В России 2016-ый год запомнится, помимо прочего, повышенным вниманием к выставкам изобразительного искусства. Только выставку Валентина Серова в Третьяковской галерее посетили полмиллиона человек, многочасовые очереди стали темой новостей и интернет-мемов. Пушкинскому музею ради выставки Кранахов пришлось открыть дополнительный вход. Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила, какие очереди собирали воронежские выставки и какие события местных музеев и галерей стали самыми посещаемыми в 2015 году.

Музей-заповедник «Дивногорье»

Выставка «Детство Земли»

 
 

– Выставку увидели 67 тыс. посетителей в Воронеже, Воронежской и Белгородской областях (для примера, за сезон экскурсии в Дивногорье посетили 72 тыс. человек), – отметила главный специалист отдела музейной деятельности Татьяна Зозулина. – Почему? Потому что она получилась интересной и по форме, и по содержанию, отошла от привычных и всем поднадоевших экспозиционных решений. Она просто и доступно рассказывает об очень сложных и запутанных вещах: эволюции жизни, планеты и истории осмысления человеком этих непростых процессов. Приятное оформление (спасибо Мастерской художественного проектирования) тоже очень привлекает. Наконец, экспонаты можно было подержать в руках. Например, с конструктором Фребеля не просто можно было, а нужно было поиграть. Этому даже посвятили одно из образовательных занятий на выставке.

Музей Крамского

Выставка «Рабочий ИЗО» Павла Филонова (посетили 3 тыс. человек)

 
Фото — Михаил Кирьянов

– Павел Филонов – это, во-первых, величина. Во-вторых, Русский музей. В-третьих, это выставка в рамках Платоновского фестиваля. На посещаемость выставки Павла Филонова повлияла реклама, известность художника и то, что люди на фестивальной волне спешат посмотреть на искусство, – объяснила искусствовед, ученый секретарь музея Крамского Наталья Бакина. – Пик посещаемости выставки пришелся на фестивальную ночь Платоновского фестиваля – наш музей работал до часа ночи.

Галерея «Х.Л.А.М.»

«Привязанности» Андрея Кузькина и выставка о сексе «Чем больше, тем больше»

 
Фото — Софья Успенская

– Из 12 выставок, проведенных в галерее «Х.Л.А.М.» в 2015 году, я выделяю «Привязанности» Андрея Кузькина, – рассказал директор галереи «Х.Л.А.М.» Алексей Горбунов. – Кузькин – очень интересный для меня художник, который, по словам Валентина Дьяконова (куратор, искусствовед, арт-критик газеты «Коммерсант» – РИА «Воронеж»), представляет «концептуализм с человеческим лицом». Вообще-то, успех выставок в галерее «Х.Л.А.М.» определяется отнюдь не аншлагами. Однако презентация 2 февраля в галерее киноверсии перформанса «Явление природы» (№36) Андрея неожиданно, действительно, вызвала ажиотаж. Об этом перформансе написали десятки СМИ от Якутии до Брянска. Один деловой воронежский журнал пригласил меня для участия в «Поединке», в горячей полемике с оппонентом – известным воронежским меценатом и антагонистом современного искусства. Все эти страсти можно было бы объяснить, например, каким-то вспыхнувшим ханжеством. Но я не буду этого делать. Скажу только, что у самой выставки Кузькина и красивого и поэтического «Явления природы» оказалось достаточно много поклонников и сочувствующих, а сам художник остался доволен своим двухнедельным пребыванием в Воронеже, в галерее «Х.Л.А.М.» и своими новыми «привязанностями».

Другим громким событием галереи стала групповая выставка одиннадцати молодых воронежских представителей современного искусства «Чем больше, тем больше» к восьмилетию галереи «Х.Л.А.М.». По замыслу инициатора выставки Ирины Аксеновой, выставка решала задачу преодоления определенной аморфности и асексуальности в работах воронежского арт-сообщества и тем более в культурной атмосфере города. Это было справедливо, так как к теме сексуальности так или иначе не только ВЦСИ, но и галерея обращалась всего несколько раз: NUDO в сентябре 2008 и «Писать, трогать» группы «Лисички» в ноябре 2014 года. И каждый раз рассмотрение темы сексуальности вызывало бурный интерес в Воронеже. Не думаю, что можно этому удивляться.

Воронежский краеведческий музей

Выставка «Время номадов»

– Одной из самых посещаемых в нашем музее стала выставка «Время номадов», которая продемонстрировала интересные артефакты скифов, сарматов, добытые в ходе экспедиций. У посетителей большой интерес к археологии, – рассказала ученый секретарь Воронежского областного краеведческого музея Екатерина Афонюшкина.

Воронежский центр современного искусства

– Успехи ВЦСИ нужно измерять не количеством, а качеством, – отметила художник Евгения Ножкина. – Главная наша задача не увеличить посещаемость выставок, а развивать сообщество, производящее современное искусство. Сейчас каждая выставка в ВЦСИ становится наиболее заметным явлением в России. Ко мне приезжали люди из Норвегии, чтобы посмотреть выставку, которая открылась в ВЦСИ. Мы стараемся привозить хороших художников и открывать новые имена. Сейчас выстраивается длинная очередь из молодых и именитых художников, которые хотят приехать в Воронеж и выставиться в ВЦСИ. Стоит приехать в Питер или Москву, и тебя встретит человек, который скажет: «Ты из Воронежа? ВЦСИ? Я хочу в Воронеж».

Выставка «Девочки пришли»

Фото — Софья Успенская

Выставка «Девочки пришли» сформировала новый тренд – новое поколение молодых российских художниц, который назвали «женской волной». Кому-то нравится это определение, кому-то нет. Но выставка иронизирует на тему половой принадлежности. В 2009 году выставка «Дальше действовать будем мы», которую проводили ВЦСИ, провозгласила новых воронежских художников. В 2015 году молодые воронежские художницы утверждают свою активность. Эта выставка была показательной и манифестационной. Она была интересна как явление, как поколенческая и этапная выставка.
Иван Горшков

художник

Арт-галерея Камерного театра

Фотовыставка «Маяковский и современники» из фондов Государственного музея Маяковского (Москва)

– Выставка состоялась в рамках «Мандельштамфеста». За полтора месяца ее посмотрели около 5 тыс. человек, – рассказала бывший замдиректора Камерного театра Дарья Конопкина. – Зрители увидели фотографии Владимира Маяковского и его окружения: Лили Брик, Всеволода Мейерхольда, Константина Станиславского, Давида Бурлюка, Александра Родченко, Дмитрия Шостаковича и других. Здесь же можно было прочитать воспоминания о Маяковском самых близких его людей. Кстати, туда пришел весь филологический факультет ВГУ.

Выставка Кирилла Гаршина «Пределы адекватности»

На открытие выставки пришли около 100 человек, – отметила Дарья Конопкина. – А за время действия экспозиции картины воронежского художника увидели 1,5 тыс. зрителей.

Выставочный зал Союза художников на Кирова

– В последнее время наши выставки посещаются очень неплохо: меньше ста человек в день не бывает, – отметила заведующая выставочным залом Татьяна Соколова.

Выставка «В пространстве без границ»

 
Фото — Михаил Кирьянов

– На этой выставке, которая проходила в рамках Платоновского фестиваля искусств, представили экспонаты из фондов Государственного центрального театрального музея им. Алексея Бахрушина, – отметила Татьяна Соколова. – Зрители увидели шедевры театральных художников республик бывшего СССР. Это эскизы костюмов и декораций выдающихся мастеров сценографии, макеты спектаклей и театральные костюмы, работы для детского театра, а также куклы. Всего выставку посмотрели не меньше 2 тыс. человек.

Воронежский литературный музей

Выставка к 145-летию со дня рождения Ивана Бунина «След мой в мире есть»

 
Фото — Михаил Кирьянов

– Выставку посетили более 2,5 тыс. человек. Популярность выставки «След мой в мире» вполне ожидаемая, – отметила заведующая отделом организационной и выставочной работы Ольга Уразова. – Фигура Ивана Бунина вызывает среди воронежцев неподдельный интерес. К тому же постоянная бунинская экспозиция, которая была представлена в литмузее, долгое время была закрыта для посетителей. Эта выставка служила прологом к созданию будущего музея Бунина. Свои фонды предоставили более 15 музеев России. В экспозиции было более 250 экспонатов, из них более 150 – подлинных. Посетители увидели редкие фотографии, рукописи с правкой писателя, прижизненные издания, письма, личные вещи Бунина и его окружения. Среди подлинников – библия писателя, его бумажник, охотничья сумка и коробочка для табака, автографы и пометки на полях. Там же зрители могли увидеть картины друга писателя, художника Петра Нилуса.

Выставка «Совершися книга сия…» из собрания московского музея им. Андрея Рублева

– Эта выставка – привозная. Ее посетили более 2 тыс. человек. На ней можно было увидеть работы из фондов Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, такие как Евангелие XVIII века, редкую икону «Царь царей». Подобная конфессиональная выставка проводилась впервые в стенах литературного музея, – рассказала Ольга Уразова. – В рамках выставки мы сделали уроки православия при участии воронежской духовной семинарии. Это было интересно, потому что они поясняли сюжеты на иконах. Большинство зрителей этой выставки – семинаристы, кадеты, студенты филфака. Несмотря на то, что выставка вызвала интерес со стороны старшего поколения, нам удалось привлечь молодежь.

Комментарий

Горшков.jpg

 

Сергей Горшков, художник, арт-директор «Галереи в Дивном переулке»

– Воронеж – крупный город, с большим населением. А у нас в стране, и в Воронеже в частности, население очень неоднородное и по социальному положению, и по образованию, и по культурным запросам. Мне понравилось, как сказал Марат Гельман:У нас люди живут, как в разных веках". Так и жители Воронежа живут буквально в разных временах. Они могут жить в одном доме, но уровень их самосознания и культурных запросов – XIX, XX иXXI веков. Одним нравятся передвижники и литература XIX века. А если речь зайдет о театре, то они будут настаивать на костюмированных операх. Другим нравится Серебряный век и Авангард. Когда у нас проходила выставка Павла Филонова, думаю, многие пришли не столько на него, сколько на русский авангард. Третьи любят соцреализм и будут ориентироваться на советские фильмы и классические экранизации наших русских писателей.

Иногда человека спрашиваешь: «А что тебе нравится?». Он отвечает: «Английский замковый стиль». Но как же так? Ты живешь в Воронеже, воспитывался в советской школе, живешь в однокомнатной «хрущевке» и получаешь 15 тыс. в месяц – почему английский замковый стиль? Видимо, это связано с какими-то детскими играми и сказками. В Воронеже есть люди, которые интересуются и музеем Крамского, и галереей «Х.Л.А.М.». Обычно это разные люди, которые не знают друг друга. И только единицы, интересующиеся искусством глубоко, которых волнуют одновременно и традиции, и современность, пойдут на выставку о Древнем Египте, на выставку Андрея Кузькина. Потому что в том, что делает Кузькин, просматриваются древние мифы и архетипы.


Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter