Воронежский государственный театр оперы и балета откроет 56-й театральный сезон в субботу, 17 сентября. Первым спектаклем в новом сезоне станет опера Моцарта «Дон Жуан» в постановке режиссера, худрука Камерного театра Михаила Бычкова. Накануне премьеры корреспонденты РИА «Воронеж» встретились с заведующей литературной частью Оперного Тамарой Лазаревой и попросили ее вспомнить знаковые оперы в истории театра.
«Евгений Онегин», 1961 год
Опера Чайковского «Евгений Онегин» стала первым спектаклем на сцене открывшегося Воронежского театра оперы и балета в 1961 году. Труппа была очень молодой – создавать театр с нуля в Воронеж приехали студенты и выпускники консерваторий со всей страны, откликнувшиеся на объявление в газете «Советская культура» о создании музыкального театра и наборе труппы. Отчасти поэтому выбор спектакля-открытия и пал на «Евгения Онегина», все главные персонажи которого молоды.
Исполнители партий Онегина (Валентин Вржесинский) и Татьяны (Флорентина Себар) в первом спектакле
Партию Онегина в самом первом спектакле исполнял молодой солист Валентин Вржесинский. Партию Татьяны исполняла Флорентина Себар, только что окончившая Саратовскую консерваторию. Во втором составе Ленского пел Евгений Пойманов, на тот момент – еще студент Тбилисской консерватории, которую ему пришлось заканчивать заочно из-за занятости в воронежском театре.
Исполнитель роли Ленского Владислав Арбузов и кадр из финального действия оперы «Евгений Онегин»
На первых порах воронежскому Оперному с декорациями и костюмами помогал столичный Большой театр. До сих пор в нашем театре хранится накидка Онегина, привезенная из Большого специально для первой постановки.
«Дочь Кубы», 1962 год
Советский союз активно сотрудничал с дружественными социалистическими странами, поэтому в 1962 году в репертуаре воронежского Оперного появилась опера «Дочь Кубы» о героине кубинского народа, партизанке Анхеле Алонсо. Опера композитора Константина Листова была основана на реальных событиях.
Постановка недолго продержалась в афише театра, потому что мода на «кубинские настроения» скоро закончилась. Тем не менее опера стала яркой страницей в истории воронежского театра – на премьерные показы в Воронеж приезжали представители Кубинского посольства, журналист кубинской газеты Revolución, кубинский поэт Энрике Пинеда. Благодаря общественному резонансу опера «прозвучала» на всю страну.
«Брестская крепость», 1967 год
В год 50-летия советской власти, по словам Тамары Лазаревой, все «стояли на ушах». К этому событию театр поставил оперу композитора Кирилла Молчанова «Брестская крепость». В постановке спектакля участвовала вся труппа театра: весь хор, все оперные солисты и вся балетная труппа. Даже заслуженные мастера сцены согласились на роли без слов или с минимумом реплик – такой важной казалась всем сама тема спектакля.
В основу либретто легла книга писателя Сергея Смирнова, посвященная истории обороны Брестской крепости. Писатель специально отыскал участников героического события, в частности, ему удалось найти одного из организаторов оборонительных действий Петра Гаврилова. На тот момент с Гаврилова были сняты все звания, так как после попадания в немецкий плен его отправили в советские концлагеря. Благодаря выходу книги Смирнова Гаврилов был реабилитирован. Он специально приезжал в Воронеж и был консультантом постановки.
Когда Оперный возил эту оперу на гастроли, в каждом городе находились участники обороны Брестской крепости, которых обязательно приглашали на показ. А после спектакля в Краснодаре бывших солдат пригласили на сцену, и актеры положили все полученные букеты к их ногам.
После показа воронежской «Брестской крепости» в Краснодаре артисты вручили все букеты участникам обороны Брестской крепости, присутствовавшим на спектакле
После показа воронежской «Брестской крепости» в Краснодаре артисты вручили все букеты участникам обороны Брестской крепости, присутствовавшим на спектакле
«Олеко Дундич», 1972 год
Яркой страницей в истории театра стала опера «Олеко Дундич» Геннадия Ставонина. Это было первое произведение воронежского композитора, поставленное в Оперном. Главный герой спектакля – герой Гражданской войны Олеко Дундич, участвовавший в освобождении Воронежа от белых.
Исполнитель роли Олеко Дундича Евгений Пойманов
На премьеру «Олеко Дундича» в Воронеж приезжал знаменитый композитор Тихон Хренников, который в рецензии в газете «Коммуна» назвал постановку выдающимся событием в музыкальной жизни страны.
«Порги и Бесс», 1979 год
В 1979 году театр поставил оперу американского композитора Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», музыкальную основу которой составили джаз, блюз и африканский фольклор. Если в США главные роли в постановке традиционно исполняли темнокожие вокалисты, то в воронежском Оперном артистам приходилось работать в негритянском гриме.
Однажды на гастролях в Туле музыканты оркестра тоже решили «войти в образ» – специально перед началом спектакля все они выкрасили лица коричневым гримом и надели черные кудрявые парики.
«ORFeum»: «Кармина Бурана» и «Умница», 2007 год
Изначально в репертуаре воронежского Оперного появился спектакль «Кармина Бурана» – сценическая кантата Карла Орфа по сборнику средневековых стихотворений на латинском языке. В опере всего два главных действующих лица, но в постановке принимал участие весь хор и балетная труппа театра – так артисты воссоздавали описанные в средневековых стихах пиры. По словам Тамары Лазаревой, несмотря на визуальную яркость постановки, воронежцы не смогли оценить музыкальный шедевр по достоинству – билеты на спектакль раскупали неохотно.
«Кармина Бурана» шла всего час, и руководство театра решило добавить к ней еще одно действие – одноактную оперу Орфа «Умница». Так спектакль получил название «ORFeum» (от имени композитора). Спектакль был показан в рамках первого Платоновского фестиваля искусств, но из-за низкой посещаемости продержался в репертуаре недолго. Сейчас в Оперном снова идет только «Кармина Бурана».
Контекст
Новый 56-й сезон Воронежский театр оперы и балета откроет в субботу, 17 сентября, премьерой оперы Моцарта «Дон Жуан» в постановке Михаила Бычкова. В последнее время новые оперы нечасто появляются в афише театра, так как финансово их постановки крайне затратны, а публика предпочитает более легкие жанры – оперетты и мюзиклы – или балет.