Власти обсуждают, нужно ли переносить воронежские гайд-парки из привычных мест или оставить все как есть. Чиновники говорят, что изменения назрели из-за пробелов в региональном законодательстве и недостаточной защищенности от терактов. Еще один аргумент – жители города не имеют «равного доступа» к публичным площадкам: все шесть гайд-парков сосредоточены в Центральном районе. Правозащитники поддерживают часть предложений, но опасаются, что протест перенесут на окраины.
Журналист РИА «Воронеж» наблюдала, как правоохранители, чиновники, депутаты и правозащитники обсуждали судьбу публичных площадок на круглом столе в облдуме в четверг, 4 апреля.
Что такое гайд-парк
Гайд-парки – места, где жители могут проводить акции и митинги без согласования с властями города. На площадках могут собираться до 100 человек, не подавая уведомления в мэрию. Правительство региона утвердило список воронежских гайд-парков в 2012 году:
- в районе Советской площади (улица Театральная, 17);
- в радиусе 15 м от памятника Никитину у кинотеатра «Пролетарий» (Никитинская площадь);
- в радиусе 10 м от памятника Пушкину у Театра оперы и балета (площадь Ленина, 7);
- в 20 м от входа в здание облдумы (улица Кирова, 2, с северо-восточной стороны здания);
- в радиусе 15 м от памятника Пятницкому у Дома офицеров (проспект Революции, 32);
- в радиусе 10 м от памятника Платонову недалеко от Дома молодежи (проспект Революции, 24).
Позиция силовиков
Нынешние гайд-парки уже не удовлетворяют всем требованиям. Правоохранители заявили, что им сложно следить за порядком на акциях. Появились вопросы и по защищенности публичных площадок от террористов.
– Хочу обратить внимание присутствующих, что мы обсуждаем проблему безопасности, которая возникает при проведении публичных акций. А не запрет на проведение массовых мероприятий или перенос гайд-парков, – заявил старший помощник прокурора Воронежской области Алексей Федосов.
Прокурор объяснил, что список гайд-парков составляют органы исполнительной власти региона. Но по федеральному законодательству запрещено устраивать публичные акции у опасных производственных объектов, путепроводов, рядом с судами, колониями и резиденцией президента. Местные власти могут расширить список мест, где нельзя разместить гайд-парк. Однако региональный закон повторяет формулировку федерального.
– Существуют требования к антитеррористической защищенности различных объектов. Спецкомиссия составляет паспорт безопасности объекта, в котором прописано безопасное расстояние от здания. В этой части региональное законодательство нужно скорректировать. Определить конкретные места, где проведение публичных мероприятий запрещено. Например, у ТЦ, культовых зданий для богослужений, учреждений культуры и здравоохранения. В других регионах приняты законы с учетом этих требований – например, в Волгоградской, Брянской, Курской. Мы общаемся с коллегами из других регионов и не слышали, чтобы это нарушало права жителей, – подчеркнул Алексей Федосов.
Прокурор напомнил, что на публичных площадках должно быть достаточно места: из расчета 1 кв. м на одного человека. Не все воронежские гайд-парки отвечают этим требованиям. Алексей Федосов также отметил, что на площадках должны быть места для рамок металлодетекторов и скамейки для тех, кто захочет отдохнуть во время акции.
Полковник полиции Геннадий Минаков рассказал о проблеме с точки зрения охраны общественного порядка. По словам полицейского, число акций на публичных площадках постоянно растет. Только в 2018 году было на две четверти больше мероприятий, чем в 2017 году.
– Нужно, чтобы организаторы обязательно уведомляли полицию, что собираются проводить мероприятие. На акциях бывают и конфликты между разными сторонами, это может привести к тяжелым последствиям. А прекратить публичное мероприятие мы можем только после начала и если есть реальная угроза. Бывает, что из-за конфликтов сторон митингующие организованно перемещаются с одной площадки на другую. Тогда акция перерастает в несогласованное шествие, – сказал Геннадий Минаков.
Позиция чиновников
Сотрудник мэрии Воронежа Андрей Чечель рассказал, какие площадки власти рассматривают как альтернативу существующим. Чиновники считают, что шесть гайд-парков в центре ущемляют права жителей отдаленных районов: им приходится далеко ехать, чтобы выразить свою гражданскую позицию.
Андрей Чечель предложил разместить гайд-парки у скверов имени Дурова (за цирком), имени Костомарова, Примирения и Согласия, «Аллея Славы», а также в парке «Шинник» и Бринкманском саду.
– Часто возникают конфликты среди жителей города. У всех разные приоритеты для использования этого пространства. Например, у кинотеатра «Пролетарий» есть пиццерия, там пешеходная и культурная зона, люди приходят с детьми. Гайд-парк – только «вишенка на торте». Конфликт в такого рода зонах будет всегда, и надо понять, как решить его в интересах большинства. То ли переносом места, то ли ограничением по времени. Мы готовы услышать такие предложения, – подчеркнул замруководителя управления региональной политики облправительства Воронежской области Александр Холод.
Позиция правозащитников
Уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская согласилась, что гайд-парки нужны в разных районах города.
По словам омбудсмена, жителям Левого берега нет смысла ехать в центр, чтобы рассказать о местных проблемах. Татьяна Зражевская предложила создать рабочую группу по гайд-паркам.
– Надеюсь, что решение будет основано на практике Конституционного суда и Европейского суда по правам человека. Они подробно говорят о поиске баланса между общественным интересом и необходимостью обеспечивать безопасность. Существующие гайд-парки были компромиссным вариантом, можно найти более удачные места с хорошей транспортной доступностью. Можно назвать ряд востребованных площадок: это площадь Ленина, место у цирка. Судя по практике, есть спрос на площадку напротив мэрии и сквер у памятника Жертвам белого террора напротив гордумы. Это возвращает нас к сути того, что такое пикет – конкретное обращение к какому-то органу, возможность непосредственно обратиться, – сказала правозащитница Наталья Звягина.
– Нужно учитывать и права граждан, не участвующих в акциях. Иногда люди, которые пришли отдохнуть с детьми, или туристы становятся свидетелями публичных акций. Но не все мероприятия проходят без инцидентов. Бывали случаи, когда люди сцеплялись, в ход шли снежки или зеленка. Да и неправильный баланс между районами города налицо. Мы поддерживаем идею сделать гайд-парки в каждом административном районе. Где конкретно, будем решать позже. Но предлагаем оставить гайд-парк у областной Думы и рассмотреть вариант размещения гайд-парка на Адмиралтейской площади, – заявил координатор Национального освободительного движения Сергей Мелешко.
Позиция депутатов
С силовиками оказались не согласны депутаты. Они утверждают, что подать уведомление бывает не так легко.
– Подать уведомление письменно – это целая эпопея, другое дело, если нужно будет просто позвонить в полицию. Возникает и спорный вопрос, за чей счет будут ставить турникеты на публичных площадках. Если акцию организуют пенсионеры, где они возьмут деньги? Я согласен, что шесть гайд-зон скоплено в одном месте. Может быть, есть смысл обсудить перенос. Но площадь Никитина – «намоленное» место, хотелось бы его оставить, пусть даже его временно закроют на реконструкцию, – высказался представитель КПРФ Денис Рослик.
– Я извиняюсь, что мне пришлось «поддать газу» в интернете (накануне депутат опубликовал в соцсети пост о «секретных слушаниях». – Прим. РИА «Воронеж»). Глава нашего региона заявлял, что проблемы нужно решать с учетом мнения большинства. Для этого есть соответствующие инструменты. У меня возникли сомнения, что здесь удастся достичь консенсуса, поэтому я выразил их в интернете. Может быть, в не совсем удачной форме. Я скажу как физик: если мы не дадим системе выпускать пар, она быстрее придет в негодность. Это нормальные механизмы. А сейчас мы пытаемся регламентировать вопросы, которые этого не требуют. Хотелось бы сделать замечание: представители города сегодня показали схему, которую даже не видели депутаты гордумы. Мне непонятно, как вы делаете это через наши головы, – заявил депутат от КПРФ Андрей Померанцев.
– Думал, что градус обсуждения будет высоким. Но мы показали, что можем разговаривать и приходить к консенсусу. Высказались правоохранители, депутаты, общественники. Очевидно, что есть проблемные вопросы, которые все готовы обсуждать. Речь идет об актуализации списка мест, но никто не вправе нарушать права граждан собираться и выражать свои мысли, – подчеркнул депутат «Единой России» Роман Жогов.