Тридцатипятилетний мужчина заплатил жизнью за замечание нетрезвому пенсионеру во дворе дома №162 на улице Беговой. В пятницу, 21 июля, воронежец вышел на прогулку с ребенком и увидел, что 67-летний житель соседнего подъезда распивает алкоголь на детской площадке. По версии следствия, молодой мужчина сделал пенсионеру замечание и попросил перейти в другое место. В ответ пенсионер достал нож и ударил горожанина в грудь. У убитого остались двое маленьких детей, младшей дочери семь месяцев.
Современное общество часто обвиняют в равнодушии, в позиции «моя хата с краю». Корреспонденты РИА «Воронеж» спросили воронежских общественников, спортсменов, бывшего следователя и других, стоит ли делать замечания нарушителям или лучше держаться в стороне.
Андрей Зенин, президент Воронежской областной федерации спортивной борьбы:
– Я думаю, что замечание делать надо. На несправедливость нельзя закрывать глаза, не нужно проходить мимо: один сделает замечание, другой… – в следующий раз человек подумает, как себя вести и где находиться. А вот то, что не защитился, – это дело случая. Тут не угадаешь. Ведь мужчина, который погиб, не работал в правоохранительных органах, у него не было специальных навыков единоборств. Нападение – это в любом случае неожиданность. К этому нужно быть готовым. Если надо помочь – помогай. А если сам не справляешься – зови на помощь, звони в компетентные органы. Все знают телефоны экстренных служб и единый номер 112. Это необходимо делать. Иногда помогают средства самозащиты в виде газовых баллончиков и электрошокеров, но даже для этого нужны навыки самозащиты.
Николай Третьяков, художник, бывший главный следователь Воронежской области:
– Нас всю жизнь учили быть нетерпимыми и непримиримыми к таким нарушителям. Я считаю, что замечание все-таки делать нужно, тем более, когда кругом дети. Но надо быть готовым, что от алкоголиков можно ожидать чего угодно. Как правило, когда делаешь замечание, то это всегда на эмоциях. Но постарайтесь абстрагироваться, не оскорбляйте человека – эмоции всегда подводят. Я обычно обращаюсь к людям так (даже если они алкоголики): «Ребята, здесь ведь дети – найдите другое место». Видите, что человек неадекватен? В этом случае убеждать его бесполезно – звоните в полицию.
В Германии, когда человек идет выбросить мусор, из окон дома за ним одновременно наблюдают 20 человек: а правильно ли он выбросит – пластик в контейнер для пластиковых отходов, а стекло – в отходы для стекла? Если кто-то бросит не туда, звонят в полицию. Но у нас так полиция, к сожалению, не работает, да и другой менталитет.
Илья Пилюгин, директор центра защиты материнства и детства «Ангел Хранитель»:
– Из-за того, что многие не вмешиваются в подобные ситуации, чтобы быть целее, эти сволочи наглеют и убивают людей. Нет сильнее мотива для будущих преступлений, чем первая безнаказанность. Подобные преступления происходят из-за того, что многие из нас остаются в стороне. Если я вижу, что кто-то громко ругается матом в общественном месте или распивает спиртное на детской площадке, я всегда делаю замечание.
Конечно, я не знаю обстоятельств этого происшествия – были ли там еще люди? Но, как правило, если у нас начинается конфликтная ситуация, обычно прохожие держатся в стороне. Но в стороне никогда нельзя оставаться, и тогда вот таких несчастных случаев не будет. Должна быть культура взаимовыручки и общей ответственности. А мужчина, сделавший замечание отморозку, – молодец, царство ему небесное! Если бы он не вмешался в ситуацию, этот алкоголик напал бы на детей.
Председатель реготделения всероссийского общественного движения «Матери России» Наталья Вожова:
– Аморальное поведение на детской площадке недопустимо. Если людям хочется выпить спиртное, для этого есть другие места. Очень жалко погибшего папу. А что делать, если папы нет? Мама с ребенком вряд ли сможет дать сдачу аморальному незнакомцу. Если такой человек пристает к ребенку, тут вариантов нет – однозначно нужно заступиться за свое дитя. А если не пристает, то, может быть, просто отойти в сторону и сообщить в соответствующие органы? Ведь сейчас есть федеральный закон, который запрещает распитие спиртных напитков на детских площадках.
Если бы такая ситуация случилась со мной, я бы, конечно, сделала замечание. Ведь мы боремся за наше подрастающее поколение. Наша общественная организация специально придумывает различные акции, чтобы отвлечь детей от асоциального поведения, которое они видят вокруг. Нельзя быть равнодушными.
Максим Пальчиков, старший ассистент кафедры психиатрии с наркологией Воронежского медуниверситета, психиатр:
– В Европе люди часто подходят и говорят: «Вы нарушаете закон. Если вы не перестанете это делать, я вызову полицию». Там правовая культура повыше. А у нас люди не привыкли, что им делают замечания. Поэтому так реагируют.
Чтобы повысить правовую культуру, нужно не только делать замечание – важно вызывать полицию. Люди реже проявляют агрессию к представителям закона, потому что понимают, чем это закончится. А в отношении отца детей или девушки, в ком они видят личность равную или слабую, зачастую проявляют акт агрессии. Это особенно касается нашей области и южных регионов – южный темперамент часто находит выход в агрессии.
Чтобы обезопасить себя, оцените возможные последствия. Собираетесь сделать замечание? Отведите детей домой, выдержите безопасную дистанцию, оцените физическую силу человека, к которому обращаетесь. Если вы барышня, лучше позвоните в полицию. Если каждый из нас будет так делать, то нарушения закона сократятся в разы.
Александр Друк, глава Молодежного Совета по правам человека в Воронежской области:
– В первую очередь хочу выразить соболезнования супруге погибшего мужчины и его детям. Это, конечно, ужасная трагедия. Мы не знаем всех обстоятельств произошедшего, поэтому сложно судить. В какой-то мере каждый в таких условиях действует на свой страх и риск. Я бы, наверное, исходил из ситуации. Если бы я видел, что человек может отреагировать неадекватно (он агрессивно настроен, пьян, ругается матом), то лучше вызвал бы полицейских. Также я бы старался выдерживать безопасную дистанцию и вежливо разговаривать.
Ася Султанова, журналист:
– Стараюсь не ввязываться в словесные конфликты. Например, иногда в маршрутке кто-то может включить громко музыку на телефоне или смотреть со звуком видео. Мне это не нравится, и иногда хочется сказать: «Выключайте, ребята, вы здесь не одни». Но молчу, чтобы никого не провоцировать.
А когда я стала свидетелем реального нападения, не смогла пройти мимо. Пьяная компания налетела на пару: двое повалили парня и начали его избивать, третий оттащил в кусты девушку. Я шла с собакой, охранник из моего пса никакой, но я остановилась. Я на самом деле не знала, что делать, сначала хотела просто позвать на помощь. Но мне повезло – видимо, парни просто испугались собаку, отпустили девушку и парня и ушли.
Сергей Чердынцев, силач, организатор спортивных мероприятий:
– В состоянии алкогольного опьянения человек делает то, что бы не совершил в трезвом виде. Если вы делаете замечание пьяному человеку, прежде оцените свои и его силы, его настроение (иногда пьяные целенаправленно ищут конфликт). Если хотите, но боитесь сделать замечание, вызывайте полицию. Правда, даже если нарушители уйдут, вам придется дать показания прибывшему наряду.
Что бы делал сам в такой ситуации – не знаю. Есть много нюансов, которые следствие не раскрывает. Но точно скажу, что детей нужно ограждать от таких явлений. Приношу искренние соболезнования семье убитого. Надеюсь, виновный ответит по всей строгости закона.
Контекст
История на улице Беговой – не первый в Воронеже случай с серьезными последствиями для человека, не прошедшего мимо. В октябре 2011 года 25-летний Сергей Куликовский выходил с подругами из кинотеатра «Спартак». На улице 20-летний Илья Пигарев бил девушку. Куликовский ударил Пигарева, от чего тот упал и ударился затылком о выступ здания. Пигарев лежал, прикрываясь руками. Куликовский ударил парня ногой, а потом ушел. Илья Пигарев умер, а Сергей Куликовский был осужден за причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 114 УК РФ). Куликовский провел под домашним арестом три года.