РИА «Воронеж» совместно с движением «Город и транспорт» заканчивает серию материалов об эволюции общественного транспорта Воронежа. Цикл приурочен к 125-летию запуска первого общественного транспорта в городе – конно-железной дороги. В пятницу, 2 сентября, в завершающей части проекта речь пойдет о троллейбусе, история которого началась в Воронеже 55 лет назад.

DSC_0004.JPG
Фото – из архива

Троллейбус – самый молодой вид общественного транспорта Воронежа. Власти города заговорили о постройке троллейбусной инфраструктуры в конце 1950-х годов. В то время появились планы о расширении Воронежа в сторону юго-запада. В новом микрорайоне предполагалось возвести предприятия и жилые дома. На улице Бессарабская (сейчас улица Космонавтов) создали троллейбусное депо.

DSC_0017.JPG
Фото – из архива

Миссия воронежских троллейбусов заключалась не только в перевозке людей. В первую очередь троллейбусы должны были заменить в центре города трамваи. Проектировщики посчитали, что демонтаж рельсов разгрузит центральные улицы от стремительно увеличивающего автомобильного потока. Первым делом убрали трамвайные рельсы с проспекта Революции, улиц Плехановской и Кирова.

Троллейбусы впервые проехали по Воронежу 6 ноября 1960 года. Это была техническая обкатка нового транспорта, с помощью которой проверили готовность троллейбусной инфраструктуры. Торжественный запуск первых троллейбусов состоялся через два дня, 8 ноября 1960 года. Церемонию приурочили к годовщине Октябрьской революции.

Право вывести на улицу первый троллейбус доверили сотруднику троллейбусного депо, Герою СССР Дмитрию Лебедеву. «Золотую звезду» ветеран получил за безукоризненную службу летчиком в годы Великой Отечественной войны.

Маршрут №1 курсировал от железнодорожного вокзала через центр в сторону Юго-западного микрорайона. Конечная остановка располагалась в районе механического завода. Всего 8 ноября на линию вышло 10 троллейбусов «МТБ-82».

т7 (3).jpg
Троллейбус маршрута №1

Первые троллейбусы были похожи на автобусы «ЗИС-154», так как у них был общий кузов. Различить эти виды транспорта можно было только по наличию штангового токоприемника, который в народе прозвали «рогами».

Маршрут №2 ввели спустя несколько месяцев после троллейбусного старта. Маршрут связал железнодорожный вокзал и аэропорт, который в 1960-х годах располагался на улице Хользунова. Также в 1961 году открыли троллейбусную линию из центра до завода железобетонных конструкций.

К концу 1963 года протяженность троллейбусных линий увеличилась почти до 50 км, по городу ездило 80 «рогатых» машин.

На Левый берег троллейбус пришел в 1964 году. Сначала конечная остановка была на улице Брусилова, позже маршрут продлили до авиазавода.

Сначала проезд в троллейбусе стоил 40 копеек. После деноминации 1961 года цена не изменилась, убрали только ноль. В автобусе требовалось заплатить 5 копеек, в троллейбусе – 4 копейки, в трамвае – 3 копейки. Эта стоимость не менялась до августа 1991 года.

1994.01_Контролёры_01.jpg
Фото – Андрей Архипов

Троллейбусное движение в Воронеже активно развивалось. Транспортники быстро поняли, что троллейбусы серии «МТБ-82» не очень комфортны из-за узких дверей и неудобного салона. Все недочеты конструкторы попытались устранить в новой модели троллейбуса «ЗиУ-5». Новые троллейбусы поступили в Воронеж в 1965 году. По воспоминаниям водителей троллейбусов того времени, по удобству эти две модели были как небо и земля.

т0 (3).jpg
Троллейбус «ЗиУ-5»

«ЗиУ-5» перевозили воронежцев до середины 1980-х годов. Увидеть легендарный троллейбус образца 1964 года можно на территории троллейбусного депо на улице Космонавтов. Его отреставрировали в 2013 году.

зиу-5.jpg

Троллейбусные модели в отличие от автобусных менялись нечасто. За 55 лет истории воронежского троллейбуса сменилось только три поколения. Сейчас по дорогам Воронежа курсируют троллейбусы «ЗиУ-9».

Воронежцы с радостью встречали открытие каждого троллейбусного маршрута. В первомайском выпуске газеты «Молодой коммунар» от 1971 года на первой полосе опубликовали большой материал о запуске маршрута №10, двигавшегося от Кольцовского сквера в сторону улицы Комарова.

«Новый маршрут жители Воронежа ждали очень давно. Теперь, благодаря нашим труженикам троллейбусной отрасли, огромное количество жителей нового района будет легко добираться в центральную часть города на работу, да и по своим личным делам. На торжественное открытие нового маршрута люди пришли с цветами. Дарили их водителям. Благодарили за будущее удобство».

Газета «Молодой коммунар», 1971 год

К концу 1972 года в троллейбусном депо работало до 120 машин. Троллейбусы начинали курсировать в 5:00. В это время по городу ходили 65 единиц «рогатой» техники. Пик троллейбусной активности был с 7:00 до 9:00 и с 16:00 до 18:00. В это время одновременно на линиях работало по 120 троллейбусов. Троллейбусное движение заканчивалось глубокой ночью – после 2:00.

В 1970-х годах в Северном микрорайоне построили троллейбусного депо №2, к которому проложили троллейбусную линию по улицам Беговая, Шишкова и Хользунова. В честь открытия депо в город поступила партия новых троллейбусов «ЗиУ-9». В это же время открыли маршрут №7 (ВГУ – депо №2), который по состоянию на 2016 год сохранился в неизменном виде.

Троллейбусный маршрут №17, соединивший Бульвар Победы с улицей Перхоровича, ввели 6 ноября 1981 года. Этот маршрут, по словам историков транспорта, стал самым популярным за всю историю воронежского троллейбуса. Маршрут №17 и в наше время перевозит большое количество пассажиров.

Транспортное хозяйство несло колоссальные убытки в 1990-х годах. Во-первых, из-за большого числа льготников, которые по закону могли бесплатно пользоваться троллейбусами и трамваями. Правительство России при этом не компенсировало перевозчику эти убытки. Во-вторых, в 1990-х общественный транспорт захлестнула волна «зайцев». В основном это были люди, попавшие под сокращение и месяцами не получавшие зарплату. Есть данные, что из 100 пассажиров проезд оплачивали не более 10.

1991.10_Контролёры_1.jpg
Фото – Андрей Архипов

Несмотря на тяжелые времена, троллейбусы «выживали» лучше автобусов. В 1993 году областные власти выделили деньги на покупку сразу 78 троллейбусов. Такой рекордной партии не было за всю историю воронежского троллейбуса. Некоторые из закупленных тогда машин до сих пор на ходу и перевозят пассажиров.

Первый троллейбус с кузовной рекламой вышел на улицы Воронежа весной 1993 года. На нем продвигали японского производителя фототехники.

Новые троллейбусные линии строили вплоть до 1994 года. Затем в условиях недостаточного финансирования муниципалитет решил сосредоточиться на оптимизации существующей маршрутной сети.

т3.png
Фото – Андрей Архипов

Начавшаяся оптимизация увеличила количество троллейбусных маршрутов. В 1990-х появился маршрут №18. Он ходил только в часы пик из Коминтерновского района в сторону площади Застава. В 1998 году открылся маршрут №20, соединивший улицу Циолковского и район Машмет.

Сложные времена для воронежского троллейбуса настали в начале 2000-х. 

DSC_0027.JPG
Фото – из архива

Из-за кардинальной корректировки сократились популярные маршруты, увеличились интервалы движения, ухудшилось состояние троллейбусов.

DSC_0065.JPG
Фото – из архива

Троллейбус находился в забвении, пока в 2008 году мэрия не заявила о возрождении городского транспорта, в том числе экологически чистого. Чиновники разработали комплексную программу «Развитие пассажирского транспорта Воронежа на 2009-2013 годы».

Trolleibus_01.JPG
Фото – Андрей Архипов (из архива)

Вся страна заговорила о воронежских троллейбусах в 2013 году. Бурное обсуждение вызвал новый логотип «Воронежпассажиртранса» в виде летучей мыши с надписью «Земля, прощай! В добрый путь».

Т10.jpg

На предприятии пояснили, что разработали логотип в соответствии с устоявшимися канонами использования эмблем транспортных предприятий, где обязательным атрибутом являются крылья, рулевое колесо, внешний вид транспортного средства и слоган организации. Использование изображения летучей мыши объяснили качествами животного – маневренность, полное хладнокровие в минуту опасности, профессионализм и уверенность в своих силах.

– Что касается слогана, то данное выражение взято из советского мультфильма по мотивам русской народной сказки «Летучий корабль». Данная фраза символизирует внутреннюю доброту и силу, а также надежду на светлое будущее главных героев, начинающих совместный жизненный путь, победивших жадность и зло. Именно этот смысл вкладывается в логотип и слоган нашего предприятия», – сказали в организации.

Блогеры и пользователи соцсетей начали высмеивать логотип сразу же, как он появился на троллейбусах. Руководство «Воронежпассажиртранса» прислушалось к мнению интернет-пользователей и распорядилось убрать логотип с троллейбусов.

«К сожалению, СМИ и «активная» часть интернет-сообщества извратили логотип и слоган предприятия, придав им окраски траурного и извращенного трактования. Несмотря на попытки администрации предприятия разъяснить смысл, доброту и порядочность разработанного логотипа и слогана, общество не поняло. Оценив и взвесив все «за» и «против», администрация совместно с профсоюзным комитетом приняла решение о снятии логотипа с транспортных средств», – говорилось в официальном сообщении «Воронежпассажиртранса».

т8.jpg
Фото – Виктория Васильченко (из архива)

В 2016 году в Воронеже действуют четыре троллейбусных маршрута: 7, 8, 11 и 17. На линии выходят 40 троллейбусов. Активисты движения «Город и транспорт» утверждают, что при желании властей можно «воскресить» несколько маршрутов, проходящих по участкам, где сохранились провода. Это маршруты от ВГУ в Юго-западный микрорайон, через Вогрэсовский мост к авиазаводу.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».