День международной памяти жертв Холокоста – геноцида еврейского народа нацистами в период с 1933 по 1945 год – 27 января. Именно в этот день в 1945 году войска 1-го Украинского фронта (бывшего Воронежского, так что в его войсках было много воронежцев) освободили узников крупнейшего нацистского концлагеря Освенцима, расположенного на территории Польши. За четыре года в Освенциме уничтожили 1,4 млн человек, из которых 1,1 млн – евреи. Всего в результате Холокоста погибли 6 млн евреев. Как трагедия еврейского народа коснулась Воронежа и как в регионе чтут память о жертвах Холокоста, – в материале РИА «Воронеж».
Ужасная участь
Зажженные свечи, воспоминания о тех страшных годах, тихая поминальная молитва Кадиш у мемориального камня и просмотр фильма «Свидетели» – о войне, любви и предательстве. Так в воронежской синагоге прошел вечер накануне Дня памяти жертв Холокоста. Ведущим вечера стал историк и искусствовед Бронислав Табачников, чей отец воевал в составе 1-го Украинского фронта.
Термин «Холокост» в переводе с древнегреческого означает «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». Бронислав Табачников напомнил, что Холокосту предшествовала Хрустальная ночь, или Ночь разбитых витрин, – на 10 ноября 1938 года. Фашистские молодчики разгромили все магазины, принадлежавшие евреям.
– В 1920-е годы Германия стояла на коленях после Первой мировой войны. Националисты поняли, что объединить народ сможет идея. И такой гнусной идеей стал антисемитизм – у Гитлера во всем были виноваты евреи, – отметил Бронислав Табачников.
После прихода к власти Гитлера теория о превосходстве арийской нации стала государственной программой. Ее целью было резко сократить численность славянских народов (оставшихся – превратить в рабов), а евреев, которые были объявлены недочеловеками, – уничтожить.
В концлагерях, расположенных на территории оккупированных нацистами стран, людей морили голодом, расстреливали и умерщвляли в газовых камерах. Перед этим над ними ставили бесчеловечные эксперименты. Волосы убитых использовали в качестве сырья для набивки спальных матрасов. У мертвых вытаскивали золотые коронки, из человеческой кожи делали абажуры, сумки, перчатки. Среди жертв Холокоста 1,5 млн – дети.
– Трагедия еврейского народа в том, что их участь была предрешена. Если партийные функционеры на оккупированной территории могли приспособиться, служить немцам, то если я еврей, меня независимо от моих взглядов и убеждений должны были истребить, – отметил кандидат исторических наук, учитель истории Виктор Бахтин, занимающийся исследованием темы Холокоста в Воронежской области.
Виктор Бахтин
Фото – Анастасия Сарма– Есть несколько хороших кинолент, которые помогают осознать эту трагедию. Это «Список Шиндлера», «Мальчик в полосатой пижаме», «Собибор». Холокост был зверским уничтожением народа без каких-либо гуманитарных принципов. Убивали всех: женщин, детей, стариков. Часто люди умирали на принудительных тяжелых работах. В музее Аушвица до того, как там установили все необходимое для уничтожения людей, был рабочий лагерь. Здоровые мужчины в возрасте 30-40 лет умирали там за пять-шесть месяцев,– рассказал главный раввин Воронежа и Воронежской области Авигдор Носиков.
Раввин добавил, что в Могилеве расстреляли его прабабушку с ребенком – двоюродным братом его матери. А в Польше была убита семья брата его прабабушки. Оба деда Авигдора Носикова воевали, а одна из бабушек пережила блокаду.
Трагедия Холокоста коснулась и молодого воронежского юриста Станислава Кеслера. Погибли его родственники как по линии отца, так и по линии матери. Его дед Александр Кеслер был родом из Высоко-Литовска (ныне город Высокое, Беларусь). До 1939 года это была территория Польши.
– Когда в 1939 году Польша перешла под управление СССР, дедушку призвали в армию – ему было 20 лет. В Высоко-Литовске осталась вся его семья: отец, четыре сестры, два брата, а также многочисленные братья и сестры моего прадеда. В 1941 году город захватили немцы, и в январе 1942-го моих родных согнали в гетто, оттуда переправили в лагерь смерти Треблинку, где они и погибли, – рассказал Станислав Кеслер.
Из всей большой семьи Кеслеров удалось выжить Александру Марковичу и бабушке Станислава Кеслера – Марии, которая в 1939 году уехала к родственникам в Воронеж на лечение.
Александр Кеслер
Фото – из архива Станислава КеслераСемья прадеда Станислава по маминой линии (Цукерман), которая жила в Курске, также была убита: кого-то повесили, кого-то расстреляли. Выжил лишь Аркадий Цукерман – другой дедушка Станислава Кеслера. Не пожалели и трехлетнего ребенка – племянника Аркадия Цукермана.
Семья Цукерман, 1930 год
Фото – из архива Станислава КеслераВ Вильнюсовском гетто погибли двоюродные сестры бабушки Кеслера по отцовской линии. От большой семьи Клячко осталась только фотография, с которой смотрят красивые молодые девушки рядом с матерью, Верой Клячко. Всех их убили литовцы.
– Спастись удалось одной сестре – Рахиль. После прихода немцев литовцы утопили ее мужа, а Рахиль убежала. Всю войну прожила в католическом костеле, где ее прятал ксендз, который дал ей одеяние монахини. Ее дочь Эмма и внуки погибли в гетто, – добавил Станислав Кеслер.
Рахиль Клячко (в центре)
Фото – из архива Станислава КеслераНеизученная трагедия
Виктор Бахтин отметил, что в истории геноцида евреев на оккупированных территориях СССР осталось много белых пятен. С конца 1940-х – начала 1950-х партийное руководство решило, что евреи «тянут одеяло трагедии войны на себя», поэтому изучением геноцида советские историки заниматься не могли. «Черная книга» (сборник документов и свидетельств о преступлениях против евреев), которую готовили Илья Эренбург и Василий Гроссман, при их жизни так и не была издана.
Сколько евреев уничтожили в Воронеже, неизвестно. По словам Виктора Бахтина, перед приходом фашистов в городе была большая еврейская диаспора – несколько десятков тысяч человек. Евреи являлись второй нацией в городе. Среди них были учителя, врачи, аптекари, инженеры.
– Воронежская еврейская община складывалась со второй половины XIX века, а особенно усилилась в годы Первой мировой войны, когда из Прибалтики, Западной Белоруссии, Польши шла насильственная эвакуация (выдворение с фронтовой полосы) еврейского населения, – сообщил историк.
В Воронеж немцы пришли летом 1942 года – в это время уже началось «окончательное решение еврейского вопроса» (массовое уничтожение).
– Мирные жители из Воронежа практически не эвакуировались: эвакуация была объявлена 4 июля, а немцы ворвались 6-7 июля. Стариков, раненых, больных, которые не могли покинуть город, нацисты убивали, – рассказал Виктор Бахтин.
Чтобы понять, что перед ними «расово неполноценный» человек, нацистам было достаточно посмотреть паспорт, где была графа «национальность».
– Если у человека была фамилия русского типа и он не признавался в своем происхождении, фашисты оценивали его по цвету волос, типу ушей, размеру носа, даже по запаху – для этого расстегивали ворот гимнастерки. На месте же убивали политработников – нацисты пользовались приказом Гитлера «О военных комиссарах», – отметил историк Евгений Шендриков.
Рискуя жизнью
Авигдор Носиков и Виктор Бахтин уверены, что в Воронеже нацисты гетто не создавали. А мест тотального расстрела евреев в городе было очень много. Одно из них упоминается в письме жительницы Воронежа Евгении Панасенко к Доре Иоффе – дочери Якова и Евгении Иоффе, расстрелянных немцами во дворе своего дома №9 по улице Среднемосковской.
– В письме сказано, что стариков Иоффе похоронили в братской могиле в детском парке, то есть парке «Орленок». Но об этой могиле жертв Холокоста нет информации, – сказал Виктор Бахтин.
Еще одно место массового расстрела – «Песчаный лог», где убили 452 человека. В основном это раненые, которых забирали из госпиталей. Данных о том, людей каких национальностей там расстреляли, нет. Другое «лобное место» – село Матренки Хохольского района, где уничтожили 2 тыс. евреев, приведенных из Воронежа.
Историк Николай Сапелкин отметил, что в том же Хохольском районе было еще одно место массового уничтожения евреев – так называемый Попов лог недалеко от села Хохол, где расстреляли до 300 человек.
– Достоверно известно о 143 убитых – их тела обнаружили в 1943-м и 2016 годах. Имена некоторых жертв удалось установить: Софья Козловская, Адольф Альшуль, Мендель Фитирман, Мария Марковская, Елена Михельсон, Абрам Жуховицкий. Летом 2018 года в Поповом логу прозвучала поминальная молитва. Возможно, в скором времени в этом месте появится новый мемориал памяти жертв страшных злодеяний нацизма, – добавил Николай Сапелкин.
В августе 1942 года героически погибла еврейский врач Ревекка Мухина, которая во время немецкой оккупации добровольно возглавила госпиталь для больных горожан и раненых бойцов. Он расположился в воронежской школе №29 (сейчас – №12). Врач тайно создала и несколько госпиталей при жилых домах. Гитлеровцы расстреляли ее во дворе школы.
– Ревекка Мухина могла спрятаться, уйти. Но она выполняла свой долг, – отметил Виктор Бахтин.
Трагическая судьба постигла воронежского художника Александра Бучкури и его жену Вассу Епифанову. Художника с тяжело больной супругой расстреляли на улице Краснознаменной – фашисты вели их по конвоем в еврейской колонне. Среди погибших были и два брата Вассы Епифановой. Точное место трагедии неизвестно.
Были на оккупированных территориях и те, кто, рискуя своей жизнью и жизнью близких, укрывал в доме евреев. Они признаны праведниками народов мира. Звание праведника присвоили Наталье Филянской, которая, живя в Полтаве, спрятала у себя сына воронежского художника Абрама Клоца – Аврелия. Самого художника в 1942 году расстреляли, а его сыну, матери и сестре удалось убежать. Они добрались до Полтавы, где жил друг погибшего отца, однако тот уехал из города. Аврелий раскрыл секрет своей семьи Наталье Филянской, и она решила помочь. Девушка прятала Клоцов то в одном, то в другом укрытии (об облавах узнавала благодаря связям в полиции) и обеспечивала всем необходимым. После освобождения Полтавы Красной армией Наталья и Аврелий поженились.
Легенда Сопротивления
В Воронеже живет человек, который с 1941 по 1943 год был узником Белостокского гетто и активным участником движения антифашистского Сопротивления. Это 97-летний Сергей Беркнер – профессор английской лингвистики, доктор филологических наук, профессор Воронежского педуниверситета. О своей молодости Сергей Самуилович написал книгу «Жизнь и борьба Белостокского гетто».
Немцы оккупировали Белосток – родину Беркнера – в июне 1941 года. Гитлеровцы согнали евреев в центральную синагогу, где уничтожили 2 тыс. человек: здание подожгли, а тех, кому удалось вырваться, расстреляли.
Территория гетто, где жило все еврейское население Белостока, была огорожена высоким дощатым забором с колючей проволокой. Вход и выход контролировали немцы. Периметр забора охраняла немецкая полиция. Жителям гетто приказали носить нашивку – звезду Давида, а вне стен гетто ходить только по проезжей части (как скоту) под конвоем фашистов. Чтобы не умереть с голоду, люди работали – кто-то внутри гетто, кто-то за его пределами.
Движение Сопротивления зародилось в гетто в конце 1941 года. В нем активно участвовал отец Сергея Беркнера, Самуил – он привел туда и сына. Оружие антифашисты по деталям выносили из оружейных мастерских, покупали у местных крестьян, провозили на территорию гетто с помощью ассенизаторов: в некоторых бочках с нечистотами сооружали двойное дно. Подпольщики наладили связи с партизанами, прятавшимися в лесу. Так Сергей Беркнер стал разведчиком партизанского отряда «Форойс».
Узнав, что жители гетто помогают советским партизанам, гитлеровцы провели карательную операцию: людей расстреливали на месте и увозили в лагерь смерти Треблинку. Тогда подпольщики оказали гитлеровцам первое сопротивление, но большинство еврейских антифашистов погибло.
Через полгода, в августе 1943-го, нацисты решили окончательно уничтожить Белостокское гетто. Там вспыхнуло восстание, которое продолжалось пять дней – пока у подпольщиков не закончились боеприпасы. Подавив восстание, фашисты зверски расправились с его участниками. Остальное население гетто – более 30 тыс. человек – в железнодорожных эшелонах отправили в лагеря смерти Майданек и Освенцим. Тех, кто выпрыгивал из вагонов, расстреливали. Родители Сергея Беркнера погибли в концлагере, а сам он выпрыгнул из поезда и уцелел. Для него началась жизнь в партизанских лесах, где то и дело можно было нарваться на гитлеровцев. Партизаны занимались диверсией в немецком тылу, помогали советским военнопленным. Жили в землянках или прямо на земле в лесу.
Беркнер сражался в партизанском отряде до освобождения Белоруссии Красной Армией. Здесь познакомился с будущей женой – Галиной (Голдой) Каменецкой. После войны окончил Гродненский пединститут и преподавал английский в Ульяновске. Потом перебрался в Воронеж, где начал собирать архивы – свидетельства о войне, оккупации, концлагерях. Они легли в основу музея Воронежского педуниверситета. С 1990 года Беркнер выступал с лекциями и докладами о Холокосте и еврейском Сопротивлении. Ему писали письма благодарности голливудский режиссер Стивен Спилберг, актер Георгий Менглет, писатель Василь Быков, дочь Ильи Эренбурга.
Пятая симфония Бетховена
В 2005 году воронежские музыканты вместе с Брониславом Табачниковым первыми в мире сыграли на месте бывшего лагеря смерти.
Воронежский симфонический оркестр отправился в большую европейскую поездку в рамках акции «Искусство во имя мира». Отправной точкой стал Освенцим.
– В Освенциме никому не разрешают выступать с концертами – руководство музея придерживается идеи, что здесь должна звучать тишина. Я в то время был профессором Ягеллонского университета в Кракове и попросил о помощи ректора, который и заступился за нас. Для Воронежа сделали исключение, – рассказал Бронислав Табачников.
Табачников обратился к зрителям на русском, польском и английском языках. Из-за ливня оркестру пришлось переместиться со сцены возле крематориев в барак, где жили обреченные люди. Музыканты стоя исполняли пятую симфонию Бетховена.