Этим воронежцам не более 30, но они уже владеют барбершопом, IT-компанией, кондитерской и веревочным парком. Для запуска своего дела этим юношам и девушкам понадобились самообразование, азарт и начальный капитал – от 50 тыс. до нескольких миллионов рублей.
Как начинались 10 успешных бизнес-проектов молодых горожан и с какими трудностями они столкнулись – в подборке РИА «Воронеж» ко Дню молодежи России, который празднуют во вторник, 27 июня.
Евгений Тырнов, 24 года, владелец IT-компании:
– Мы занимаемся разработкой сайтов компаний, интернет-СМИ, социальных сетей – перечислять долго. Это мы сделали личный кабинет страховой компании IBG, сайт сети кинотеатров Star&Mlad и сайт театрального центра «Никитинский». Начинали бизнес вдвоем с братом Юлианом Тырновым, он программист. Сейчас нас 17 человек. Изначально в 2013 году открыли интернет-магазин по продаже робототехники. Программа «Молодежный бизнес России» (МБР) выдала нам заем на 150 тыс. рублей, я закупил товар и вложился в маркетинг. Когда в конце 2014-го обвалился рубль, цены на импорт взлетели. Тогда я и мой брат буквально на коленке сделали «Студию братьев Тырновых», которая недавно пережила ребрендинг, став it-production Decart.
Сказать, что первый год работы был очень тяжелым, – ничего не сказать. У нас не было денег на маркетинг, о нас мало кто знал, мы буквально вырывали у конкурентов заказы на проекты. Поначалу родители относились к моему бизнесу со скепсисом, ведь на втором курсе ВГАСУ я перевелся на заочку. Пошел на это, так как осознал себя предпринимателем. Теперь родители мной гордятся – в этом году наша компания стала финалистом премии Столля в номинации «Успешный молодежный бизнес», а в 2016 году один из наших проектов стал лучшим в сфере электронной коммерции на премии «РИФ-Воронеж».
Антон Володин, 25 лет, владелец мужской парикмахерской:
– The Rebelheads – лайфстайл-проект, который балансирует на стыке барбершопа, бара и магазина с продуктами для мужского грумминга. Я открыл The Rebelheads в 2015 году. После вуза не хотел работать по найму, при этом у меня не было опыта ведения бизнеса. Программа МБР выдала мне заем в 200 тыс. рублей, мы вложились в ремонт помещения и закупку импортного оборудования. Сейчас у нас шесть сотрудников.
Барбершоп всегда был не просто местом для стрижки, а своеобразным комьюнити, социальным хабом для обмена идеями. Именно на это мы делаем ставку. У нас есть конкуренты, но они в основном работают по франшизе и нацелены на финансовые показатели, а не на развитие городской среды. У нас же собирается своя тусовка, так называемый креативный класс.
Арина Гончар, 25 лет, основатель школы гончарного искусства:
– Мы с мужем перепробовали массу всего: продавали жвачки Love is, рисовали поп-арт портреты, проводили вечеринки и занимались организацией свиданий на крыше. А идея создания школы гончарного мастерства витала в воздухе. Когда я гостила в Киеве, посетила несколько уроков гончарного мастерства. Вернувшись в Воронеж, с удивлением узнала, что в городе-миллионнике такому не учат.
Стартовый капитал школы «Колокол» – 800 тыс. рублей, в том числе 200 тыс. от МБР. Мы купили гончарные круги, муфельную печь для обжига, глину, сшили пять фартуков и запустили пробные бесплатные курсы на своей кухне. На окупаемость вышли сразу. В первый месяц (в мае 2015 года) обучение прошло 16 человек, на сегодня их более 500. Мы израсходовали 7 т глины. Сейчас в школе работает семь человек. В планах – освоение новых направлений: работа с деревом, кожей, другие виды ремесел, а также запуск производства муфельных печей. Гончарные круги мы уже изготавливаем. Работает наша франшиза – школы «Колокол» открылись в Липецке и Сургуте, скоро появятся в Саратове, Санкт-Петербурге, Москве и Владимире.
Я училась в художественной школе, получила диплом архитектора. Мой муж Ярослав Гончар по образованию – актер и режиссер. Мы хотели, чтобы людям, которым не хватает творчества в жизни, было чем заняться. Мечтаем передать дело по наследству детям.
Марина Щербакова, 27 лет, совладелица психологического центра:
– Я училась в ВГУ по специализации «психология личности». На пятом курсе мне и моему мужу Михаилу пришла мысль создать свое дело. А через год после выпуска, летом 2015 года, мы встретились с коллегами-психологами, каждый из которых занимался частной практикой, и решили создать свой центр «Слон». Мы выбрали необычные творческие и проективные направления: психодраму, арт-терапию, игротерапию и метафорические карты.
Потребовалось около 50 тыс. рублей на аренду и ремонт нескольких комнат, изготовление вывески. Продвигали центр через интернет и соцсети. Через два месяца появилась первая прибыль. Сначала было сложно нащупать интерес аудитории, найти то, что понравится людям. Но со временем мы сформировали свой стиль. Это легкость, безопасность и открытость. К нам может прийти любой желающий, необязательно записываться. Сейчас мы с мужем руководим центром вдвоем. За два года существования наш центр посетило более 2 тыс. человек.
Алена Алиева, 28 лет, владелица сервиса по доставке фруктов:
– Я по образованию менеджер. Для меня фрукты – это больше, чем вкусная еда и витамины, это гормоны счастья. Однажды у меня возникла потребность в неком сервисе: хотелось получать экзотические фрукты.
Когда мы открыли «Лето в коробке» в феврале 2016 года, возникли сложности. Было трудно найти поставщиков, пришлось вводить культуру потребления редких фруктов через дегустации и раздачу подарков. Местному бренду продвигаться сложно. Даже если это единственный в своем роде продукт или услуга, надо серьезно вкладываться в рекламу и продвижение, делать низкую наценку и постепенно завоевывать доверие покупателей. Мой опыт показывает, что даже при удачном стечении обстоятельств требуется не менее года для настройки бизнес-процессов и полноценной работы компании «в плюс».
Мы вкладываем в свой бизнес все, что зарабатываем. У нас 20 сотрудников. Мой муж – юрист, на нем закупки и общение с поставщиками из Таиланда, Мексики, Перу, Израиля и Египта. Работаем с четырьмя крупными поставщиками, экзотика поступает на нашу базу в Москве. Сейчас для удобства потребителей покупаем дорогой сайт. У нас работает шоу-рум в центре Воронежа, где любой желающий может попробовать рамбутан, личи или ананас. Открыли филиалы в Липецке, Белгороде, Курске и в Москве.
Евгений Кузьмин, 28 лет, управляющий партнер кондитерской:
– Мы назвали кондитерскую в честь дочери Вари – «Варина мама». Успех нашего дела – заслуга моей жены Ирины. Она окончила Воронежский университет инженерных технологий по специальности «Технолог по производству кондитерских изделий», а свой первый торт приготовила в десять лет. После рождения дочки Вареньки Ира часто делала торты для родственников, друзей и знакомых. У меня был другой бизнес – сеть по продаже лимонада «Вкус детства», а еще я занимаюсь проведением частных и корпоративных мероприятий.
В 2014 году мы открыли кондитерскую, а в 2015 году взяли заем в рамках проекта МБР. С первого месяца работы у нас появилась прибыль. Когда открывались, вместе с нами было восемь сотрудников, теперь – 20. Работают декораторы, кондитеры и даже скульпторы. Производим 30 наименований кондитерских изделий из натурального сырья. Я люблю повторять, что покупают торт глазами, а возвращаются за вкусом.
Бывают сложности. Непросто удовлетворить желания покупателя при индивидуальном заказе, трудно соблюсти определенную цветовую гамму композиции на торте. Есть и первые достижения – наш торт с фигурками царя Петра I и губернатора Алексея Гордеева победил на Expo Food Show 2017. Если кто-то хочет начать свое дело, советую выбрать что-то по душе и то, в чем вы действительно разбираетесь.
Андрей Блонский, 29 лет, создатель многофункционального центра восстановления и развития и event-агентства:
– Наш центр «Маяк» занимается пропагандой здорового образа жизни, реабилитацией алкоголиков и наркоманов, сопровождением и трудоустройством таких людей. Суть реабилитации в том, чтобы настроить человека на новые ценности психологическими методами.
Я попал в бизнесмены из наркоманов, мою ситуацию можно назвать «не было бы счастья, да несчастье помогло». С 15 до 23 лет я употреблял внутривенно героин. Жил в Нижнем Новгороде, на реабилитацию переехал в Воронеж. Мне сейчас противопоказано спиртное, иначе опять может затянуть. Хотя моя супруга из бывших наркоманов, у нас родилась здоровая дочка Елизавета, ей четыре года.
После реабилитации я остался работать в центре, где меня спасли от наркомании. В какой-то момент я осознал, что хочу работать на себя. Сейчас учусь в строительном университете на отделении «Государственное и муниципальное управление». Год назад создал вместе с другими вчерашними наркоманами центр «Маяк».
Мы нашли старый домик, своими силами сделали ремонт. Стали появляться первые клиенты. Стоимость реабилитации у нас колеблется от 0 до 50 тыс. рублей. Мы не забываем и о социальной ответственности, поэтому некоторых лечим бесплатно. Сейчас у нас работает три отделения, занимаем площадь в 3 тыс. кв. м, лечение проходят 65 человек из разных городов России. У меня работает 25 человек. Руководить сложно любым коллективом, но я со всеми общаюсь на равных. Думаю, что ребятам со мной легко еще и потому, что я для них живой мотиватор. На днях еду в ООН, где презентую работу своего центра. Английским языком пока не владею, мой доклад перевели.
Второе направление моей бизнес-деятельности – event-агентство Flash Company. Мы проводим праздники, украшаем залы, обеспечиваем звуковой аппаратурой городские мероприятия.
Дарья Гордиенко, 29 лет, владелица веревочного парка:
– С веревочным парком, как видом развлечения, мы познакомились в Швейцарии. И уже через несколько месяцев в воронежском парке «Алые паруса» появился наш веревочный парк «1000 узлов». Пришлось вложить несколько миллионов рублей.
Чтобы понять, как работают веревочные парки, съездили с мужем Алексеем не в один парк России. Все наши трассы мы проходим сами, у нас работают квалифицированные инструкторы. В зависимости от сезона у нас задействовано от 30 до 50 человек. В 2014 году мы открыли веревочный парк около торгового центра «Арена», в 2015 – в центре Белгорода, в 2016 году появилась дополнительная трасса в «Алых парусах», а в этом году открыли «1000 узлов» в парке «Динамо». На этот раз пришлось вложить более 7 млн рублей.
Сложность ведения нашего бизнеса в том, что мы зависим от погоды и от сезонности. Но я ни разу не пожалела, что решилась на такое дело.
Юлия Прохорова, 29 лет, основатель группы компаний:
– У нашей группы компаний mamabrands два бренда на рынке профессиональной косметики – Lianail и ONIQ. Продаем средства для маникюра и педикюра. Еще один наш бренд в категории детский event – это центр уникальных событий «Пеппи Хеппи».
С момента получения первого заказа прошло чуть более четырех лет. В первый месяц продаж наш оборот составил 108 тыс. рублей. Этого хватило, чтобы заплатить аренду и зарплату. Мы начинали в одной комнате в 15 кв. м с тремя сотрудниками. Первый рост был, когда организовали оптовую продажу товаров бренда Lianail в РФ и СНГ. Сейчас нас около 80 человек.
Я окончила ВГУ, по специальности – физик. Университет научил меня анализировать, решать задачи, причем любые – в жизни и в бизнесе. И теперь учусь беспрерывно – бизнес требует широких взглядов. Мой муж Михаил Прохоров тоже технарь, мы руководим нашей группой компаний вместе. Плюс семейного бизнеса в том, что ты работаешь с тем, кому доверяешь, как себе.
Если кто-то хочет начать свое дело, нужно задать простые вопросы: «А готов ли я ставить интересы дела выше собственных? Готов ли я стереть грань между работой и жизнью?». Бизнес забирает целиком все время. Мне труднее всего отдавать всю себя своим сотрудникам, потому что я интроверт. Я не питаюсь от постоянных коммуникаций, а истощаюсь. Бывает, что, приходя домой, падаю и просто лежу. Но я считаю себя счастливой.
Антон Гаранин, 30 лет, владелец компании по производству льда:
– У меня экономическое образование. Работая в системе общепита, часто сталкивался с проблемой нехватки льда. Так появилась идея создания предприятия «Не морозь» по производству пищевого льда. Летом 2016 года я и два моих товарища запустили производство конусного льда, который используют профессиональные бармены. Лед изготавливается из очищенной воды, технология позволяет хранить его вне морозильной камеры до трех часов. На закупку импортного оборудования потратили 450 тыс. рублей, 200 из которых – это заем по программе МБР.
Теперь работаю один: занимаюсь производством, реализацией и рекламой через Instagram и «ВКонтакте». Эффективнее всего сарафанное радио. Когда объемы продаж подрастут, найму еще сотрудников. У меня около 40 клиентов: кафе, бары, рестораны и частные лица. В теплое время года товарооборот растет, в холодное – снижается. В планах – выход на масс-маркет, веду переговоры с сетевыми магазинами. Многие меня спрашивают, как начать свое дело, я отвечаю: «Главное – ничего не бояться».
Справка РИА «Воронеж»
Программа «Молодежный бизнес России» работает на базе Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Воронежской области с 2009 года. Существуют 23 представительства МБР в райцентрах Воронежской области и филиал в Воронеже. МБР проводит бесплатное обучение, организует форумы и конференции, «прикрепляет» к новичкам бизнеса опытных наставников, выдает беззалоговый заем на стартап. Статистика выживаемости проектов к концу третьего года – 85%.
За восемь лет в программу МБР приняли 311 воронежских проектов из 450 поданных заявок. По данным за последние 3,5 года (2014-2017), воронежские молодые предприниматели стремятся работать в сферах услуг (51,4%), торговли (23%), производства (13,5%) и сельского хозяйства (5,6%).