День учителя в России отмечают ежегодно 5 октября. Руководитель департамента образования, науки и молодежной политики области рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» о кадровом голоде, новых школах и детсадах, бюджетных местах в вузах и системе оценки учителей.
Воронежу – пять новых школ
– Олег Николаевич, многих родителей волнует вопрос: планируется ли переход всех воронежских школ на пятидневку?
– Решение о переходе на пятидневную или шестидневную учебную неделю каждая школа принимает самостоятельно. Руководство школы учитывает специфику образовательной программы, объем учебного плана и проектную мощность здания.
– Будут ли все воронежские школы работать в одну смену?
– Решение о режиме работы школы – в частности, распределение классов по сменам – образовательная организация тоже принимает сама. Сейчас 72 школы области работают в две смены. Региональное правительство утвердило программу по созданию новых мест в школах, чтобы до 2025 года ликвидировать вторую смену. Местные власти делают капремонт помещений, которые раньше не использовались.
– Есть ли в Воронеже проблема престижных школ? То есть когда одно учебное заведение переполнено, а стоящее с ним по соседству пустует.
– По правилам приема в муниципальные образовательные учреждения правом на общее образование могут пользоваться дети, проживающие на территории, за которой закреплена конкретная школа. В приеме в школу могут отказать только из-за отсутствия в ней свободных мест. В этом случае родители могут обратиться в другое учебное заведение.
Но специалисты советуют родителям первоклассника при выборе школы все-таки придерживаться территориального принципа. Ведь главное – не переутомлять ребенка в таком возрасте долгой дорогой и изнурительными занятиями в классах с углубленным изучением. Плюс ко всему, если школа рядом с домом, ребенок находится в большей безопасности.
– Сколько школ и детсадов планируется построить в Воронеже и области в ближайшее время?
– В 2017 году запланировано ввести в эксплуатацию восемь детских садов: в жилом квартале в поселках Отрадное и Воля Новоусманского района, в Панинском, Поворинском, Ольховатском, Таловском районах. В Воронеже новые детсады появятся в микрорайоне по улице Ильюшина, 13, и микрорайоне А1 по улице Острогожская в поселке Шилово.
Что касается школ, их в 2017 году будут сданы три: по улице Шишкова, 140б, в Воронеже; в селе Радченское Богучарского района; в этот список также включена пристройка к СОШ №54 в Воронеже. На 2018–2019 годы в регионе запланировано строительство трех детских садов, а к 2020 году должно появиться еще пять новых школ.
– Есть ли программа по увеличению количества учреждений бесплатного дополнительного образования в Воронеже? Например, их острая нехватка отмечается в Северном микрорайоне – уже в мае родителям говорят, что мест в «Созвездии» на следующий учебный год не осталось.
– Увеличение количества мест для бесплатного дополнительного образования происходит в плановом порядке. В том числе через увеличение объединения дополнительного образования в школах. В Коминтерновском районе функционирует пять учреждений дополнительного образования и 874 объединения на базе образовательных учреждений с общим охватом более 6 тыс. обучающихся. Также в 2017 году открыто учреждение дополнительного образования естественно-научной и технической направленности – детский технопарк «Кванториум» в Коминтерновском районе.
– Есть ли планы развивать кружки в школах?
– В учебных заведениях области функционирует более 12 тыс. кружков и спортивных секций с общим охватом 172 тыс. обучающихся. Все объединения дополнительного образования в школах бесплатные.
Гуманитариев станет меньше
– Существует ли программа по развитию среднего профессионально-технического образования в Воронеже?
– В области реализуется приоритетный проект федерального уровня «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий». Его цель – создание к концу 2020 года конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, отвечающей запросам региона.
В рамках этого проекта обновляются требования к профессиональным стандартам с учетом передовых технологий, требований к материально-технической базе, к преподавателям и мастерам производственного обучения, знанию иностранного языка. Конечно, подготовка кадров должна проводиться по текущим и перспективным потребностями региональной экономики.
Наш департамент утвердил перечень профессиональных образовательных организаций, внедряющих федеральные стандарты по наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям. В него вошли 28 организаций области. Утвержден перечень наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей среднего профессионального образования Воронежской области, разработанный с учетом специфики экономики региона. Туда вошли 50 профессий и специальностей.
Кроме того, в области внедрена новая модель управления системой профессионального образования: созданы отраслевые (наблюдательные) советы по подготовке кадров для аграрной отрасли, для строительного комплекса, для организаций промышленного комплекса.
– Сохранилась ли сейчас система, когда после техникума выпускник может поступить сразу на четвертый курс вуза?
– Сейчас, получив среднее профессиональное образование, выпускник может продолжить обучение в вузе только с первого курса. Но выпускник колледжа имеет выбор при поступлении: сдать ЕГЭ и поступать с баллами ЕГЭ или поступить по внутреннему испытанию вуза.
В последующем, уже будучи студентом вуза, выпускник техникума может перейти на индивидуальный план обучения, что может сократить общие сроки обучения в вузе. Эта процедура обеспечивает равенство абитуриентов при поступлении в вуз, а дальнейшую траекторию обучения выпускник колледжа может выбрать сам.
– Олег Николаевич, воронежские абитуриенты сетуют на тенденцию сокращения бюджетных мест в вузах. Это действительно так?
– Количество бюджетных мест по сравнению с 2016 годом практически не изменилось, поменялась лишь структура подготовки. По техническим направлениям бюджетных мест становится больше: в 2016 году их было 2441, в 2017 стало 2513. А вот гуманитарные направления – экономика, юриспруденция – наоборот, уменьшились с 1747 мест в 2016-м до 1695 в 2017-м.
Всего по программам высшего образования на обучение в 2017–2018 учебном году было зачислено 20224 абитуриента (бюджет – 10960, договор – 9264), что меньше на 541 человека по сравнению с прошлым учебным годом. В этом мониторинге не учтены военные и специализированные вузы, информация о которых составляет гостайну.
Кадровый вопрос
– Существует ли сегодня система целевого распределения в вузах? Сколько молодых учителей уехали работать и работают в сельских школах?
– Такая система была в СССР, сейчас ее нет. Но существует прием абитуриентов в вузы на условиях целевого обучения. Плановые значения на места по целевому приему утверждаются Минобрнауки РФ. В 2017 году 93 молодых учителя получили работу в сельских школах области. В 2016-м было трудоустроено 74 молодых специалиста, а в 2015 году – 187.
– Каков средний возраст учителя в Воронеже? Есть ли проблемы с кадрами в городских школах?
– Средний возраст учителя в Воронеже составляет 47 лет. Все общеобразовательные организации кадрами укомплектованы. Хотя есть потребность в учителях иностранных языков и физической культуры.
– Как бы вы оценили качественный уровень воронежских учителей?
– С 2015 года на федеральном уровне проходит подготовка к изменениям процедуры оценки качества учительского труда. Поэтому о качественных характеристиках учительского корпуса можно сейчас говорить в нескольких аспектах – традиционном и апробационном.
Традиционная оценка уровня квалификации педагогов, основанная на комплексном анализе результатов их деятельности – от успеваемости учеников по предмету до результатов участия учителя в профессиональных сообществах и конкурсах, – происходит во время аттестации. Сейчас она предусматривает наличие двух квалификационных категорий: первой и высшей. За этими характеристиками – качественный труд, не только обучение, но и воспитание детей. На начало 2017–2018 учебного года в Воронежской области свыше 35% педагогов школ имеют высшую квалификационную категорию, свыше 41% – первую квалификационную категорию. Это очень весомые показатели качества труда учителей, подкрепленные результатами их учеников.
Воронежские филологи и математики в 2016 году выполняли работу в рамках исследования компетенций педагогов. По 90% аспектам оценки наши педагоги показали более высокий уровень компетенций, чем общефедеральный учительский корпус. Не скрою, что есть аспекты, в которых и воронежцы, и педагоги из других регионов делают первые шаги. Например, в технологиях и приемах работы в условиях инклюзивного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
– Существует ли программа учительского роста и как она реализуется?
– В основу общероссийской уровневой оценки учительского профессионализма планируется положить компетентностный подход и выстроить в будущем систему, в которой будут не только квалификационные категории. Главная идея построения системы учительского роста – сделать возможным карьерное движение внутри педагогического сообщества, а не за его пределы, не в корпус управленцев. Это путь профессионального признания. Апробация единых федеральных оценочных материалов ждет наших предметников в 2018–2020 годах.
С уровня региона запущен новый формат экспертной оценки в нынешней процедуре аттестации. Это не просто заключение о соответствии или несоответствии квалификационной категории, но еще и рекомендации, некая «дорожная карта» для педагога. Она отражает не только направления для компенсации профессиональных дефицитов, это и путевка для распространения опыта уже не в одной своей школе, но и на уровне района или даже области. Эту новацию можно считать полноценной частью программы учительского роста.
– Какова сейчас средняя зарплата учителя в Воронеже? Есть ли на законодательном уровне регулирование зарплат руководителя учебного заведения и рядовых учителей?
– Среднемесячная зарплата учителей в Воронеже за восемь месяцев 2017 года составляет 25729 рублей. Заработная плата руководителя организации рассчитывается в зависимости от средней зарплаты работников образовательных организаций (по видам образования – отдельно по дошкольному и общему) с учетом масштаба организации и наличия у руководителя категории, звания и наград. Предельный уровень соотношения среднегодовой зарплаты руководителя образовательного учреждения и средней зарплаты работников организации устанавливает учредитель.