, Воронеж
  • 10313

Обзор РИА «Воронеж»: чем привлекательны местные спортивные команды

Как изменился менеджмент клубов за 5 лет.
Обзор РИА «Воронеж»: чем привлекательны местные спортивные команды Обзор РИА «Воронеж»: чем привлекательны местные спортивные команды
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов; из архива

В начале августа-2020 «Факел» первым в истории воронежского спорта открыл собственный магазин атрибутики. Не факт, что фан-шоп футбольной команды окупится, однако клуб сделал шаг, который вызвал одобрение у его аудитории. Пять лет назад, когда правительство региона отказалось от прямого финансирования спортивных команд, РИА «Воронеж» выпустило материал о том, что клубы могут занести себе в актив. Корреспондент РИА «Воронеж» разобрался в том, что изменилось за эти годы и как команды налаживают коммуникацию с болельщиками.

«Факел», футбол

Факел Воронеж

Уровень – D2 (D1 для каждого вида спорта – самое престижное национальное соревнование). Перспектива – D2. «Факел» на протяжении трех сезонов подряд финишировал в зоне вылета ФНЛ, однако ни разу не вылетал в ПФЛ, низший профессиональный дивизион, из-за финансовых проблем клубов-конкурентов. Летом 2020 года клуб активно отработал на трансферном рынке и получил прибавку к бюджету, однако четкой задачи на сезон все еще не поставил. После переезда на готовящийся к реконструкции стадион «Факел» на улице Маршака клуб сможет претендовать на выход в Премьер-лигу (лига снизила требования по минимальной вместимости арен), однако это потребует увеличения бюджета как минимум до 600–700 млн рублей. Сегодня клуб располагает бюджетом в 260 млн рублей – и это, по неподтвержденной информации, без учета затрат на выезды на гостевые матчи и проживание там в гостиницах – командирование футболистов оплачивает напрямую за счет бюджетных средств Центр спортивной подготовки сборных команд Воронежской области.

Известность в России. «Факел» остается одним из самых известных провинциальных клубов России. Эту славу команде принесли выступления на рубеже XX и XXI веков, когда сине-белые не просто добивались высоких результатов, но и показывали яркую атакующую игру. Эхо той популярности периодически звучит со страниц федеральных изданий. В 2015 году СМИ писали о футбольном ажиотаже в Воронеже, когда клуб в первый сезон после выхода в ФНЛ из второго дивизиона оказался среди лидеров лиги, а первый матч сезона-2019/2020 «Факел» – «Торпедо» «Спорт-Экспресс» назвал ностальгическим: обе команды в начале нулевых были заметными явлениями в российском футболе.

Популярность в Воронеже. Арендуемый «Факелом» Центральный стадион профсоюзов обветшал за последние семь лет. Клуб не раз называл состояние арены главной помехой монетизации своей популярности. Администрация же спортивного объекта отвечала, что критикой ЦСП руководство «Факела» отвлекает внимание болельщиков от низких результатов. В сезоне-2019/2020 средняя посещаемость игр команды составила 2060 болельщиков – менее 10% от вместимости арены.

Клуб в интернете. «Факел» активно работает с аудиторией в соцсетях – «ВКонтакте» (42 тыс. подписчиков), Twitter (1,8 тыс.), Facebook (156 человек), Instagram (3,6 тыс.).

Атрибутика. Рядом с кассами Центрального стадиона профсоюзов клуб открыл фан-шоп. Цена на игровую футболку – 3240 рублей.

«Буран», хоккей

Воронеж хоккей Буран

Уровень – D2. Перспектива – D2. Выход в КХЛ для клуба невозможен – на территории региона нет ни одного ледового дворца, который мог бы принять матчи элитного дивизиона отечественного хоккея. Кроме того, самые бедные команды КХЛ тратят только на зарплаты хоккеистов 250–300 млн рублей, в то время как полный бюджет «Бурана» на основную и молодежную команды – около 120 млн рублей.

Известность в России. В сезоне-2012/2013 команда впервые приняла участие в ВХЛ, втором по престижности дивизионе российского хоккея, и сразу завоевала серебряные медали. В регулярном чемпионате клуб финишировал на седьмой строчке, а в плей-офф дошел до полуфинала. Серебряные медали достались «Бурану» из-за того, что финалисту плей-офф «Сарыарке» как команде из Казахстана не вручались медали первенства России. В 2016 году воронежский клуб выиграл «Русскую классику» – матч под открытым небом, который считается визитной карточкой ВХЛ. После этого «Буран» провел сезон на фоне финансовых проблем, приобретя славу неблагополучного клуба. Летом 2017 года «ураганные» обанкротились и открылись под новым юридическим лицом. Кратковременные выступления за «Буран» именитых ветеранов КХЛ Константина Макарова, Алексея Пепеляева и Кирилла Кольцова позволили команде улучшить имидж – теперь воронежцев считают клубом со скромными ресурсами, который тем не менее выполняет взятые на себя обязательства в срок.

Популярность в Воронеже. Клуб принимает соперников в устаревшем Дворце спорта «Юбилейный». Однако это едва ли сильно влияет на посещаемость. «Буран» имеет давно сложившуюся лояльную клубу аудиторию, которая ходит на матчи команды вне зависимости от результатов. Во время домашних серий заметно, что каждую игру одни и те же лица сидят на одних и тех же местах на арене.

Клуб в интернете. «Ураганные» присутствуют в соцсетях «ВКонтакте» (13,3 тыс. подписчиков), Twitter (890 читателей), Instagram (4,1 тыс.). Каждое решение генеральный директор «Бурана» Михаил Бирюков оперативно объясняет аудитории клуба.

Атрибутика. Раньше болельщики могли купить шарфы с символикой клуба. Сегодня атрибутики в широком доступе нет – у «Бурана» один кассовый аппарат на весь клуб, и торговля на матчах из-за этого невозможна.

«Кристалл», волейбол

мужской волейбол Воронеж Кристалл

Уровень – D3. Перспектива – D3. Мужская волейбольная команда длительное время выступала в подэлитном дивизионе, Высшей лиге А, но после финиша на последнем месте в сезоне-2016/2017 опустилась в Высшую лигу Б. Однако это не нанесло удара по имиджу коллектива. Напротив: подтянув в состав местную молодежь, «Кристалл» за один сезон обучил неопытных игроков, а в 2019 году завоевал «серебро» Высшей лиги Б с составом, 95% которого составляют воспитанники регионального волейбола. Однако денег на возвращение в Высшую лигу А у детища Игоря Балашева не нашлось, команда осталась в низшем дивизионе.

Известность в России. «Кристалл» в последние годы заслужил славу команды, которая обладает несгибаемым характером. Уступая сопернику в классе, подопечные Дмитрия Митрофанова за счет дисциплины и воли к победе переводили тяжелые матчи на тай-брейк и побеждали. Однако в большей степени среди российских волейбольных болельщиков известен больше не «Кристалл», а Воронеж как город, готовящий молодые таланты для топ-клубов: перспективные игроки чаще всего уезжают в Казань, Челябинск и Краснодар задолго до дебюта в профессиональной команде родного региона.

Популярность в Воронеже. Поединки команды во Дворце творчества детей и молодежи собирают несколько сотен человек.

Клуб в интернете. Собственного сайта у воронежского «Кристалла» нет. Зато группу клуба в соцсети «ВКонтакте», которую ведет супружеская пара болельщиков, можно привести в пример как маленькое, но сплоченное сообщество, насчитывающее 1669 участников.

Атрибутика. Клуб не занимается продажей атрибутики.

«Воронеж», волейбол

волейбольная команда Воронеж

Фото – Андрей Архипов

Уровень – D3. Перспектива – D3. Еще в 2016 году женская команда выступала в суперлиге. Проведя лучший сезон в своей истории и заняв девятое место, клуб отказался от места в элитном дивизионе из-за финансовых проблем. А летом 2018 года «Воронеж» и вовсе опустился в Высшую лигу Б – необходимость такого решения объяснили желанием комплектовать команду из воспитанниц местных спортшкол и видеть больше побед в календарных матчах. Сезон-2018/2019 клуб завершил на последнем месте, потерпев 33 поражения в 36 встречах. Год спустя, сохранив состав, «Воронеж» финишировал пятым, победив в 23 матчах из 40.

Известность в России. Выступая в суперлиге, клуб привлекал внимание за счет аренд игроков топ-команд. В сезоне-2019/2020 «Воронеж» стал одним из лучших клубов Высшей лиги Б по количеству волевых побед. Однако уровень медийности женской команды, как и мужской, ограничен низким статусом чемпионата.

Клуб в интернете. У команды есть лишь сообщество в соцсети «ВКонтакте» на 670 участников.

Атрибутика. Клуб не торгует атрибутикой.

«ВГТУ-Воронеж», гандбол

гандбол Воронеж игра

Уровень – D2. Перспектива – D2. Система профессиональных соревнований отечественного гандбола включает два дивизиона – суперлигу и Высшую лигу. Выход в элитный чемпионат «ВГТУ-Воронежу» пока не грозит: ни тренеры, ни игроки не получают зарплат. Команда комплектуется исключительно воспитанниками местных спортшкол, опыта коллективу добавляют гандболисты, которые в прошлом выступали на профессиональном уровне, а затем завершили карьеру. В условиях безвозмездной игры старшие игроки имеют возможность приходить на матчи по желанию.

Известность в России. Пока «ВГТУ-Воронеж» лишь раз заставил обратить на себя внимание российских любителей гандбола, выбив из Кубка России клуб суперлиги – челябинское «Динамо».

Популярность в Воронеже. На матчи команды ходят родственники игроков и редкие болельщики, сохранившие любовь к гандболу со времен успешных выступлений «Энергии».

Клуб в интернете. У «ВГТУ-Воронежа» нет ни сайта, ни аккаунтов в соцсетях. Новости о клубе можно узнавать из сообщества «Федерация гандбола Воронежской области» во «ВКонтакте» (313 подписчиков).

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: