Верная примета последних зим – если столбик термометра где-то в районе нуля, значит, совсем скоро праздник Крещения. А словосочетание «крещенские морозы», кажется, осталось в далеком прошлом. В этом году в ночь с 18 на 19 января в Воронеже местами сеял дождик, и потому те, кто пришел смывать свои грехи в крещенской купели, начинали намокать задолго до погружения в иордань. А все девять официально обустроенных в городской черте мест для омовения были на глаз даже малолюднее, чем в прежние годы.
Примерно за час до полуночи в главной городской купели у Адмиралтейской площади купальщиков было раз-два и обчелся, не считая немногочисленных групп поддержки. Людей в погонах – гораздо больше.
– «Успенка», «Успенка», я «Адмиралтейка», как слышно? Прием, – зашипело в одной из раций. – Сколько у вас человек?
– Человек двадцать ходит вокруг, а купаются двое или трое, – последовал ответ.
Так переговаривались сотрудники МЧС: напротив этой купели на Левом берегу водохранилища неподалеку от Успенского храма работала другая, также по полуночи оказавшаяся немноголюдной.
А вот немного ниже по водохранилищу в поселке Таврово (где, кстати, Петр Первый в 1700-м создал верфь), территориально относящемуся к Левобережному району города, казалось, было повеселее, чем в центре города.
Руководитель территориального отдела развития микрорайонов Масловка и Никольское администрации Левобережного района Воронежа Наталья Сурина возле купели подсчитывала всех, кто пришел окунуться.
– В 2022 году на Крещение у нас окуналось 273 человека, сколько будет сегодня – сказать трудно. Всего в поселке живет порядка 800 человек, но именно сюда, в купель на улице Корабельной, обычно торопятся и жители самого Таврово, и Масловки, и Никольского. Сегодня у нас для гостей приготовлен безалкогольный глинтвейн, и чай с пирожками, и другие угощения. У нас поселок небольшой, все друг друга знают, и атмосфера на всех праздниках по-настоящему семейная, – отметила Наталья Сурина.
Главной по пирожкам в этот вечер оказалась заведующая расположенной в Масловке городской библиотекой №18 Мария Визгалова.
– Напекла их три тазика, думаю, штук 250. Тут и с картошкой, и с вареньем. А чай на травах заваривала наша тосовская активистка Татьяна Шлыкова, – отметила Мария.
По словам сотрудников МЧС, дежуривших в этот вечер на льду, его толщина в месте купания составляла более 20 см, а чтобы без приключений дойти до купели, на лед была набросана солома. Рядом стояла отапливаемая палатка для обогрева, неподалеку в железной бочке полыхал костер – в общем, для купающихся было предусмотрено абсолютно все.
– Наша купель с деревянным дном, то есть купальщики стоят не на дне водохранилища, а на досках нижней кромки. Каждый год перед Крещением мы осматриваем ее, если надо – ремонтируем, – добавила Наталья Сурина.
Две девушки, сестры-близняшки Света и Наташа, после полуночи пришли на берег водохранилища. Но купалась только Света, а сестра руководила ее фан-клубом, состоящим из нескольких человек.
– Окунаюсь на Крещение уже четвертый год подряд, сестра мне сегодня компанию, увы, не составит, – отметила Света.
Другой активист зимнего оздоровления Роман купается в этот праздник почти 20 лет подряд. Одно из своих последних погружений в прорубь до сих пор не может забыть:
– Кажется, у кого-то из друзей тогда день рожденья был и мы прямо от стола в прорубь ныряли. Начали в 11 вечера, а закончили около 4 часов утра. Лично я к купели, кажется, подходов двадцать тогда сделал – и не заболел. Как-то перед Крещением в бассейне плавал, немного простыл, а через несколько дней в прорубь нырнул, и всю хворь как рукой сняло.