Выделенные полосы для общественного транспорта могут появиться на участках Вогрэсовского и Чернавского мостов, а также на Московском проспекте и улице Плехановской. Соответствующие документы уже готовятся. Предложения устроить новые выделенные полосы прозвучало на совещании по транспортной реформе, которое провел губернатор Александр Гусев.

По данным мэрии, внедрение выделенной полосы на Северном мосту позволило увеличить скорость передвижения на общественном транспорте на 10-15 км/ч. Также исчезло необоснованное перестроение автомобилей в потоке, что часто приводило к авариям.

В отличие от представителей власти, общественность настроена не так оптимистично. Корреспондент РИА «Воронеж» побеседовал с активистами, чтобы разобраться, нужны ли Воронежу выделенные полосы.

Председатель «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселев высказался резко:

– На данный момент выделенная линия на Северном мосту – бесцельное вложение денег в дорожные знаки и разметку. Там же одни «Газели» ездят и прекрасно себя чувствуют. У нас в городе нет нормального общественного транспорта. Воронежу нужна новая оптимизированная маршрутная сеть, о которой ведется столько разговоров. Без дубляжа. Например, на Московском проспекте сосредоточено около 40 маршрутов. К остановке подъезжают по 6-8 автобусов одновременно. Если на Московском проспекте ввести выделенные полосы, мы все встанем в пробках. Обещанные выделенки на мостах – пустышка. На мостах практически не бывает заторов. Сначала нам нужна реформа: не менее 50% муниципального транспорта, подконтрольного власти, транспортные карты, льготный проезд, пересадочные узлы. Все это мировой опыт, общепринятая практика. Вводить выделенные полосы «авансом», в надежде, что что-то изменится когда-то потом, категорически нельзя.

Евгения Емельянова (из архива)
Евгения Емельянова (из архива)

Защитник прав автомобилистов, лидер общественного движения «Дорожный контроль» Вадим Серов призвал найти «золотую середину»:

– Для автомобилистов все очень печально. В основном, выделенные полосы делаются для удобства общественного транспорта, улучшения среды для пассажиров. Получается, одним дают, у других отбирают. Поток автомобилей с каждым годом только увеличивается, а власти хотят сузить уже существующие дороги. Получается, что на указанных участках пробки будут еще больше. Представляете, что там будет твориться в час пик? Я думаю, нужно идти по другому пути, чтобы не ущемлять ни водителей, ни пешеходов. У нас в городе есть  много специалистов, которые могут найти решение этой проблемы. К ним и стоит обратиться.

Соавтор и редактор сообщества «Удобный Воронеж» Юрий Родионов отметил положительные стороны нового решения:

– Выделенные полосы для общественного транспорта – не новая практика для российских городов. Сейчас речь идет о создании выделенок на нескольких участках: мостах, Московском проспекте и улице Плехановской. Выбор этих направлений понятен – это одни из самых проблемных участков Воронежа в плане пробок.

По мнению эксперта, организация выделенных полос призвана облегчить дорожную ситуацию, но подходить к этому вопросу нужно комплексно.

Андрей Архипов (из архива)
Андрей Архипов (из архива)

– Если автобусы не будут перестраиваться из крайнего левого ряда в правый, движение на дороге станет более упорядоченным. Выделенки могут повысить привлекательность общественного транспорта: если автобусы будут ехать быстрее автомобилей, больше людей пересядут на них с личного авто. Так может вырасти и провозная способность дороги – ведь чем быстрее и беспрепятственнее едут автобусы, тем больше людей успевает по ней проехать. К рискам можно отнести плохую техническую обеспеченность администрации: нужны камеры контроля, а в случае плохой организации пересечений, поворотов и выездов, мы рискуем столкнуться с неудачей, как в 2011 году. Сейчас мы видим попытки создать в Воронеже сеть выделенных полос. Это очень важный момент, ведь они дают значительный эффект, только когда выделенки организованы системно, – заключил Юрий Родионов.

По мнению сооснователя общественного движения «Город и транспорт» Михаила Аксенова, ввод выделенных полос на воронежских мостах напрашивался давно:

– Выделенные полосы на мостах относительно просто администрировать, и они просты при проектировании – нет выездов со дворов и парковок. Рисуй линию от одного края моста до другого, ставь знаки, камеры и смотри, как автобусы резво пролетают от одного берега до другого, вне зависимости от пробок. Про Плехановскую и Московский проспект – сложнее, но есть успешный пример внедрения выделенных полос в Белгороде, в частности, по центральной оси – это необычно, но широко распространено. Достаточно вспомнить, что раньше трамваи по Плехановской и Московскому проспекту шли как раз по центру. Такое размещение позволяет решить проблемы и с парковкой, и с выездами с соседних улиц, и с островками безопасности.

Эксперт отметил, что пока неизвестно, как выделенные полосы будут спроектированы, но вопросов к реализации этого проекта может возникнуть немало.

– Чтобы город мог сам реализовывать такие проекты, нужна так называемая «электронная модель города» – программный комплекс, который позволяет предсказывать, как повлияют на дорожную ситуацию те или иные проектные решения. В рамках последнего заседания Координационного совета по организации дорожного движения в 2019 году сама модель была передана Воронежу. Но, чтобы она приносила пользу, нужно ее использовать на регулярной основе. Насколько мне известно, у властей нет планов по покупке программного продукта для использования этой модели, да и по созданию отдела, который смог бы отвечать на вопросы типа «Ну построили мы развязку на Остужева, что нам это даст?». Кроме того, чтобы показать всю силу выделенных полос, нужны нормальные городские автобусы большой и особо большой вместимости. Троллейбусы тоже подойдут – тем более, слухи про их медлительность – не больше чем слухи, – отметил общественник.

Виталий Грасс (из архива)
Виталий Грасс (из архива)

Михаил Аксенов подчеркнул, что для полноценного использования выделенных полос нужна смена подхода к перевозкам в общественном транспорте.

– Мы должны уходить от оплаты за поездку, когда каждый пассажир видится как «21 рубль на ножках», и переходить к оплате транспортной работы. Но для этого нужны брутто-контракты, когда муниципалитет заказывает у перевозчиков определенное количество рейсов с четко прописанными параметрами – графики, чистота салона и так далее. Городской общественный транспорт не должен быть самоокупаемым. В общем, одной краской на асфальте не обойтись, посмотрим, что из этого выйдет, – подытожил общественник.

Первая выделенная полоса для общественного транспорта появилась в Воронеже на Северном мосту в октябре 2020 года. По закону, кроме общественного транспорта на нее могут заезжать школьные автобусы, такси и велосипедисты.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».