В Воронеже стартовала первая смена обучающей программы для специалистов многофункциональных центров из Луганской и Донецкой Народных Республик. Образовательный практикум «Одно окно большой страны» организовали и инициировали активисты Общероссийского Народного фронта и Минэкономразвития. Открытие обучающего семинара прошло в правительстве Воронежской области в среду, 23 ноября.

Большой путь

Из народных республик в Воронеж прибыли 60 человек. Поделиться накопленным опытом с коллегами приехали сотрудники Минэкономразвития, АУ ВО «Институт регионального развития», специалисты МФЦ из Московской, Липецкой, Курской, Тульской областей. Обучающее мероприятие будет проходить три дня.

Открывая форум, заместитель председателя правительства Воронежской области Артем Верховцев отметил, что сейчас отделения МФЦ есть в каждом населенном пункте региона. Ежедневно они обслуживают более 10 тыс. человек.

– Большой путь, который мы проходили в течение десяти лет, вам придется пройти в очень сжатые сроки. Мы готовы вам помогать. Вам предстоит делать удобной жизнь граждан в ваших городах и селах, – отметил Артем Верховцев.

По словам директора департамента обеспечения качества предоставления государственных услуг населению и выполнения государственных функций Минэкономразвития РФ Елены Казмерчук, Воронежская область была выбрана обучающей площадкой неслучайно – сеть МФЦ в нашем регионе высоко оценивается на федеральном уровне и занимает лидирующие позиции.

– Воронежская область находится в числе регионов, которые в первых рядах внедряют трендовые проекты и практики, участвуют в пилотных проектах Минэкономразвития России. Кроме того, с начала проведения Всероссийского конкурса «Лучший многофункциональный центр России» (с 2014 года) регион 16 раз становился лауреатом, в том числе семь раз в качестве лучшего МФЦ России, четыре раза специалисты Воронежской области становились лучшими универсальными специалистами года. Региональная сеть насчитывает 268 подразделений. В Воронежской области в 40 офисах «Мои документы» развернуты секторы пользовательского сопровождения, созданы 93 рабочих места для граждан, – отметила Елена Казмерчук.

Один из инициаторов обучающей программы для специалистов из ДНР и ЛНР – Общероссийский народный фронт. Руководитель аппарата исполкома ОНФ Михаил Анисимов рассказал, что у организации много направлений работы на новых территориях России. Это и гуманитарная миссия, и работа фонда «Все для победы», в рамках которого активисты помогают бойцам на передовой. Наконец, ОНФ реализует проекты, связанные с поддержкой людей в их профессиональных областях. Например, летом ОНФ привозил учителей из ДНР и ЛНР в Сочи, в образовательный центр «Сириус».

– Сегодня мы работаем со специалистами МФЦ, потому что это те люди, которые на местах представляют власть. Они помогают жителям республик получать государственные услуги. Сейчас, когда мы объединились и стали одной большой страной, нам нужно помочь им сделать такие же МФЦ, как у нас. На создание системы центров «Мои документы» в России понадобилось 15 лет, а в ДНР и ЛНР их работу нужно наладить максимально быстро – чтобы граждане получали такие же качественные услуги, как у нас, – рассказал Михаил Анисимов.

Руководитель исполкома ОНФ Михаил Кузнецов подчеркнул, что на специалистов МФЦ в ЛНР и ДНР ложится гигантская нагрузка. Он отметил, что в период становления законодательства и правовой сферы на новых территориях России будет много проблем.

– Легкой линейной работы, которая сейчас происходит на территории всей страны, когда большая часть услуг оцифрована и оказывается очень быстро, сходу не получится. Народный фронт будет в этом помогать – чтобы каждый человек получил свой документ или с нашей общей помощью решил свою проблему, – отметил Михаил Кузнецов.

«Собираем документы по крупицам»

Механизм предоставления госуслуг в ДНР и ЛНР сейчас сильно отличается от привычного россиянам. В данный момент в республиках строится новая система органов госуправления. Местное законодательство приводится в соответствие с законодательством РФ. Неудивительно, что между МФЦ и исполнительными органами власти пока не налажено плотное взаимодействие. Поэтому и механизм работы центров «пробуксовывает».

Главный специалист центрального аппарата МФЦ Донецкой Народной Республики Анна Капанина рассказала, что работа МФЦ осложнена тем, что многие документы хранятся в бумажном виде, оцифровать их не успели. А некоторые архивы из-за боевых действий и вовсе не уцелели. Поэтому обслуживание жителей ДНР идет медленно.

Для сравнения: если в российских МФЦ специалисты оказывают населению порядка 300 госуслуг, то в Донецке – пока только 14. К тому же в многофункциональных центрах – сильная нехватка сотрудников. Так, в штат нужно набрать 1,2 тыс. человек, а сейчас там работают около 300. Анна Капанина отметила, что всего в ДНР 27 подразделений МФЦ.

– Я очень люблю свою работу, люблю помогать людям. Сейчас для нас самая большая проблема – Мариуполь. У людей нет абсолютно никаких документов – ни паспорта, ни свидетельства о рождении, ни документов, подтверждающих права на недвижимое имущество. Приходится поднимать архивы и собирать документы по крупицам, – поделилась Анна Капанина.

Другой уровень

Чтобы увидеть, как налажена работа у нас, для специалистов из ДНР и ЛНР организовали экскурсию по воронежским МФЦ. Одна из групп побывала в просторном офисе в здании Центрального рынка. Своей очереди клиенты здесь ожидают не больше 13−15 минут. Как и в других филиалах, в этом МФЦ есть смарт-зоны – зоны самообслуживания, где ту или иную госуслугу можно получить, сидя за компьютером. Все правильно оформить помогают консультанты.

– Мы разграничиваем потоки людей: кто-то обращается в «живые» окна обслуживания с операторами, а кто-то – в электронные. В рамках экскурсии мы показали нашим коллегам клиентский путь гражданина от получения талона на обслуживание до посещения окна обслуживания. Мы также показали смарт-зону и бэк-офис – здесь происходит обработка документов для передачи в органы власти, – отметила Ирина Семеренко.

Среди тех, кто ознакомился с работой передового офиса, были жительницы Луганска Татьяна Ганчерова и Виктория Мищенко.

Женщины рассказали, что сейчас жители ЛНР оформляют документы в центрах административных услуг при администрациях. Система МФЦ в республике пока не заработала в полном объеме. По словам Татьяны, сегодня специалисты ищут помещения под офисы. Многие подходящие помещения были разрушены во время боевых действий, поэтому перед тем, как оснастить их оборудованием, в них нужно провести серьезный ремонт.

– Впечатления от посещения МФЦ отличные. Мы не скоро сможем выйти на тот уровень, как у вас. Но будем к этому стремиться, – поделились Татьяна и Виктория.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».