Акция «Бессмертный полк» в шестой раз прошла в Воронеже в четверг, 9 мая. Несмотря на пасмурную погоду и начинающийся дождь, в шествии приняли участие 57 тыс. человек. Колонна людей с фотографиями родственников, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны, начала формироваться на улице Дзержинского с 8:00. Портреты фронтовиков несли люди разных возрастов и национальностей, многие пришли с маленькими детьми.
Корреспонденты РИА «Воронеж» попросили горожан рассказать о своих героях.
Раиса Бухтоярова с фотографией отца Алексея Яковлевича Бухтоярова
– Папа до войны был фельдшером, поэтому в июле 1941 года его призвали на фронт санинструктором. Он вытаскивал раненых с поля боя, но и его самого тоже не раз спасали. Отца ранили и в голову, и в ногу, но он выжил и вернулся домой. И до последнего своего дня не смотрел художественные фильмы о войне. Говорил, что ему хватило того, что он видел в жизни. И нам всем желал жить всегда в мире. Это было его самое большое желание.
Каролина Ветрова с табличкой с именем деда Алексея Петровича Короткова
– Дедушка был артиллеристом. На фронт попал в 15 лет, приписав себе три года к возрасту. Он был высокий, крепкий парень, вот ему и поверили, что уже 18 лет есть. Воевал с 1941 года. Много чего прошел и видел, но почти ни о чем не рассказывал нам. Ему тяжело давались воспоминания. Особенно битва под Сталинградом, он там был ранен. Когда я училась в школе, мой класс ездил в Волгоград и привез документы и фотографии для исследовательской работы. Там было фото шинели, на которой порядка 140 отверстий. Я показала это фото деду, и он узнал на нем шинель своего командира.
Наталья Лукьянчикова с табличкой с именем деда Тихона Федоровича Чернышова
– Дед воевал с 1941 года. Он служил сапером, хотя, конечно, до войны ничем подобным не занимался, но их быстро всему обучили. Погиб в 1944 году при освобождении Эстонии – подорвался на мине. До Победы чуть меньше года не дожил. Фото дедушки, к сожалению, у нас в семье не сохранилось, но мы написали его имя и фамилию на табличке и так участвуем в «Бессмертном полку». Дед немного не дошел до Берлина, и каждый год, неся табличку с его именем, мы проходим эти шаги за него.
Тамара Моисеева с фотографией свекра Сергея Галактионовича Моисеева
– Наш фронтовик был связистом. Он рассказывал про один случай. Во время боя оборвалась связь, и он вместе с товарищем отправился ее восстанавливать. Попали в фашистскую засаду, полтора дня находились в ней, но смогли вырваться к своим. Дед наш чудом спасся – в него стрелял снайпер, попал в звездочку на каске. Пуля пробила каску и внутри разорвалась. Конечно, основную силу удара каска на себя взяла, но остального хватило, чтобы оказаться между жизнью и смертью. Ранили его в конце войны, так что из госпиталя сразу домой отправили. У дедушки много орденов, они все хранятся в нашей семье и передаются из поколения в поколение.
Василий Лаврентьев с фотографиями дедушек и дядей
– У меня здесь фотографии восьмерых родственников, все они фронтовики: пять дедушек и три дяди. Все, кроме одного – родного деда Григория Васильевича, – вернулись с фронта. Он погиб при обороне Москвы, захоронен в братской могиле в Тверской области. Мы об этом узнали только два года назад. До этого дед числился без вести пропавшим. Я сам не владею интернетом, и со зрением у меня беда, но попросил знающего человека найти информацию о Григории Васильевиче. Оказалось, что долгое время его имя находилось в засекреченных списках и только недавно эти документы стали доступны, и мы узнали, где он покоится. Очень интересная история случилась с моими родственниками Данилой и Константином – они встретились на фронте, хоть и воевали в разных частях. Такие бывают совпадения.
Светлана Кудряшова с фотографией отца Алексея Захаровича Рылина
– Папа закончил войну майором, потом продолжил служить и умер во время службы в Германии в звании гвардии полковника. Я плохо его помню, мне было шесть лет, когда папа умер, но на сайте «Память народа» я нашла его характеристику и описание подвига, за который он получил орден Отечественной войны II степени. Там написано, что папа был заместителем командира полка по политической части. Находился всегда на самых ответственных участках боя, своим примером увлекал личный состав на разгром врага, показывал бойцам мужество и отвагу. Победу встретил в Австрии. После войны папа продолжил служить. В 1946 году родилась я, через год – моя сестра. В 1951 году папа служил в Германии, а наша семья в это время находилась во Владимире, нельзя было с отцом быть на службе. В 1951 году он заболел. Оказалось, онкология. Посмотрите на фото, какой был упитанный красавец-мужчина, а во время болезни похудел на 40 кг. Папа за всю войну ни разу не был ранен, но болезнь забрала его жизнь, ему было всего 45 лет. Я помню, как мы с мамой ехали к нему в Германию. Нас встретили на вокзале, отвезли в госпиталь. Мама одна туда пошла. Оказалось, что он умер утром, а мы приехали вечером. Немного не успели. Похоронен папа на русском кладбище под Потсдамом. На его могиле стоит большой красивый памятник, территория ухоженная. У нас есть знакомый в Германии, который прислал фотографии папиной могилы. Сама я, к сожалению, ни разу не смогла попасть на его могилу.
Максат Реджепов с фотографией земляка Дурды Курбана
– Как представитель туркменской общины Воронежской области, я сегодня в составе «Бессмертного полка» иду с портретом прославленного сына туркменского народа. Великая Отечественная война застала его на границе с Румынией. Младший сержант Дурды принял первый бой с фашистами 22 июня 1941 года, не раз водил бойцов в атаку. Так, 27 июля 1941 года был очень тяжелый бой за овладение высотой. Командир стрелкового отделения Дурды Курбан трижды водил в атаку отделение. Несмотря на тяжелое ранение (ему оторвало руку разрывом снаряда), он в последний раз поднял отделение и повел в атаку. И в упорном бою наши подразделения отстояли высоту. В сентябре того же года его демобилизовали из-за ранения. А через несколько месяцев 1941 года Дурды Курбан получил звание Героя Советского Союза.
Светлана Сукачева с фотографией деда Андрея Васильевича Вахтина
– Мой дед – участник трех войн: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. В Гражданскую он воевал в армии Буденного. В родное село вернулся в комиссарских галифе, и за это его стали называть комиссаром, а всех его родных «Комиссаровы», хотя фамилия была другая. В Великую Отечественную войну деду было под 50 лет, поэтому на передовой он не был, был в войсках, которые подвозили снаряды. Про войну дед всегда молчал, больше рассказывали мама и бабушка. Их село было оккупировано фашистами. Рассказывали, как враги расстреливали народ, поджигали дома, как бабушка с шестью детьми бежала из горящего дома. У них тогда сгорела вся скотина, только корова убежала и уцелела.