Суд над экс-главой регионального управления автодорог Александром Трубниковым начался в Воронеже во вторник, 6 мая. Его дело с суммой взятки в 3 млн рублей за покровительство дорожной компании прогремело на всю Россию и стало знаковым в истории борьбы с коррупцией в Воронежской области – уголовных дел с крупными фигурантами от власти за последние пять лет в регионе было немного. Журналист РИА «Воронеж» вместе с руководством второго отдела по расследованию особо важных дел регионального управления СКР подготовила подборку самых громких уголовных дел в отношении представителей власти. Правда, в основу большей их части легли злоупотребления и превышения полномочий, а речи о коррупции не шло. Однако преступления нанесли серьезный ущерб бюджету.

Зафеддин Микаилов. Хан государственного имущества

Фото — Михаил Кирьянов

До появления «дела Трубникова» самой большой победой в воронежской антикоррупционной кампании считалось раскрытие схемы получения взяток в воронежском управлении Росимущества. Его глава Зафеддин Микаилов требовал ежемесячную дань с бизнесмена, арендовавшего принадлежавшее государству здание гостиницы «Бристоль».

Следователи смогли доказать, что с 2004 по 2009 год воронежский предприниматель Афанасий Хам ежемесячно платил деньги, чтобы вести бизнес на привычных торговых площадях. В 2004 году при заключении договора на аренду чиновник потребовал по 20 тыс. рублей каждый месяц. Через полгода Микаилов сказал, что бизнес приносит хороший доход и платить мало «стыдно», обложив коммерсанта данью в 60 тыс. рублей.

В 2007 году чиновник решил увеличить свое ежемесячное вознаграждение до 100 тыс. рублей. Хам испытал шок и платить отказался. Тогда в магазин бизнесмена пришла оценочная комиссия, которая сообщила о повышении аренды на 200%. И коммерсант стал собирать для Микаилова уже стотысячную дань.

Взбунтовался бизнесмен лишь в 2009 году, когда из-за кризиса перестал зарабатывать на мзду чиновнику. Понимая, что Микаилов разорит его взятками или выгонит с торговых площадей, предприниматель обратился к силовикам. Микаилова поймали при очередной передаче денег от Хама в июле 2009 года. Всего за пять лет «сотрудничества» Микаилов получил около 4 млн рублей.

При расследовании дела выяснилось, что Микаилов в своем ведомстве окружил себя роскошью и безропотными подчиненными, которых унижал. Чиновник требовал называть его Эльхан, что означает «самый главный хан», «хан народа». К Эльхану регулярно ходили на поклон предприниматели, взявшие в аренду другие помещения у Росимущества.

В суде Микаилов назвал себя «одним из лучших управленцев России» и «жертвой системного кризиса правоохранительных органов». Воронежский облсуд 9 февраля 2011 года вынес Зафеддину Микаилову беспрецедентный приговор. Единственный из воронежских коррупционеров Микаилов получил реальный срок – 4,5 года колонии строгого режима. Правда, Верховный суд смягчил наказание до 3 лет тюрьмы со штрафом в 100 тыс. рублей.

Владимир Кулаков и Сергей Наумов. Губернаторские инвестиции в уголовное дело

В отличие от «дела Микаилова» история бывшего губернатора и экс-сенатора Владимира Кулакова и его первого зама Сергея Наумова все еще продолжается. Хотя расследование злоупотреблений в госпредприятии «Воронежинвест» началось в 2011 году, обвинения двум высокопоставленным экс-чиновникам следователи предъявили лишь в 2013 году. Интерес следствия к бывшему губернатору шокировал политическую элиту региона.

Администрация области создала «Воронежинвест» в 2001 году – почти сразу после избрания Владимира Кулакова на губернаторскую должность. В состав предприятия вошли около 40 хозяйств в семи районах Воронежской области. ГУП получил в коммерческих банках кредиты в 1,5 млрд рублей под гарантии областных властей. Однако схема возрождения сельхозпредприятий через их объединение в холдинг оказалась убыточной. По данным следствия, в 2002 году вместо прогнозируемой прибыли в 100 млн рублей ГУП реально получил всего 6 млн рублей.

К концу 2003 года долги «Воронежинвеста» составили более 930 млн рублей. По версии СК по региону, Кулаков и Наумов переложили долги областной администрации на шесть муниципальных районов без согласия местных властей.

Следователи считают, что своими распоряжениями Кулаков и Наумов выделили районам бюджетные ссуды на 840 млн рублей и понудили глав ряда районных администраций заключить договоры банковских кредитов на общую сумму 100 млн рублей. Долги, как заявили следователи, районам придется погашать до 2026 года.

В марте 2014 года следователи завершили расследование дела «Воронежинвеста». Второй год экс-губернатор и его зам изучают 97 томов и 15 тыс. документов-вещдоков. Следователи попытались ограничить сроки ознакомления с делом. Однако суд оставил за Кулаковым и Наумовым право продолжать читать материалы.

Между тем, десятилетний срок давности по инкриминируемой двум бывшим управленцам статье («Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий») уже истек. При признании вины и ходатайстве от обвиняемых оно может быть прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам еще до суда. Однако Кулаков и Наумов категорически отказались признавать свою вину и намерены доказывать свою невиновность в суде.

Михаил Иванов. Медицинская техника оправдания

Силовики заподозрили бывшего замглавы департамента здравоохранения региона Михаила Иванова в злоупотреблениях на 36 млн рублей при закупке медтехники. Экс-чиновник, который сейчас возглавляет больницу «Электроника», сумел добиться оправдательного приговора в суде.

Следователи возбудили громкое уголовное дело в 2010 году после масштабных проверок Генпрокуратуры, которая нашла завышения цен при закупке медоборудования по всей России. События, легшие в основу дела, произошли в 2008 году.

Тогда Воронежская область получила из федерального бюджета 391,8 млн рублей субсидии на закупку медицинского оборудования. По данным силовиков, Михаил Иванов, «стремясь угодить вышестоящему начальству», поспешил провести конкурс без мониторинга рыночных цен. В тендере участвовала лишь одна фирма, с которой Иванов подписал контракт. При покупке шести томографов по завышенным ценам, по информации следствия, государству был нанесен ущерб в 36,4 млн рублей. Спешка в заключении договора объяснялась тем, что средства федерального бюджета нужно было «выбрать» до конца года. В то время областной департамент здравоохранения возглавлял Евгений Мезенцев. Однако бумаги подписал его заместитель Михаил Иванов, исполнявший в тот момент обязанности руководителя.

В суде дело о злоупотреблении должностными полномочиями «вопреки интересам службы, из корыстной или иной личной заинтересованности» развалилось. Адвокат экс-чиновника Максим Баев добился новой экспертизы о причинении ущерба. После восьми месяцев исследования эксперт не смог однозначно высказаться о причинении ущерба государству, так как не нашлось сведений о стоимости медоборудования. Суд вынес Иванову оправдательный приговор «в связи с отсутствием события преступления».

Александр Шипулин. Роковой Париж председателя думы

Поездка с супругой в Париж стоила председателю гордумы Александру Шипулину спикерского кресла, репутации и депутатского мандата. В его заграничном вояже правоохранители нашли злоупотребление должностными полномочиями.

Скандал с поездкой Александра Шипулина разразился осенью 2012 года – уголовное дело появилось во время распутывания «коррупционного клубка», как назвал ситуацию в городской власти губернатор Алексей Гордеев. Как выяснилось, еще в 2008 году Шипулин под предлогом рабочей поездки съездил во Францию в отпуск с женой на бюджетные деньги. Десятидневный отдых стоимостью 875 тыс. рублей был оплачен по договору с гордумой из казны Воронежа.

В Париже супруги Шипулины остановились в фешенебельном отеле «Риц», побывали на недешевых экскурсиях на Эйфелевой башне, в мировом центре шампанского виноделия Эперне и по Сене, провели вечер в знаменитом кабаре «Мулен Руж».

На следствии Александр Шипулин полностью признал свою вину и подтвердил, что его поездка с женой носила туристический, а не служебный характер. Семинар ЖКХ, в рамках которого якобы ездил получать опыт Шипулин, проходил в ноябре. Шикарный отпуск во Франции супруги Шипулины провели на три месяца раньше – в августе.

Александр Шипулин полностью возместил ущерб, причиненный бюджету Воронежа. Суд учел сознательность и раскаяние народного избранника, приговорив его в апреле 2013 года к штрафу в 75 тыс. рублей. После приговора коллеги лишили Шипулина депутатского мандата. Кроме того, его исключили из партии «Единая Россия» с формулировкой «за дискредитацию партии». Заявление о досрочном сложении депутатских полномочий Шипулин написал сам.

Руслан Яценко. Груз экологической вины

Фото — Антон Дунаев

Замруководителя областного департамента экологии Руслан Яценко за счет своей должности организовал незаконный бизнес. По версии следствия, в сентябре 2011 года жена брата, мать и супруга Яценко - учредили ООО «ЯР» (фирму с аббревиатурой имени и фамилии чиновника). На бумаге организация занималась грузоперевозками. Неформально руководил «ЯРом» сам Яценко – он вел переговоры с заказчиками, следил за расчетным счетом и распределял прибыль. Это подтвердилось при изучении его домашнего компьютера.

В июне 2012 года фирма чиновника приступила к перевозкам песка и щебня. «ЯР» сотрудничал с компанией «Аква-Союз», разрабатывавшей песчаный карьер в селе Богданово Рамонского района.

В сентябре 2012 года «ЯР» заключил договор на поставку песка с застройщиком крупного логистического комплекса. Незадолго до этого «Аква-Союз», у которого фирма чиновника покупала песок, без необходимых разрешений начал разработку карьера неподалеку от села Солнцево-Дубрава в 3 км от села Богданово. Незаконная добыча песка велась с конца сентября по начало ноября 2012 года. В итоге землям сельхозназначения, внесенным в реестр мест незаконного пользования участками недр, был причинен ущерб в 1,5 млн рублей.

Силовики задержали Яценко 9 января 2013 года в департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области, где провели обыски. Как в случаях с Ивановым и Шипулиным, чиновнику инкриминировали злоупотребление служебными полномочиями.

На следствии и в суде экс-чиновник отказался признавать вину. Несмотря на эту позицию, приговор чиновнику оказался достаточно мягким. В наказание Яценко лишился права занимать должности в органах государственной власти на четыре года. Также суд обязал его возместить ущерб администрации Рамонского района по гражданскому иску в 1,5 млн рублей.

Николай Марков. Обманчивый мэрский мандат


Фото — Антон Дунаев

Мэр Семилук Николай Марков использовал свою должность, чтобы получить деньги от жаждущего попасть в районный совет бизнесмена. Марков пообещал за вознаграждение добиться второго места в списке кандидатов «Справедливой России» на выборах для Ивана Мачнева, который был приятелем его зама Олега Ватутина. Высокая позиция в партсписке почти наверняка давала предпринимателю место в горсовете. Николай Марков и Олег Ватутин с марта 2013 года встречались с Мачневым и брали у него деньги. Несмотря на обещания и передачу 800 тыс. рублей, Мачнев оказался в списке под шестым номером.

В Семилукский райсовет Иван Мачнев не прошел. После чего Марков продолжил убеждать его в том, что избранные депутаты «откажутся от мандатов» в его пользу, надо только заплатить. Несостоявшийся депутат передал мэру Семилук запрошенные 500 тыс. рублей в воронежском кафе «Бахор» 13 сентября 2013 года. После чего главу города задержали силовики. Марков провел 11 месяцев в СИЗО.

Николая Маркова судили за покушение на мошенничество в особо крупном размере – в 1,29 млн рублей. Он полностью признал вину и ходатайствовал рассмотреть дело в особом порядке, без исследования доказательств. Бывший мэр Семилук просил оставить его на свободе ради маленьких детей. В итоге Марков был осужден на 3 года условно и выплату штрафа в 500 тыс. рублей.

Жозеф Еркнапешян. Неровная дорога к скамье подсудимых

Фото — Антон Дунаев

В начале апреля 2015 года воронежские силовики возбудили дело, резонанс от которого обещает сравниться с шумихой вокруг истории «Эльхана от госимущества». Глава регионального управления Госавтодорнадзора Жозеф Еркнапешяна получил обвинение в получении взятки за незаконное бездействие, совершенное организованной группой. Сумму мзды пока озвучивать не стали. Суд отправил чиновника под домашний арест.

Помимо Жозефа Еркнапешяна в деле фигурируют его приятель, 46-летний Артур Минаев, двое сотрудников Госавтодорнадзора и четверо работников пунктов весового контроля.

По версии следствия, Минаев «имел длительные доверительные отношения» с местным руководством Госавтодорнадзора, занимался подбором «своих людей» для работы на стационарных постах весового контроля и благодаря знакомству трудоустраивал их. Техперсонал постов весового контроля брал взятки с водителей большегрузов – транспорт с превышением предельной допустимого веса не штрафовали и беспрепятственно пропускали дальше. Как установили следователи, деньги распределялись между непосредственными исполнителями схемы, а часть передавалась организатору.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».