В Воронежской области из года в год растет количество пациентов, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП). В 2018 году ею воспользовались более 15 тыс. человек. Что собой представляет ВМП сегодня, насколько она доступна и как ее получить, корреспонденту РИА «Воронеж» рассказал главный внештатный хирург области, советник отдела оказания лечебно-профилактической помощи взрослому населению Геннадий Кретинин.
Что входит в понятие «высокотехнологичная медицинская помощь»?
Это лечение сложных заболеваний с применением высоких медицинских технологий, использование новейших достижений науки и техники в практическом здравоохранении. Это могут быть методики лечения с участием клеточных технологий, роботизированной техники, методов генной инженерии.
ВМП чаще всего ассоциируется с хирургическим вмешательством, но может подразумевать и терапевтическое, и комбинированное лечение. Например, в лечении онкологических заболеваний хирургические и рентгеновские методики сочетаются с радиоизотопными методами, а также с применением лекарственных препаратов.
Доступна ли ВМП всем нуждающимся в ней жителям региона?
За последние три года в Воронежской области высокотехнологичную медицинскую помощь оказали почти 40 тыс. человек. С каждым годом ВМП становится доступнее. Если в 2012 году ее получили 6,7 тыс. человек, то в 2017-м – уже 14,6 тыс. В основном ВМП воронежцам оказывают местные, а не федеральные медучреждения. В Москве и Санкт-Петербурге ВМП получают в среднем около 3 тыс. жителей Воронежской области в год.
– Ежегодно мы оцениваем уровень удовлетворенности по ВМП, этот показатель составляет порядка 90%. Почему не 100%? Причин несколько, – рассказал Геннадий Кретинин. – Во-первых, после оформления талона-направления на ВМП пациенту могут потребоваться дополнительные обследования, а значит, его примут на лечение позже. То есть при анализе результатов по направлению на ВМП за определенный период человека не будут учитывать в группе пациентов, которые были направлены на ВМП в течение года и уже получили лечение. Таким образом, в определенный промежуток времени стопроцентная удовлетворенность уже не получится. Во-вторых, иногда специалисты приходят к выводу, что направленному на ВМП пациенту нужна не высокотехнологичная, а специализированная медицинская помощь. Третий момент – это сроки ожидания помощи. По некоторым профилям потребность в лечении очень высока, и пациентам приходится ожидать назначенной даты госпитализации. Многие спрашивают, нужно ли переоформлять направление, если очередь на ВМП дойдет только в следующем году. Нет, направление переходит автоматически на другой период.
Когда пациенту могут отказать в ВМП?
Это происходит в редких случаях – чаще всего из-за противопоказаний по здоровью (по сопутствующим заболеваниям).
– Бывает, что ВМП человеку не показана, но он на ней настаивает. Тогда мы ему предлагаем пройти консультацию в федеральных клиниках, чтобы пациент получил независимое экспертное мнение. Как правило, оно совпадает с первоначальным, так как есть четкие медицинские показания, единые критерии, на которые ориентируются специалисты.
Высокотехнологичная медицинская помощь делится на плановую и экстренную. Когда речь идет о жизни и смерти (например, при сердечно-сосудистых заболеваниях), помощь оказывают в экстренном порядке вне очереди.
Какие виды ВМП оказывают в Воронежской области?
В регионе 13 учреждений здравоохранения оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь по 20 профилям. Четыре больницы, где практикуют ВМП, находятся в Боброве, Борисоглебске, Павловске и Лисках. В первых трех высокотехнологичную помощь оказывают по травматологии и ортопедии, проводят операции по эндопротезированию. С 2019 года в БУЗ ВО «Бобровская РБ» будет развиваться и сердечно-сосудистая хирургия: специалисты начнут проводить малоинвазивные вмешательства на сердце и коронарных сосудах.
В Лисках развивается высокотехнологичная медицинская помощь по урологии, акушерству и гинекологии, отоларингологии, абдоминальной хирургии.
– С каждым годом мы наращиваем объемы ВМП. Чтобы получить ее, пациентам из районов области уже не всегда нужно ехать в Воронеж или Москву, – отметил Геннадий Кретинин.
Первой в регионе высокотехнологичную медицинскую помощь стала оказывать ВОКБ №1 в 2005 году. Теперь в кардиохирургическом центре областной больницы осуществляют такие редкие виды хирургических вмешательств, как протезирование дуги аорты и протезирование аорты по поводу аневризмы, а также комбинированные операции – например, аорто-коронарное шунтирование (для лечения нестабильной стенокардии).
Уникальные операции в кардиохирургическом центре проводят даже новорожденным детям.
Геннадий Кретинин вспомнил один из случаев, которым могут гордиться воронежские врачи:
– Мальчик должен был появиться на свет в стенах перинатального центра, но последний скрининг показал, что у будущего ребенка критический врожденный порок сердца – отсутствует один клапан и резко уменьшен в размерах желудочек. Прогноз при такой патологии неутешителен – велика вероятность, что малыш погибнет в первый месяц жизни. Детская кардиохирургическая команда ВОКБ №1 была готова к рождению ребенка со сложным пороком. Неонатологи, реаниматологи, детские кардиологи и кардиохирурги начали подготовку к срочному хирургическому вмешательству сразу после того, как новорожденного малыша, весившего менее 3 кг, перевели в реанимацию. Ребенку на четвертые сутки произвели стентирование открытого артериального протока – жизненно важной коммуникации, позволяющей крови поступать в легкие. Уже через несколько дней после операции мальчика выписали домой.
Такое заболевание требует нескольких этапов лечения, и в пять месяцев малышу провели вторую, уже открытую операцию. В результате нее кровь по венам из верхней половины туловища стала поступать в легкие самотеком, в обход недоразвитого желудочка. Эта операция помогла организму мальчика справиться с сердечной недостаточностью.
Ребенок два года наблюдался у специалистов кардиохирургического центра. Он рос и развивался, однако по сравнению со сверстниками чаще уставал, у него синели губы. Но врачам удалось справиться и с этим. В три года мальчик выдержал еще одну операцию, благодаря которой кровь в его легкие стала поступать в обход сердца.
– Послеоперационный период был непростым. У ребенка долгое время стояли трубочки в грудной клетке, для адаптации к новым условиям гемодинамики детскому организму нужно было время. Но мальчик мужественно справился со всеми трудностями, и через месяц на осмотре его мама с улыбкой «пожаловалась»: «Представляете, он стал так быстро бегать, что мы не можем его поймать!» – поделился Геннадий Кретинин.
Какие методики ВМП применяются в медучреждениях?
Во многих медицинских организациях Воронежской области по разным профилям заболеваний практикуют видеоэндоскопические хирургические вмешательства, которые проводятся через небольшие проколы (0,5 – 1,5 см). Это менее травматично и болезненно, чем обычные операции, – такое вмешательство пациент переносит легче, раны заживают быстрее, нет большого послеоперационного рубца. Кроме того, уменьшается срок пребывания в стационаре: вместо 10-12 дней – всего 5-7. Период реабилитации длится не месяц, а две недели.
Для хирурга же преимущество состоит в том, что с помощью видеокамеры, находящейся внутри брюшной полости или грудной клетки, операционное поле можно увидеть со всех сторон. Видеоэндоскопическая камера позволяет отслеживать все детали операции с разных ракурсов и транслировать на экран.
Эффективность работы хирурга повышает и использование аппарата УЗИ и компьютерной томографии: с их помощью можно отследить точность и глубину проникновения инструмента во время операции, проконтролировать и отследить результат. Это так называемые малоинвазивные вмешательства под УЗ- и КТ-контролем.
– Конечно, применение технологий ВМП требует не только оборудования, но и определенного уровня подготовки. Воронежские специалисты обучаются на центральных базах в Москве и Санкт-Петербурге. Практически каждый хирург сегодня должен владеть малоинвазивными технологиями: если это травматолог, он должен иметь навыки эндоскопических операций на суставах, если хирург – проводить лапароскопические операции на органах брюшной полости, – добавил главный внештатный хирург Воронежской области.
То, что в столице медпомощь оказывают более качественно, – миф?
– Воронежские больницы отличаются от столичных медучреждений только объемами оказываемой помощи: больше объемы – больше опыт. Но и в этом мы их постепенно догоняем, – утверждает Геннадий Кретинин.
К высокотехнологичной медицинской помощи в программе госгарантий есть четкие требования, одинаковые для всех медучреждений. Если клиника по какому-то критерию не соответствует нормативам, ВМП она оказывать не сможет, в каком бы регионе ни находилась.
Бесплатна ли ВМП для пациентов?
Высокотехнологичную медпомощь в государственных организациях оказывают бесплатно. Одни виды ВМП оплачиваются за счет средств ФОМС (то есть по полису обязательного медицинского страхования), другие – из областного бюджета, в котором для этого есть специальная статья расходов. Оба списка видов зафиксированы в приложении к программе госгарантий, которые есть у каждого врача.
Платно ВМП можно получить только по желанию пациента, если у него есть дополнительные требования по оказанию медпомощи, и в частных структурах, где также могут быть современные технологии.
Жители других регионов получают ВМП в Воронежской области только по межтерриториальным расчетам (медорганизация выставляет счет в территориальный фонд ОМС того региона, из которого прибыл пациент). Высокотехнологичную медпомощь в Воронежской области получают около 10% иногородних.
Как получить направление на ВМП?
В зависимости от способа оплаты высокотехнологичной медицинской помощи различается порядок ее оформления. Если пациент нуждается в том виде ВМП, который оплачивается из ФОМС, направление на лечение он получает напрямую из своей поликлиники или стационара по месту жительства.
– Врач поликлиники, который занимается наблюдением и лечением пациента, может определить показания для ВМП, но он не определяет метод лечения, поэтому дает направление на вышестоящий уровень – к узкому специалисту. Например, если речь идет о замене тазобедренного сустава, то из поликлиники пациента могут направить в областную больницу, и там врач-специалист подтверждает или опровергает показания и определяет метод лечения, – пояснил Геннадий Кретинин.
Если оплата производится за счет бюджета области, то оформление идет через информационно-аналитическую систему Минздрава. В обиходе это называют квотой, хотя на самом деле каждому нуждающемуся в ВМП оформляется талон-направление.
Пациент приносит пакет необходимых документов – результаты обследований, СНИЛС, паспортные данные – в квотный отдел. Такие отделы расположены в Воронежской областной клинической больнице №1, областном онкологическом диспансере, областной офтальмологической больнице, областной детской клинической больнице №1. Затем через систему Минздрава, с помощью интернет-ресурса документы передаются в медучреждение, которое будет оказывать ВМП.
– Оформление происходит быстро, иногда в тот же день в клинике рассматривают документы и сообщают, когда готовы принять пациента, – добавил Геннадий Кретинин.
Каждый год списки ВМП пересматриваются, и все больше видов помощи перемещаются в перечень ФОМС. Для пациента это упрощает процесс получения необходимой медицинской помощи – получив направление от своего врача, пациент напрямую отправляется в клинику, минуя квотный отдел.
Как будет развиваться ВМП в 2019 году?
В 2019 году стартует нацпроект «Здравоохранение». Одно из важных и самых востребованных его направлений – онкология и болезни системы кровообращения.
– Мы ожидаем финансирования высокотехнологичной медпомощи по этим направлениям. Это позволит приобрести оборудование, которое даст больше возможностей для увеличения объема помощи и спектра используемых методик, – сообщил главный внештатный хирург области. – ВМП – процедура сложная и затратная, она применяется, когда другие способы лечения неэффективны. Любую патологию важно не запускать и лечить на ранних стадиях. Мы своими технологиями пытаемся облегчить жизнь людям, но легче предотвратить заболевание, чем лечить его последствия.