Фонд капитального ремонта действует в Воронежской области по постановлению регионального правительства с 2013 года. С 2014 по 2020 год в регионе капитально отремонтировали 2206 многоквартирных домов и заменили 516 лифтов. На сегодня в региональную программу капремонта включены 9039 многоквартирных домов, в числе которых – 4726 домов в Воронеже и 4313 домов в районах области. По какому принципу работает Фонд капремонта, как происходит выбор подрядчика и контроль работ и на что можно потратить деньги из Фонда – в материале РИА «Воронеж».
Чем занимается Фонд капремонта?
Андрей Архипов (из архива)
Фонд капитального ремонта – некоммерческая организация, которая занимается сбором и накоплением взносов на капремонт от собственников помещений в многоквартирных домах. Это главный инструмент реализации региональной программы капремонта общего имущества в многоквартирных домах области на 2014−2044 годы.
Сейчас в регионе реализуется трехлетний краткосрочный план капитального ремонта многоквартирных домов на 2020−2022 годы, утвержденный приказом департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области. В соответствии с планом в 2021 году выполнили 1241 вид работ в 324 многоквартирных домах на сумму 1 млрд 703 млн рублей. Жилищные условия улучшили 43,7 тыс. человек. Также в 2020 году провели электронные аукционы по разработке проектно-сметной документации для реализации плана капремонта на 2021 год.
Как ведется сбор средств на капремонт?
из архива
Согласно Жилищному кодексу РФ, собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать один из двух способов формирования Фонда капремонта: перечисление взносов на специальный счет или на счет регионального оператора.
Фонд капремонта открывает специальные счета и совершает операции по этим счетам в случае, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании выбирают Фонд в качестве владельца специального счета. Способ формирования Фонда можно изменить в любое время по решению общего собрания собственников.
Как выбирается подрядчик для работ?
Подрядные организации отбираются в электронной форме и в два этапа. На первом этапе фирмы проходят предварительный отбор, который проводит департамент ЖКХ и энергетики области. По результатам этого отбора формируется реестр квалифицированных подрядных организаций.
Второй этап заключается в электронном аукционе, который проводит Фонд капремонта. В нем могут участвовать только компании, прошедшие предварительный отбор и включенные в реестр квалифицированных подрядных организаций. Победителем аукциона признается участник, предложивший наименьшую цену договора.
Как контролируют работу подрядчика?
пресс-служба Фонда капитального ремонта в Воронежской области
Ход ремонта контролирует не только региональный оператор, но и специализированные организации, занимающиеся строительным контролем, которых привлекают на конкурсной основе. Региональный оператор систематически проводит контрольные мероприятия с выездом на объекты. При выявлении нарушений подрядным организациям направляют предписания, за невыполнение которых налагаются штрафы. Также ведомство наблюдает за ходом работ с помощью системы видеонаблюдения.
Контролировать работу подрядчика может и уполномоченный представитель собственников помещений в многоквартирном доме, выбранный жителями дома на общем собрании. Он участвует в приемке выполненных работ и подписывает соответствующие акты.
В 2021 году Фонд капремонта Воронежской области принял ряд мер для повышения ответственности подрядных организаций за невыполнение договорных обязательств. В частности, ужесточены штрафные санкции за несоблюдение графиков и некачественное выполнение строительно-монтажных работ. В прошлом году подрядным организациям предъявили 171 претензию и начислили штрафы на общую сумму 20,7 млн рублей.
На что могут быть потрачены средства ремонтного фонда?
В соответствии с Жилищным кодексом РФ, перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме за счет средств Фонда капремонта включает в себя:
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
- ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
- ремонт крыши;
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
- ремонт фасада;
- ремонт фундамента многоквартирного дома.
Как наказывают должников?
В Воронежской области сохраняется высокий уровень собираемости взносов на капремонт. В 2021 году собираемость взносов на счет регионального оператора составила 104,8%. Этому способствует претензионная работа, которую Фонд капитального ремонта ведет с неплательщиками. В прошлом году региональный оператор направил мировым судьям и в Арбитражный суд Воронежской области 22,8 тыс. заявлений о взыскании задолженности с физических и юридических лиц на сумму 396,5 млн рублей.
Есть ли льготы на оплату капремонта?
Евгения Емельянова (из архива)
Да. В нашем регионе до 31 декабря 2024 года продлили действие дополнительной меры соцподдержки граждан, достигших возраста 70 и 80 лет. Так, одинокие неработающие собственники жилого помещения, достигшие возраста 70 лет, имеют право на 50-процентную компенсацию расходов на взносы, а достигшие возраста 80 лет – на 100-процентную. Семье, состоящей только из пенсионеров от 70 лет и старше, полагается компенсация в размере 50% от суммы взноса. Если же членам семьи исполнилось 80 лет, они получат 100-процентную компенсацию.
Семья, в которой совместно проживают неработающие пенсионеры старше 70 лет и инвалиды I или II групп, получит возврат платы за капремонт в размере 50%. В аналогичной ситуации, но если проживающие старше 80 лет, – в размере 100%.
Компенсация рассчитывается исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг:
18 кв. м общей площади жилого помещения – на одного члена семьи из трех и более человек;
42 кв. м общей площади жилого помещения – на семью из двух человек;
33 кв. м общей площади жилого помещения – на одиноко проживающего человека;
14 кв. м жилой площади – на одного человека, проживающего в коммунальной квартире.
Компенсацию можно получить при условии своевременной и полной уплаты взносов на капитальный ремонт. По всем вопросам, связанным с предоставлением компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, следует обращаться в органы социальной защиты по месту жительства.
Эффективный регион
из архива
В 2021 году Фонд капремонта стал участником проекта «Эффективный регион», реализуемого правительством области и ГК «Росатом». В Фонде реализовали два проекта для повышения эффективности процесса модернизации многоквартирных домов.
Так, в рамках проекта «Оптимизация процесса капитального ремонта многоквартирных домов» разработали регламент взаимодействия организаций, участвующих в капремонте жилфонда, – регионального оператора, подрядчиков, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и органов местного самоуправления. Регламент охватывает все этапы процесса капитального ремонта – подготовку к работам, проведение строительно-монтажных работ, а также приемку результата. Это позволит разграничить и зафиксировать зоны ответственности всех участников процесса капремонта, сократить потери времени на различных этапах проведения работ, улучшить координацию действий организаций, участвующих в капремонте. Кроме того, регламент поможет привлечь управляющие компании к подготовке домов к проведению капремонта и улучшить качество проектно-сметной документации.
Также Фонд разработал мобильное приложение «ФКР36 Онлайн» в рамках проекта «Оптимизация процесса выявления и устранения случаев некачественного выполнения работ по капитальному ремонту». Так жители многоквартирных домов могут взаимодействовать с Фондом и подрядчиками. Для старших по домам, уполномоченных представителей собственников предусмотрели дополнительный функционал мобильного приложения, позволяющий отслеживать технические характеристики дома, статус работ по капремонту, предусмотренные контрактом, – с указанием даты начала и завершения строительно-монтажных работ. С помощью интерактивной функции «Сообщить о проблеме» старший по дому может направить информацию и фотоматериалы в Фонд. Сообщение автоматически поступает в информационную систему регионального оператора АИС «ФКР» для рассмотрения сотрудниками технического контроля, а также на электронную почту подрядной организации. Отправитель сообщения также может отслеживать, какие меры приняты Фондом и подрядной организацией для устранения возникшей проблемы. Скачать мобильное приложение для iOS можно по ссылке в App Store.
Помимо прочего, идет работа над проектом «Оптимизация процесса надзора за проведением строительно-монтажных работ», в рамках которого ведется разработка мобильного приложения для сотрудников строительного контроля. Это связано с рядом проблем в работе привлекаемых организаций, осуществляющих строительный контроль. Приложение позволит сделать работу строительного контроля прозрачной и контролируемой, получать оперативную и достоверную информацию о ходе строительно-монтажных работ на многоквартирных домах. Планируется, что сроки предоставления информации о ходе работ в информационную систему АИС «ФКР» сократятся с 56 до 40 часов.
Довольны ли воронежцы капремонтом?
из архива
Приоритетное направление работы Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области – повышение качества строительно-монтажных работ, выполняемых подрядчиками. За последние два года приняли комплекс мер, направленных на усиление контроля за капитальным ремонтом на всех его этапах.
Во-первых, в договоры с проектировщиками внесли дополнения, которые ужесточают штрафные санкции, если проекты оказываются некорректными. Во-вторых, повысили ответственность подрядных организаций за ненадлежащее качество выполняемых строительно-монтажных работ или нарушение графиков производства работ. В-третьих, повысили ответственность организаций, осуществляющих строительный контроль.
По данным пресс-службы Фонда капремонта, эти и другие меры дали ожидаемый положительный эффект. Об этом свидетельствует динамика обращений граждан по вопросам, связанным с проведением капремонта. Если в 2019 году в Фонд поступило 1584 обращения, то в 2020-м – 725 обращений, а в 2021-м – 719 обращений: число жалоб снизилось вдвое. По всем обращениям принимались меры реагирования, подрядные организации устраняли замечания до завершения ремонтных работ.