В рамках второго дня форума «Зодчество VRN – 2021» на территории пространства «Винзавод» прошла дискуссия «Новая жизнь старых зданий», в которой приняли участие помощник губернатора Воронежской области Константин Кузнецов, преподаватели кафедры факультета архитектуры и градостроительства ВГТУ, художник Ян Посадский и краевед Ольга Рудева. Для чего нужен ремонт здания ВГУИТ и как из квартиры бабушки сделать центр современного искусства – читайте в материале РИА «Воронеж».
Где учат на реставраторов?
Работу площадки открыл кандидат архитектуры, профессор, член Союза архитекторов и завкафедрой композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия ВГТУ Геннадий Чесноков. Он рассказал, что преподаватели кафедры вот уже 15 лет готовят специалистов в области реставрации и реконструкции архитектурного наследия.
Среди преподавателей кафедры – сам Геннадий Чесноков, историк архитектуры, архитектор Лариса Кригер, историк Павел Попов, главный архитектор Воронежской епархии Александр Радин.
– У нас работают архитекторы-реставраторы, которые следуют принципу: «Не навреди». Он применим не только в медицине, но и в архитектуре, – отметил Геннадий Чесноков.
Преподаватель высоко оценил своих студентов. Он рассказал, что дипломный проект студента-реставратора представляет собой серьезный научный труд. Одна графическая часть диплома выполняется почти год. Помимо нее, студентам нужно подготовить три-четыре тома научно-проектной документации.
– Столько документации не готовится ни на одной специальности архитектурного факультета, – добавил Геннадий Чесноков.
Преподаватель кафедры Павел Попов добавил, что, прежде чем приступить к проектированию, студенты кафедры проводят комплексные научные исследования. Реставраторам приходится работать в архивах и проводить натурные исследования.
Геннадий Чесноков продемонстрировал дипломные проекты по реставрации воронежских памятников архитектуры. Одним из самых сложных из них стал проект реставрации полуразрушенной церкви Рождества Христова на Придаче. Она много лет стояла заброшенной, а в ноябре 2015 года собственник – строительная компания «Выбор» – чуть было не отправил храм под снос. Здание спасли забившие тревогу краеведы и общественники. Позже строительная фирма передала храм Воронежской епархии. Сейчас он восстанавливается.
По словам Геннадия Чеснокова, делать дипломный проект восстановления храма молодым реставраторам пришлось, не имея перед собой никаких исторических фотографий церкви.
– Мы работали по аналогам. Совсем недавно, уже после защиты диплома, удалось обнаружить старинную фотографию церкви. Оказалось, что нашим студентам практически полностью удалось воссоздать исторический облик храма. Ребята угадали все утраченные формы здания. Это уникальная работа, которой мы гордимся, – отметил архитектор.
Среди других дипломных работ, которые показали участникам форума, – проекты реставрации деревянного Дома Плотникова на ул.Никитинская, 2, дома «Гармошка» на ул. Карла Маркса, 94 (студенты воссоздали облик дома 1950-х годов, в стиле конструктивизма), Дома Тулинова-Болдырева (проспект Революции, 30), духовного училища (проспект Революции, 24).
Геннадий Чесноков представил и проект реставрации квартала исторической жилой застройки в Павловске. Студенты предложили устроить здесь арт-кластер.
Павел Попов добавил, что сейчас под Воронежем срочного восстановления требует десять бывших дворянских имений. Многие из них превратились в руины. Студенты и преподаватели кафедры разработали проекты восстановления некоторых из усадеб. Среди них – усадьба в селе Горожанка Рамонского района, которая представляет собой аналог произведений знаменитого зодчего Джакомо Кваренги, и дача Башкирцевых в Семилуках.
Ремонтом займутся архитекторы и скульпторы
Помощник губернатора по вопросам архитектуры и градостроительства Константин Кузнецов призвал представителей власти и застройщиков работать в одной связке с горожанами и общественниками, чтобы делать Воронеж комфортным для жизни.
Он сообщил, что в ближайшее время будет открыта обновленная площадка Дома архитекторов. Она получит совершенно новую функцию – дискуссионную.
– Это пространство будет чем-то вроде «точки кипения», в котором будут проходить встречи общественников, горожан, архитекторов и представителей власти. Здесь же можно будет обсудить назревшие проблемы, – отметил помощник губернатора.
Константин Кузнецов также рассказал о том, что инициировал решение давней архитектурной проблемы. Теперь капитальный ремонт исторических зданий курирует не Фонд капремонта, а департамент архитектуры и градостроительства. Без согласования скульпторов и архитекторов никакого капитального ремонта на объектах, представляющих архитектурную ценность, быть не может.
– Я могу сказать, что это достижение, – отметил Константин Кузнецов.
Работа по новым стандартам началась во время реконструкции Советской площади. Сейчас под контролем архитекторов и скульпторов идет реставрация парка «Орленок».
– Обратите внимание на фасады, которые были восстановлены, на любовь к деталям и тем элементам, которые в свое время были утрачены. К этим объектам были подключены профессиональные скульпторы, – отметил Константин Кузнецов.
Возможность высказаться
Художник Ян Посадский рассказал о своих работах в жанре паблик-арта. Он подчеркнул, что этот вид искусства – форма социальной коммуникации.
– Я воспринимаю город как СМИ. Как место, где граждане могут высказываться. Это могут быть митинги, перформансы либо роспись старых зданий, – пояснил художник.
Первую работу – «Время» – он написал на фасаде ныне снесенного здания на ул. Куколкина. На его месте должен быть построен Дом анимации. Идею для своей работы художник почерпнул из цитаты воронежского архитектора Николая Троицкого, который говорил о том, что архитектура – это застывшее время.
Вторая работа художника – с надписью: «Все!» – была сделана на руинах жилого дома в Екатеринбурге. Дом сгорел, его окна заколотили ставнями, повесили колючую проволоку. А работа мастера «Конец!» – написанная разноцветными буквами из мультфильма «Ну, погоди!» – на руинах еще одного деревянного дома.
– Это район Екатеринбурга, который активно застраивается новым жильем. Эта работа – о ностальгии по счастливому детству. Бывший собственник дома рассказал мне о том, что продал его девелоперам за копейки, – отметил Ян Посадский.
Художник напомнил о своей работе «Не докапывайся!», сделанной на обнажившейся в ходе дорожного ремонта проспекта Революции булыжной мостовой. Она была ответом на заявление мэрии о невозможности сохранить брусчатку.
– Брусчатка является огромной эстетической ценностью. Она создает образ старины и уюта, который напрочь убивается асфальтом. В любом городе, получающем прибыль от историко-культурного туризма, власть делает все, чтобы поверхность дорог и тротуаров была вымощена старым камнем. В ответ на предложения сохранить булыжную мостовую городские власти нашли много оправданий. Между строк считывалось: «Не докапывайся, мы все решим сами: договор подписан, асфальт должен быть уложен в срок», – рассказал Ян Посадский.
Художник напомнил и о работах в жанре видео-арт, которые он сделал вместе с единомышленниками. Одна из них – надпись: «Выбора нет!» – проецировалась на руины снесенного хлебозавода №1
– Эта фраза, говорит о том, что у нас нет выбора. Мы замкнуты в своих желаниях. Мы хотим, чтобы это здание было, но ничего не можем сделать, – отметил художник.
Ян Посадский рассказал, что недавно в Воронеж приезжал питерский художник Владимир Абих, который сделал фотопроект «Субтитры». Это фразы, которые, как субтитры, художник пишет на заброшенных зданиях. Среди объектов, на которых появились надписи – руины хлебозавода №1 и заброшенный ДК имени Кирова.
Как превратить старый дом в галерею
Ян Посадский рассказал о мастерской «Дай пять», которая обосновалась в бывшем обкомовском доме постройки 1958 года на ул.Пятницкого, 52. В 2014 году дом купил предприниматель, квартиры были расселены, дом был предназначен под снос. На его месте должен был вырасти многоэтажный жилой комплекс. Но получилось так, что по правилам землепользования застройщик не мог построить дом выше трех этажей. С тех пор квартиры в доме стали сдаваться в аренду. В нем образовалось большое количество творческих институций: школа иностранных языков, психологический центр, швейная мастерская, фотостудии.
– Этот дом превратился в самоорганизованный сквот, креативный кластер, которого так не хватало Воронежу, – отметил Ян Посадский.
Художники Миша Гудвин и Ян Посадский организовали в доме мастерскую «Дай пять», где стали проводиться выставки современного искусства, концерты, кинопоказы, лекции, театральные представления.
– Мы переняли эстафету у Воронежского центра современного искусства, который просуществовал около шести лет и был закрыт в 2019 году. Сейчас в Воронеже две институции, признанные Москвой галереями современного искусства – это галерея «Хлам» и пространство «Дай пять», – отметил Ян Посадский.
По словам художника, помещение мастерской изначально представляло собой квартиру с бабушкиными интерьерами и желтыми обоями. Ремонт там художники сделали собственными силами.
– Там было грязно, не было света. Но мы увидели необыкновенный потенциал этой квартиры и поняли, что из абсолютно депрессивного пространства ее можно превратить в уникальный объект питерской или берлинской эстетики, – пояснил художник.
По словам художника, сейчас положение мастерской шаткое – собственнику дома не нравится то, что происходит в творческом кластере.
– Он на грани того, чтобы распрощаться с нами, – отметил Ян Посадский.
Художник рассказал, что по соседству стоит заброшенным Дом Ростроповичей. Художники вели переговоры с московским арт-кластером «Флакон», чтобы сделать там воронежский филиал, но из-за пандемии по коронавирусу переговоры приостановились.
Как охранная зона помешала «техноложке»
О проблемах содержания исторического здания губернской мужской гимназии, которая является главным корпусом Воронежского государственного университета инженерных технологий (ВГУИТ), рассказал его ректор Василий Попов.
Он сообщил, что историческое здание получило охранный статус. В то же время в охранную зону попали и советские пристройки 1950-х, 1960-х, 1970-х и даже 1990-х годов, облик которых руководство института изменить не в праве.
– На протяжении многих лет застройка этого квартала развивалась хаотичным образом. Так, в 1960-е годы к старинному зданию гимназии был пристроен серый корпус. Потом построили так называемый «кубик» – здание, которое выходит на ЮВЖД. Наконец, еще некоторое время спустя, построили пятиэтажный железобетонный «куб», который нависает над горожанами, когда те поднимаются по ул. Степана Разина, – рассказал Василий Попов.
Василий Попов напомнил, что художники Ян Посадский и Михаил Гудвин предложил провести на территории вуза фестиваль современного искусства и паблик-арта «Techno/Техно». Согласно концепции фестиваля, вся территория «техноложки» превратится в арт-пространство. На университетской территории появятся объекты паблик-арта.
Так, например, здание троллейбусной подстанции, которое расположено на территории ВГУИТ и «смотрит» на башню ЮВЖД, художник Михаил Добровольский предложил разрисовать стрит-артом на тему «Борьба с излишествами в архитектуре». Василий Попов напомнил, что Никита Хрущев, побывав в Воронеже в 1955 году и увидев башню, был возмущен ее видом. Он сказал: «А что это за колокольня торчит у вас?». По итогам поездки в Воронеж генсек выпустил постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое раскритиковало украшательства в архитектуре.
– Здесь предлагается некая визуализация чиновников, которые дают «под дых» капителям, колоннам, портикам и как бы дерутся с архитектурными излишествами, – пояснил Ян Посадский.
Превратить в арт-объекты художники предлагают и безликие советские корпуса в виде кубов. Так, одно из зданий второго корпуса – пятиэтажку, выходящую на ул. Степана Разина, – предлагают завесить черной баннерной сеткой. На ней разместят сменные панели с изображением стрит-арта российских и зарубежных художников. Полупрозрачные картины будут менять, в зависимости от контекста выставки.
– Мы придумали сделать выставку наоборот – вынести арт-объекты на обозрение воронежцев. Но после этого началась волна возмущения: почему в Воронеже крематорий белый, а университет – черный? - напомнил Василий Попов.
Ректор ВГУИТ подчеркнул, что черный цвет был выбран неслучайно – черный и белый наиболее яркие цвета для привлечения внимания.
– Здесь мы не оригинальны. Сегодня черный – один из классических архитектурных доминант, которые позволяют выделить объект. Такие здания можно найти и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в европейских городах, – отметил Василий Попов.
Идею «черного куба» поддержал актер воронежского Камерного театра Камиль Тукаев.
- Черный цвет является эталоном в театре. Именно на черном цвете мы видим все подробности костюмов и декораций. Все макеты делаются в черном цвете. Сцена является черным кабинетом. По-моему, это замечательное решение, – поделился Камиль Тукаев.
Противникам зданий в черном цвете артист рекомендовал загуглить «25 домов в черном цвете», «десять лучших домов черного цвета». Он также напомнил о черном театре Дза-Коэндзи в Токио.
По словам Василия Попова, пока из-за законодательства об охранных зонах провести задуманный фестиваль паблик-арта университет не может.
– Мы получили ответ, который гласит, что все здания в радиусе 200 метров должны иметь окраску мягких пастельных тонов, и, как вы понимаете, черный цвет к этим тонам не относится. Но визуальной связи между историческим зданием и советскими корпусами нет, – пояснил Василий Попов.
Ректор «техноложки» предложил разработать формат нового регламента.
– Стрит-арт позволит показать, что университет – не только место для учебы, но и место культурной и социальной жизни города, – отметил Василий Попов.