Воронежцы на инвалидных колясках съехались к Никитинской библиотеке, чтобы обсудить накопившиеся проблемы в Международный день борьбы за права инвалидов в четверг, 5 мая. На встречу пришли главный федеральный инспектор по Воронежской области Александр Солодов, депутат областной Думы Сергей Рудаков, директор ПАТП № 3, в ведении которого работает «Народный маршрут», Валерий Старков.
Корреспонденты РИА «Воронеж» пообщались с колясочниками и собрали главные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды в Воронежской области.
Барьер №1. Многие учреждения не приспособлены для приема и обслуживания инвалидов
Надежда Воскресенская:
– Пандусы оборудованы почти везде, но большинство из них для нас остаются недоступными, потому как спроектированы так, что заехать на коляске по ним невозможно. Сегодня я чуть не перекувыркнулась на въезде в «ЖСК» по улице Комарова, 6. Там очень скользкий пандус. От падения спасли только поручни, за которые успела ухватиться.
Петр Шатилов:
– Такое впечатление, что проектировщики и строители воронежских пандусов, обустраивают их для «строгой отчетности», а не для людей на колясках.
Александр Попов, директор регионального учебно-ресурсного центра «Доступная среда»:
– На законодательном уровне ситуация принципиально изменилась. Все строящиеся здания должны адаптировать под посещение инвалидами. Однако требования не всегда учитывает приемная комиссия. Большой прорыв произошел в 2015 году, когда наш центр договорился с областной администрацией, что мы будем проверять проектную документацию по всем строящимся и реконструируемым административным зданиям. С начала года наш центр проверил проекты трех областных домов-интернатов, в том числе на месте сгоревшего в Новохоперском районе. Во все три проекта внесли принципиальные изменения. Представители власти стали помогать, поняли, что это важно и теперь обращаются к нам все чаще. Мы курируем правильность составлением паспортов доступности сдаваемых объектов, которые вошли в областную программу «Доступная среда». А иногда и сами их делаем.
Барьер №2. Большинство жилых домов не годятся для жизни людей на колясках
Александр Попов:
– В Воронежской области одна государственная экспертиза и 13 негосударственных. Через эти 13 часто «проскакивают» введенные жилые дома, спроектированные так ,что в них сложно жить инвалидам. И даже в адаптированных современных жилых комплексах с широкими подъездами и пандусами все равно входы на балконы и в санузлы слишком узкие для проезда на коляске.
Барьер №3. Водители общественного транспорта
Александр Попов:
– Низкопольные комфортные автобусы, приспособленные для заезда в них человека на коляске, в Воронеже ходят повсеместно. Однако многие водители на инвалидов не реагируют. А ведь водитель такого автобуса должен помочь колясочнику заехать в салон или выехать из него. Мы считаем, что эту проблему можно решить. Надо провести специальное обучение водителей и закрепить в должностных инструкциях требования по оказанию помощи людям с ограниченными возможностями. Это же должно быть закреплено в условиях получения лицензии и права работать на маршруте. За нарушение – штрафы и отстранение от работы на маршруте. Мы готовы организовать мониторинг ситуации на каждом маршруте.
Петр Шатилов:
– С 8-го «народного» и самого популярного среди колясочников маршрута убрали все низкопольные автобусы. Вместо них здесь курсируют старые желтые автобусы, в которые не могут заехать инвалиды. Добраться из областного геронтологического центра в город теперь можно только на своей коляске или на социальном такси. Но служба социального такси работает только до 18 часов и только в пределах своего района. А если машина ломается, то люди этого района уже не смогут никуда быстро добраться.
Валерий Старков заверил, что желтые «народные» автобусы 8-го маршрута с 6 мая заменят на современные низкопольные.
Барьер №4. Взрослому инвалиду в регионе негде пройти реабилитацию
Александр Попов:
– В Воронежской области работает первичная реабилитация инвалидов, проведение операции, лечение. Но вот, например, человек сломал позвоночник, прооперирован, прошел первый этап лечения, вернулся домой на коляске – и им больше никто не занимается. Но первый год после травмы реабилитация должна быть наиболее активной для благоприятного прогноза. В Воронеже есть отличный реабилитационный центр «Парус надежды», но он для детей и подростков. Человеку с ограниченными возможностями после 18 лет в Воронеже некуда податься. Реабилитационный центр в Отрожке занимается только профессиональной адаптацией. Клуб «Максимум», который планировался как реабилитационный центр для взрослых, пока не оснащен нужной диагностической и лечебной базой. Здесь нам сейчас очень нужна помощь областного департамента здравоохранения.
Барьер №5. Трудоустройство
Воронеж стал пятым регионом в стране, где начинает работать совет бизнеса по вопросам инвалидов.
Александр Попов:
– Создавая совет, мы хотели убрать бюрократические барьеры между работодателем и человеком с ограниченными возможностями. В нашем ресурсном центре на учете стоят 350 человек – ребята, которые хотят найти работу. Более сорока человек мы трудоустроили на постоянные рабочие места. Обратившись к нам, руководитель предприятия увидит базу потенциальных сотрудников с резюме и видеопрезентациями. Ребята, которые прошли первичную реабилитацию и стали задумываться, а что же дальше, могут здесь же пройти предварительную подготовку для трудоустройства. У нас работает целевой практикум, этакий курс молодого бойца, где мы обучаем, как правильно написать резюме, вести себя на собеседовании, презентовать инвалидность, войти в коллектив. Все лето будем работать с ребятами инвалидами – выпускниками вузов, техникумов, колледжей. В сентябре сделаем большую презентацию нового кадрового резерва на заседании совета бизнеса. Хотим показать бизнес-сообществу, что наши ребята конкурентоспособны, им надо лишь немного помочь адаптироваться на предприятии. Это бухгалтеры, переводчики, программисты, дизайнеры и много кто еще. Опыт показал, что люди с инвалидностью становятся отличными сотрудниками. Они лояльны к работодателю, держатся за место, настроены глубоко изучать свои обязанности, развиваться. Они понимают, что должны вгрызаться в работу, чтобы быть на плаву. Да и коллективы, в которых вместе со здоровыми людьми работают инвалиды, обычно более крепкие, и в них позитивный социальный климат.