитного статуса, дал поручения подготовить концепцию развития леса.
Деревьям вредят специально
Перед членами палаты выступила руководитель департамента природных ресурсов и экологии Наталья Ветер. Она рассказала, что на участке, где проводились работы, лес был полностью высушен. Почему это произошло, разбирались правоохранители. Департамент не исключает, что деревьям вредили специально – прокалывали стволы, вводили химикаты. В итоге лес «болел». По словам Ветер, в 2018 и 2019 годах департамент направлял заявления в полицию, чтобы установить виновных. Однако сделать это сложно – видеокамер на территории нет. В ответе полиции последовало, что виновных не установили.
Чтобы сохранить территорию как природный объект, как раз и было принято решение о санитарной вырубке больных деревьев. В аукционе на проведение рубки приняли участие пять компаний. Победитель – фирма, созданная в мае 2020 года, – снизил цену почти в два раза. Основной вид деятельности фирмы – строительство жилья, ремонтные работы. Департамент по закону не имел права отказать участнику аукциона, контракт заключили. Победитель установил три требования: продлить сроки контракта, установить забор и пометить деревья, подлежащие вырубке. В первых двух было отказано, третье выполнили.
– Полномасштабную экспертизу провели в 2014 году. Мы понимали, что сведения необходимо актуализировать, пригласили профессора Лесотехнического университета. В оперативном режиме сотрудники нашего подведомственного учреждения нанесли метки на деревья, которые подлежали рубке, – рассказала Наталья Ветер.
От местных жителей стали поступать жалобы на подрядчика, который рубит здоровые деревья. Сотрудники департамента несколько раз выезжали на место, но поваленных стволов без меток не нашли. Чтобы понять причину, проводится служебная проверка.
Странная математика
Наталья Ветер 31 августа со своими сотрудниками выезжала на участок, чтобы провести инспекцию. К осмотру привлекли специалистов природоохранной прокуратуры, участие приняли и местные жители. Результаты оказались странными: пней насчитали около 1,1 тыс., а лежащих стволов – 826. Куда делись еще более 200 деревьев, предстоит выяснить. По словам главы департамента, подрядчик заверил, что не вывозил вырубленные деревья с участка. Его слова расходятся со свидетельствами местных жителей. На митинге 30 августа они заверяли, что спиленные деревья по ночам вывозят КамАЗами.
– На стволах мы пытались обнаружить наличие или отсутствие меток. Было найдено 48 стволов без меток. Провели расчет ущерба – около 1 млн рублей. Все данные отправили в прокуратуру, – рассказала Ветер.
Возбуждены уголовные дела
Ситуация в Северном лесу привела к возбуждению нескольких уголовных дел: по факту вырубки здоровых деревьев, по факту стрельбы в лесу (29 августа было совершено нападение на трех местных жителей у огороженного забором участка, один человек получил огнестрельное ранение в живот).
– Был инцидент между гражданами, которые находились за забором на лесной территории, и местными жителями, которые якобы прогуливались там. Все участники инцидента установлены. Возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство», проводится соответствующее расследование. Назначены экспертизы, доказывающие причастность лиц, совершивших деяние, – рассказал замначальника полиции по охране общественного порядка ГУ МВД России по Воронежской области Геннадий Минаков.
Во время митинга 30 августа жители самовольно снесли строительный забор из металлопрофиля. По этому поводу в полицию поступило обращение от физического лица по факту причинения ущерба. Идет проверка.
Что решили
Участники обсуждения выработали ряд рекомендаций для региональных властей по дальнейшим действиям. Так, департаменту природных ресурсов и экологии предложили актуализировать постановление областного правительства «Об образовании природного парка областного значения "Северный лес"». В документе указана площадь зеленой территории в 44,8 га. При этом в «зеленом поясе», куда Северный лес также включен, указано 40,8 га. Общественная палата региона попросила уточнить настоящую площадь участка и убрать противоречия.
Кроме того, в постановлении перечислены мероприятия, которые запрещено проводить на особо охраняемой территории. В том числе запрет на сплошную вырубку. Однако есть исключения: это разрешено ради эксплуатации линейных объектов и при санитарной уборке. По мнению главы комиссии Надежды Стороженко, именно это подталкивает нарушителей к введению химикатов в деревья для того, чтобы добиться сплошной вырубки. При этом в приказе Рослесхоза №10 «Санитарных правил в лесах РФ» говорится, что в парковых и лесопарковых зонах, где возможно даже единичное сохранение деревьев, сплошную вырубку проводить нельзя.
– Если мы сумеем актуализировать положение постановления правительства, то сможем единичные здоровые деревья сохранить, – пояснила Надежда Стороженко.
Глава комиссии отметила, что необходимо усилить информирование жителей по принимаемым управленческим решениям. Это касается не только Северного леса, но и других природных территорий региона. Часто жители делают неправильные выводы о происходящем из-за отсутствия систематизированной информации.