Воронеж перейдет на финансирование услуг по охране школ за счет средств городского бюджета. Это решение приняли еще в 2019 году, но до воплощения добрались только к 1 сентября 2020 года и то не везде.
До этого финансовое бремя лежало на «внебюджетных источниках», вместо профессиональных охранников школы часто обходились вахтерами и сторожами, числившимися в штате учреждения. «Бабушкой с тряпкой» можно было напугать разве что младшеклассников. О серьезной защите речи не шло. Возможно, теперь ситуация изменится.
Корреспондент РИА «Воронеж» попыталась разобраться, что думают родители, учителя, чиновники, юристы и прокуратура о «добровольно-принудительных» сборах на охрану.
Где родители могут не платить за охрану?
– С начала нового учебного года финансировать оплату услуг профессиональных охранных предприятий за счет городского бюджета смогут первые 32 школы и одно учреждение дополнительного образования детей – крупные объекты, требующие особого внимания. На эти цели в будущем учебном году будет направлено 7,7 млн рублей, – сообщил мэр Воронежа Вадим Кстенин.
На первом этапе смогут «выдохнуть» родители, чьи дети учатся:
- в школах №1, 43, 47, 52, 54, 55, 64, 73, 74, 83, 84, 94, 95, 97, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106;
- в гимназиях №1, 2, 9, 10, имени Бунина, Платонова, УВК №1;
- в лицеях №1, 5, 6;
- в Воронежском учебно-воспитательном комплексе (ВУВК) имени Киселева;
- во Дворце творчества детей и молодежи.
Это самые крупные учебные заведения города. Дворец творчества детей и молодежи – единственное учреждение дополнительного образования, вошедшее в первый этап программы. Ежегодно здесь занимаются 9,6 тыс. детей. Штат сотрудников – около 200 человек.
– Охранные функции Дворца творчества детей и молодежи выполняли наши пожарно-сторожевые службы. Это сотрудники, которые находятся на ставке в учреждении, соответственно, никаких денег с родителей не собирали. По новому закону охрану образовательных учреждений могут выполнять только лицензированные службы. У нас, конечно, никакой лицензии нет. Теперь, после выделения средств, у нас появятся новые ставки для профессиональной охраны. Но мы еще не знаем, сколько их будет и исходя из каких параметров они рассчитываются: от количества детей, смен занятий, режима работы… Конечно, как и все, мы пройдем процедуру торгов – тот, кто их выиграет, и будет охранять Дворец. Но и наши сотрудники тоже останутся – для усиления, – рассказала заместитель директора Дворца Марина Медведева.
Когда денег на охрану дождутся остальные школы Воронежа?
Следующая группа школ получит финансирование с начала 2021 года. Окончательно перейти на оплату услуг частных охранных предприятий без использования внебюджетных источников вся система общего образования Воронежа сможет с 1 сентября 2021 года.
Что такое внебюжетные источники?
В соответствии с законодательством школа может оказывать платные услуги или сдавать помещения в аренду в неурочное время – например, спортзал для тренировок частных спортивных секций и так далее. Соответственно, физические или юридические лица должны каким-то образом оплатить эти услуги, причем именно по безналичному расчету. Для этого образовательное учреждение открывает внебюджетный счет (именно он указан в квитанциях для оплаты).
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 54 Закона «Об образовании в Российской Федерации» учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые средства, в том числе за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц.
Как это выглядит на практике?
«Такую квитанцию получила моя соседка при оформлении ребенка в новую школу. И выдана эта квитанция со словами: "Это оплата охраны за первое полугодие. 1 тыс. рублей". Почему в квитанции на оплату охраны школы указано пожертвование?» – вопрошают в соцсетях.
В обиходе мы привыкли, что «пожертвование» – это ящик на входе в храм, протянутая рука или длинный номер банковского счета в интернете. Родители школьников вправе оказывать помощь образовательному учреждению, но исключительно на добровольной основе (в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Помощь может заключаться как в трудовых затратах (например, сделать уборку в классе в начале каждой четверти), так и в добровольном финансовом пожертвовании, которое перечисляется по квитанции именно на внебюджетный счет.
Внебюджетный счет обеспечивает прозрачность движения поступающих средств, то есть и городское управление образования, и надзорные органы могут видеть, сколько денег на счете образовательной организации, а также узнать, как и на что они тратятся. И эти средства руководство школы или детского сада не может потратить ни на какие цели, кроме как на нужды своего образовательного учреждения. Может, например, оплатить услуги ЧОПа, оперативно заменить сломавшийся в санузле кран, порвавшийся футбольный мяч или купить призы, кубки, медали для учеников – победителей школьного конкурса или спортивного мероприятия.
Когда речь идет о наличных, и родителям, и управлению образования невозможно проследить их движение. Именно поэтому при решении родителей оказывать финансовую помощь образовательному учреждению необходимо перечислять их именно на внебюджетный счет по квитанциям. Тогда деньги точно пойдут «на шторы», а не на «путевку в Сочи» для завуча, как шутили в юмористическом шоу.
Как видят ситуацию учителя?
– Стараюсь не касаться финансовых вопросов, – рассказала журналисту РИА «Воронеж» учитель одной из городских школ. – Если родители видят, что нужно обновить крышки столов или порвавшийся линолеум, они сами решают эти вопросы. Все же хотят, чтобы их дети не отвлекались на неудобства и учились в комфортном, красивом классе. Вопросы с оплатой охраны тоже решали напрямую с администрацией школы. Несколько лет назад в одном из моих прошлых классов была неприятная ситуация: глава родительского комитета отчиталась родителям, что сдала сумму от класса за охрану в декабре. А в конце учебного года ко мне обратилось руководство: почему ваши не сдали? Ни денег, ни документов о том, что школа их приняла, не было. Попросили главу родкомитета поискать квитанцию – возникла неловкая пауза. Не знаю, что там получилось, не хочу говорить о ком-то плохое, но к концу рабочего дня деньги в школу все же принесли. За эти несколько часов я была готова внести 12 тыс. из собственного кошелька – так было стыдно. Хорошо, что все прозрачно и по документам. Еще лучше, что с 1 сентября одной головной болью для родителей станет меньше.
Если добровольное становится принудительным
Родители имеют право оказывать школе целевую спонсорскую помощь, но процесс должен быть четко регламентирован.
– Советую родителям ознакомиться с уставом школы, – сказал воронежский адвокат Роман Ковальчук. – В нем должно быть прописано, что источником формирования имущества школы и финансовых ресурсов могут быть в том числе средства пожертвований и целевых взносов юридических или физических лиц. Также в школе должно быть положение о порядке приема пожертвований. Самое главное, на что следует обратить внимание, – это то, что осуществить пожертвование образовательному учреждению возможно только на основании договора пожертвования. Ключевым является то, что пожертвования должны быть отданы школе только по желанию родителя, без какого-либо воздействия на него (например, угрозы со стороны администрации школы отчислить ученика или не допустить его к занятиям). Если родители учащихся считают, что их принуждают к внесению каких-либо взносов, права их детей ограничиваются или имеет место негативное отношение к ребенку со стороны учителей и школьной администрации из-за нежелания оказывать финансовую помощь школе, то им необходимо обратиться в районную прокуратуру с жалобой. Однако в данном случае необходимо иметь доказательства принудительности сбора и нарушения прав учащегося.
Юрист не скрывает: его практика показывает, что защитить правовыми средствами ребенка, чьи родители отказались от оплаты взносов, от негативного отношения школьной администрации практически невозможно.
В управлении образования Воронежа настроены не так воинственно и рекомендуют сначала обратиться в администрацию образовательного учреждения, а если меры не принимаются, то в городское управление образования и молодежной политики с заявлением либо на личный прием.
– Любой гражданин может внести добровольное пожертвование в любой сумме на свое усмотрение. Это должно быть свободное волеизъявление. Родители учеников также могут вносить добровольные пожертвования, но сумма определяется только ими самими, никаких квитанций, принудительно направляемых, быть не должно. Если родители сталкиваются с требованиями заплатить, то они платить не должны. И вправе обратиться с жалобой как в управление образования, так и в прокуратуру, – пояснила начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Воронежской области Галина Горшкова.
Что думают родители?
– В нашем лицее за три года трижды поменялись директора, и суммы сбора на охрану и условия они назначали разные. Первый директор утвердил 400 рублей в год с каждого ребенка, а если в лицее учатся несколько детей из одной семьи, то сдавать можно было только за одного. Следующая директор повысила сумму сразу до 1 тыс. рублей в год с теми же условиями для братьев и сестер. Нынешний директор сначала назначил по 400 с одной семьи, а весной понял, что недосчитался денег, и заставил всех сдать за вторых и третьих детей еще по 400. В «первую волну» мэрии наш лицей не попал, так что готовимся сдавать на охрану и в приближающемся учебном году. Жаль, что администрация города не включила нас в список, – лицей работает в две смены, детей много, антитеррористическая безопасность с поддержкой муниципалитета нам бы не помешала, а то все эти годы охранники, которые сидели на входе, чувства защищенности особо не внушали. Еще незадолго до пандемии нам объявили, что мы должны сдать по 1 тыс. рублей с ребенка на ремонт первого этажа. Учитель призналась, что если в классе будут те, кто проигнорирует эту просьбу, то директор обвинит ее в неумении «работать с родителями». Из уважения к учителю все мы собирались сдать, но потом дети перешли на дистанционное обучение из-за коронавируса, и вопрос пока не поднимался, – призналась мама четвероклассника.
– Хорошо, что нашу школы будут финансировать с 1 сентября. Хоть 1 тыс. рублей в год – деньги небольшие, школьных трат много. В среднем мы сдаем около 5 тыс. рублей на учебные пособия и нужды класса. Рублей 700 уходит на канцелярские принадлежности, около 1,5 тыс. стоит спортивный костюм, примерно 6 тыс. – минимальный комплект школьной формы. Еще нужны белье, обувь, верхняя одежда – дети быстро растут, все это приходится обновлять почти каждый год. Можно было бы сэкономить на форме, но в нашем классе условие – купить конкретный набор в конкретном магазине «под галочку». Качество ткани и пошива там хорошие, но и цены соответствующие, – посетовала мама третьеклассницы.
Кстати, о школьной форме
«Сын полный, и купить школьную форму в обозначенном директором магазине не представляется возможным. На что нам заявили: "Если оттенок жилета будет хоть немного отличаться от того, который продается в магазине, вы можете сразу забирать заявление и искать другую школу"», – рассказала одна из воронежских мам в соцсетях.
У старшеклассников добавляются другие проблемы.
– Пришли в магазин, а нужные брюки на сыне не сидят – топорщатся карманы. Купили темно-синие в масс-маркете. Нужен обязательно шерстяной жакет и шеврон. Жакет обычно аккуратный сын порвал в первый же день. Купили второй, сказал: «Вот сами и носите». От шеврона тоже отказался со словами: «Я что, в тюрьме, нашивки носить?» В итоге весь 11-й класс ходил опрятный, в пределах школьных правил, но в «своем». Я хоть и не говорю это вслух, но так действительно лучше смотрится, – поделилась мама одного из воронежских выпускников.
– Я просто прошу родителей покупать однотонную темно-синюю форму и рубашки белого, синего или голубого оттенков. Кто-то пойдет в элитный магазин, а кто-то на рынок – финансовые возможности у всех разные. На учебный процесс фасон жилета не влияет, – высказалась учитель воронежской школы.
В прокуратуре прокомментировали так:
– Покупать школьную форму в магазине, рекомендуемом администрацией, не обязательно.
Если заставляют и угрожают – стоит идти все тем же путем: школьная администрация, управление образования, департамент образования, прокуратура.
В начале 2020 года прокуратура Воронежа провела проверки исполнения законодательства об образовании, касающиеся вопросов незаконного сбора денег, обеспечения безопасности и ремонта. Прокуроры выявили многочисленные нарушения и внесли в администрацию города представление. Повторно школы проверят в сентябре.