, Воронеж
  • 8645

От «Онегина» до «Дон Жуана». Как менялась воронежская опера

Обзор знаковых постановок в истории Театра оперы и балета.
От «Онегина» до «Дон Жуана». Как менялась воронежская опера От «Онегина» до «Дон Жуана». Как менялась воронежская опера
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Воронежский государственный театр оперы и балета откроет 56-й театральный сезон в субботу, 17 сентября. Первым спектаклем в новом сезоне станет опера Моцарта «Дон Жуан» в постановке режиссера, худрука Камерного театра Михаила Бычкова. Накануне премьеры корреспонденты РИА «Воронеж» встретились с заведующей литературной частью Оперного Тамарой Лазаревой и попросили ее вспомнить знаковые оперы в истории театра.

«Евгений Онегин», 1961 год

Опера Чайковского «Евгений Онегин» стала первым спектаклем на сцене открывшегося Воронежского театра оперы и балета в 1961 году. Труппа была очень молодой – создавать театр с нуля в Воронеж приехали студенты и выпускники консерваторий со всей страны, откликнувшиеся на объявление в газете «Советская культура» о создании музыкального театра и наборе труппы. Отчасти поэтому выбор спектакля-открытия и пал на «Евгения Онегина», все главные персонажи которого молоды.

Исполнители партий Онегина (Валентин Вржесинский) и Татьяны (Флорентина Себар) в первом спектакле

Партию Онегина в самом первом спектакле исполнял молодой солист Валентин Вржесинский. Партию Татьяны исполняла Флорентина Себар, только что окончившая Саратовскую консерваторию. Во втором составе Ленского пел Евгений Пойманов, на тот момент – еще студент Тбилисской консерватории, которую ему пришлось заканчивать заочно из-за занятости в воронежском театре.

Исполнитель роли Ленского Владислав Арбузов и кадр из финального действия оперы «Евгений Онегин»

На первых порах воронежскому Оперному с декорациями и костюмами помогал столичный Большой театр. До сих пор в нашем театре хранится накидка Онегина, привезенная из Большого специально для первой постановки.

«Дочь Кубы», 1962 год

Советский союз активно сотрудничал с дружественными социалистическими странами, поэтому в 1962 году в репертуаре воронежского Оперного появилась опера «Дочь Кубы» о героине кубинского народа, партизанке Анхеле Алонсо. Опера композитора Константина Листова была основана на реальных событиях.

Постановка недолго продержалась в афише театра, потому что мода на «кубинские настроения» скоро закончилась. Тем не менее опера стала яркой страницей в истории воронежского театра – на премьерные показы в Воронеж приезжали представители Кубинского посольства, журналист кубинской газеты Revolución, кубинский поэт Энрике Пинеда. Благодаря общественному резонансу опера «прозвучала» на всю страну.

«Брестская крепость», 1967 год

В год 50-летия советской власти, по словам Тамары Лазаревой, все «стояли на ушах». К этому событию театр поставил оперу композитора Кирилла Молчанова «Брестская крепость». В постановке спектакля участвовала вся труппа театра: весь хор, все оперные солисты и вся балетная труппа. Даже заслуженные мастера сцены согласились на роли без слов или с минимумом реплик – такой важной казалась всем сама тема спектакля.

В основу либретто легла книга писателя Сергея Смирнова, посвященная истории обороны Брестской крепости. Писатель специально отыскал участников героического события, в частности, ему удалось найти одного из организаторов оборонительных действий Петра Гаврилова. На тот момент с Гаврилова были сняты все звания, так как после попадания в немецкий плен его отправили в советские концлагеря. Благодаря выходу книги Смирнова Гаврилов был реабилитирован. Он специально приезжал в Воронеж и был консультантом постановки.

Когда Оперный возил эту оперу на гастроли, в каждом городе находились участники обороны Брестской крепости, которых обязательно приглашали на показ. А после спектакля в Краснодаре бывших солдат пригласили на сцену, и актеры положили все полученные букеты к их ногам.

После показа воронежской «Брестской крепости» в Краснодаре артисты вручили все букеты участникам обороны Брестской крепости, присутствовавшим на спектакле

«Олеко Дундич», 1972 год

Яркой страницей в истории театра стала опера «Олеко Дундич» Геннадия Ставонина. Это было первое произведение воронежского композитора, поставленное в Оперном. Главный герой спектакля – герой Гражданской войны Олеко Дундич, участвовавший в освобождении Воронежа от белых.

Исполнитель роли Олеко Дундича Евгений Пойманов
 

На премьеру «Олеко Дундича» в Воронеж приезжал знаменитый композитор Тихон Хренников, который в рецензии в газете «Коммуна» назвал постановку выдающимся событием в музыкальной жизни страны.

«Порги и Бесс», 1979 год

В 1979 году театр поставил оперу американского композитора Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», музыкальную основу которой составили джаз, блюз и африканский фольклор. Если в США главные роли в постановке традиционно исполняли темнокожие вокалисты, то в воронежском Оперном артистам приходилось работать в негритянском гриме.

Однажды на гастролях в Туле музыканты оркестра тоже решили «войти в образ» – специально перед началом спектакля все они выкрасили лица коричневым гримом и надели черные кудрявые парики.

«ORFeum»: «Кармина Бурана» и «Умница», 2007 год

Изначально в репертуаре воронежского Оперного появился спектакль «Кармина Бурана» – сценическая кантата Карла Орфа по сборнику средневековых стихотворений на латинском языке. В опере всего два главных действующих лица, но в постановке принимал участие весь хор и балетная труппа театра – так артисты воссоздавали описанные в средневековых стихах пиры. По словам Тамары Лазаревой, несмотря на визуальную яркость постановки, воронежцы не смогли оценить музыкальный шедевр по достоинству – билеты на спектакль раскупали неохотно.

«Кармина Бурана» шла всего час, и руководство театра решило добавить к ней еще одно действие – одноактную оперу Орфа «Умница». Так спектакль получил название «ORFeum» (от имени композитора). Спектакль был показан в рамках первого Платоновского фестиваля искусств, но из-за низкой посещаемости продержался в репертуаре недолго. Сейчас в Оперном снова идет только «Кармина Бурана».

Контекст

Новый 56-й сезон Воронежский театр оперы и балета откроет в субботу, 17 сентября, премьерой оперы Моцарта «Дон Жуан» в постановке Михаила Бычкова. В последнее время новые оперы нечасто появляются в афише театра, так как финансово их постановки крайне затратны, а публика предпочитает более легкие жанры – оперетты и мюзиклы – или балет. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: