17 Ноября 2018

суббота, 20:49

$

65.99

74.90

«Стратегия-2035» – тост за все хорошее? Как будут развивать Воронеж

, Воронеж, текст — Евгения Полухина, фото — Михаил Кирьянов (из архива)
  • 1633
«Стратегия-2035» – тост за все хорошее? Как будут развивать Воронеж

Ключевые направления долгосрочного плана мэрии и их оценка со стороны.

Горадминистрация представила проект «Стратегия социально-экономического развития Воронежа на период до 2035 года». Эксперты мэрии работали над документом два года. Теперь он проходит публичное обсуждение. Предполагается, что «Стратегию» скорректируют с учетом всех замечаний. Что представляет собой план мэрии и как его оценивают депутаты, эксперты и общественники – в материале РИА «Воронеж».

Цели «Стратегии-2035»

В документе отражены сильные и слабые стороны города. Так, плюсы Воронежа в численности его населения, удобном транспортно-географическом расположении, развитом потребительском рынке, культурных традициях, научном потенциале и развитии системы образования. Минусы – в скромных зарплатах, низком уровне медобслуживания, проблемах с дорожной сетью и слабом развитии транспортной сферы и туризма.

Исходя из этих параметров, эксперты сформулировали генеральные цели «Стратегии» – достижение высокого уровня качества жизни, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.

Разработчики документа расписали основные направления развития по каждой сфере.

Развитие человеческого капитала

Руслан Стенюшкин(2).jpg
Фото – из архива

Здравоохранение

Мэрия намерена сформировать медицинский кластер, который объединит учреждения образования, здравоохранения и предприятия медицинской промышленности. Особое внимание уделят повышению удовлетворенности населения качеством медуслуг. Сейчас этот показатель на уровне 45%, а к 2035 году должен составлять 80%.

Развивать город будут как площадку для проведения спортивных соревнований. Предполагается, что к 2035 году систематически заниматься физкультурой и спортом будут 60% жителей, тогда как сейчас 38%. Добиться этого планируют за счет пропаганды и строительства инфраструктуры.

Результатом работы должно стать увеличение средней продолжительности жизни населения с 72,6 до 81 года к 2035 году.

Образование

Среди задач – строительство и реконструкция школ и детских садов. Результатом будет переход на односменное обучение к 2030 году, а также увеличение количества детей, занятых дополнительным образованием, – до 86% к 2035 году.

Разработчики уделили внимание созданию условий для инклюзивного образования, а также организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.

В приоритете – обеспечение достойного материального вознаграждения педагогам. Зарплата учителей и воспитателей должна быть не ниже средней по региону.

Вузы, по мнению разработчиков «Стратегии», должны уделять большее внимание созданию технопарков и кластеров. Предполагается увеличить число вузов, входящих в международные глобальные рейтинги (до трех к 2035 году). Также планируется рост контингента иностранных студентов.

Культура

В «Стратегии» стоит задача модернизировать материально-техническую базу учреждений культуры, провести их «цифровизацию». Количество мероприятий всероссийского и международного значения в данной сфере планируют увеличить до 10 к 2035 году. Внимание уделят приведению в порядок объектов культурного наследия. Предполагается, что к 2035 году в удовлетворительном состоянии будут находиться 98,4% объектов.

Кроме того, мэрия уделит внимание развитию туристической отрасли. В приоритете – продвижение культурных брендов Воронежа, поддержка событийного туризма. Также будут созданы городские визит-центры.

Соцзащита

Власти намерены снизить уровень социального сиротства и семейного неблагополучия. Добиться этого собираются за счет внедрения современных технологий работы с семьями в кризисе.

В планах – содействие развитию сети социальных учреждений для пожилых, инвалидов, женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, к 2035 году предполагается до 70% повысить доступность основных социальных и культурных объектов для маломобильных групп населения.

Развитие экономики

Шины-Pirelli_17.JPG
Фото – из архива

Высокотехнологичный промышленный комплекс

Проект «Стратегии» предполагает содействие созданию новых производств, распространению индустриальных технологий, а также модернизации действующих предприятий. Предполагается создание инженерной инфраструктуры на площадках, предназначенных для высокотехнологичных предприятий. Власти планируют провести инвентаризацию промышленных зон, чтобы выявить перспективные территории для реновации производств.

Внимание уделят налаживанию контактов с зарубежными образовательными и научными центрами, инновационным компаниям, а также активизации кластерной политики в промышленности и стимулированию спроса на местную продукцию (в том числе через систему госзакупок).

Предполагается поддержка инвестпроектов, реализуемых на воронежских промышленных предприятиях. Новых инвесторов привлекут при помощи участия в промышленных форумах, крупных выставках и конференциях. В городе хотят создать базу инвестиционных проектов и предложений.

Результатом должны стать увеличение инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования до 468,6 млрд рублей, рост производительности труда в промышленности до 13,7 млн рублей к 2035 году, а объема экспорта продукции – в два раза.

Информационные технологии

В «Стратегии» отмечено внедрение нового поколение сетей (5G), увеличение протяженности волоконно-оптических линий передачи и точек подключения к интернету, а также внедрение современных информационных технологий в различные сферы. Предполагается расширение сферы подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения.

Научно-инновационная сфера

Предполагается выделение дополнительных средств для поддержки проектов в таких сферах, как нанотехнологии, авиационная и космическая промышленность, биотехнологии и информационные технологии. Будут созданы инвестиционные площадки инновационно-технологического назначения.

Потребительский рынок

Власти собираются оказать содействие развитию многоформатной торговой инфраструктуры: должен расшириться объем ассортимента на рынках и ярмарках, будут развиваться площадки для жителей со средним и низким уровнем доходов. Результатом должно стать увеличение годового оборота розничной торговли до 1 178,97 млрд рублей к 2035 году.

Имущественные и финансовые отношения

Для эффективного использования муниципальных ресурсов, по мнению разработчиков, есть несколько инструментов. Среди основных – передача имущества неэффективных МУПов в концессию, переход на электронные процедуры закупок, вывод зарплат из «тени». Городские власти намерены договориться с региональными о возврате Воронежу полномочий по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена. Внимание также уделят выявлению бесхозяйного имущества и его оформлению в муниципальную собственность.

Воронеж как крупный деловой центр России

«Стратегия» ставит задачей создания условий для перехода офисов крупных компаний, в том числе иностранных, в Воронеж из Москвы и других городов. Для этого создадут деловой район с офисными центрами, выставочными пространствами, торгово-развлекательными и гостиничными комплексами.

Качество городской среды

+5 IMG_1762.jpg
Фото – из архива

Пространственное развитие

В этом направлении власти будут использовать транзитно-ориентированное развитие города (TOD). Речь идет о том, что объекты нового строительства будут возводить в шаговой доступности от остановок общественного транспорта. В планах также реновация застроенных территорий, в том числе промышленных зон. Площадки рядом с жилой застройкой будут использовать в качестве общественных пространств. Стратегия указывает и на необходимость оздоровления Воронежского водохранилища. Кроме того, муниципалитет примет участие в реализации программы развития воронежской агломерации.

Транспортная инфраструктура

В стратегии отражены основные планы горадминистрации, о которых чиновники уже неоднократно заявляли. Это создание скоростного рельсового пассажирского транспорта, строительство кольцевой дороги, транспортных развязок, мостов и путепроводов, дорог-дублеров основных магистралей. К 2030 году построят три транспортно-пересадочных узла.

Система станет интеллектуальной – появятся детекторы транспортного потока, «умные» светофоры, паркоматы, информационные табло, системы автоматизированного управления освещением, ГЛОНАСС.

В приоритете – развитие альтернативных видов транспорта (к примеру, велосипедов), обновление подвижного состава (ежегодно на 20% автобусов малой вместимости и 14% – средней и большой) и развитие сети уличной ливневой канализации.

ЖКХ

К 2035 году в эксплуатацию введут 12 млн кв. м жилья. Продолжится реализация программы расселения из аварийных домов. К концу программы благоустроят все дворовые территории.

Предполагается, что после реализации мероприятий мощности объектов коммунальной инфраструктуры и энергетики будут полностью соответствовать потребностям города. Этого добьются за счет строительства и реконструкции объектов электроснабжения, водоотведения, газоснабжения и теплоснабжения. Подвальные котельные будут ликвидированы. Завершится перевод котельных, использующих мазут, дизельное топливо или уголь, на экологические энергоносители. В городском хозяйстве, социальной сфере и экономике внедрят энергосберегающие технологии. Для организации бесперебойного теплоснабжения проведут «закольцовку» тепловых сетей. Кроме того, проведут цифровизацию ЖКХ – в деятельность жилищных и ресурсоснабжающих организаций внедрят цифровые технологии.

Экология

В планах – модернизация технологических процессов на предприятиях и коммунальных объектах, совершенствование механизмов сбора и утилизации отходов, ликвидация несанкционированных свалок.

Зеленые зоны объединят в единую систему, которая свяжет ландшафтные и исторические объекты города. Некоторые территории получат статус особо охраняемых. В итоге к 2035 году обеспечение горожан парками, садами и скверами составит 16 кв. м на одного жителя. В целом в городе будет 240 зон рекреации, находящихся в муниципальной собственности.

Замечания депутатов гордумы

сысоев.jpg

Александр Сысоев:

– В целом сам документ должен быть прикладным. Целевые показатели, индикаторы указаны минимально. Пока нет оценки документа как прикладного. Необходимо сузить направления во всех сферах. Тогда появятся вытекающие из стратегии программы.

Черкасов.jpg

Олег Черкасов:

– Основной момент «Стратегии» – синхронизация взаимоотношений между городом и областью. Особенно это касается системы транспорта. Чтобы оптимизировать улично-дорожную сеть, необходимо предусмотреть выделенные полосы для общественного транспорта. Следует развивать велоинфраструктуру – велодорожки и велопрокаты. В «Стратегии» указано развитие альтернативных видов общественного и индивидуального транспорта, но это конкретизировано. Указано строительство трех пересадочных узлов. Почему не больше? Нет ничего о перспективах развития парковочных пространств, в том числе подземных. В качестве цели отсутствует стимулирование граждан к отказу от частного транспорта в пользу общественного.

Оганезов.jpg

Сергей Оганезов:

– В документе есть цель – улучшение экологического состояния городского округа. Обозначено совершенствование структуры природного комплекса и создание экологического каркаса, озелененных территорий общего пользования. Способы достижения цели – модернизация технологических предприятий. Но я не заметил, чтобы где-то была указана необходимость строить заводы по утилизации отходов. Мы никогда не приведем среду в комфортное состояние, пока у нас есть свалки. Они вокруг всего нашего города, уже организованы в лесопосадках. В комиссию поступает много заявлений от граждан по этому поводу.

Александр Чистяков.jpg

Александр Чистяков:

– В «Стратегии» нет показателя «количество спортивных объектов на одного проживающего». По нему мы проигрываем практически 90% городам. Как мы при этом можем говорить об уровне комфортной городской среды? Указано, что к 2021 году необходимо достичь уровня охвата населения, которое занимается спортом, в 49%. Но вопрос: а где? Никто глубоко не рассматривал, как сделать детализацию развития сети спортивных сооружений. Районы города удалены друг от друга. В каждом должен быть свой коэффициент обеспеченности спортивными сооружениями на единицу населения, с учетом элемента шаговой доступности.

Мнения общественников

Бейлин.jpg

Илья Бейлин, соучредитель малого инновационного предприятия (МИП) «Урбанавтика»:

– «Стратегия» рассчитана по инерционному сценарию, то есть сохраняется тенденция, которая уже была. По определенным точкам строят перспективу будущего. В экономическом плане, наверное, риски учтены, но все сводится к тому, что город будет опираться на федеральное финансирование. На развитие каких-то своих перспективных компаний, судя по всему, город ставку не делает. Создается впечатление, что дальше нас будет ждать нарастание социальных проблем. В «Стратегии» указано, что будет много объектов социально-культурного значения, но у нас нет кадров, которые будут этими объектами заниматься. В целом, в документе слишком много цифр, за которыми не понятны перспективы.

Андрей Фурсов.jpg

Андрей Фурсов, руководитель реготделения общественного движения «Город и транспорт»:

– Любую стратегию можно написать, но вопрос в том, кто будет ее реализовывать, какие цели изначально перед ней стоят и какими ресурсами она обеспечена. Если какой-то из этих компонентов непонятен, то «Стратегия» остается формальным документом.

Цели и задачи можно детально расписывать, но стратегическое видение – это каким должен быть Воронеж. Образ будущего – город, в котором хочется жить. Современный, куда приезжают высококвалифицированные кадры, где остаются люди. На мой взгляд, цель должна быть такой. Все остальные мероприятия должны ей содействовать. Развитие транспорта, ЖКХ, привлечение инвестиций – все должно быть для того, чтобы людям было комфортно жить.

В генеральной цели звучит «улучшение делового климата». Для чего это? «Улучшение» не может быть целью, потому что это понятие невозможно измерить. Цель может быть только в том, чтобы людям было комфортно вести бизнес в этом городе.

иванищев1.jpg

Виталий Иванищев, гражданский активист: 

– В главе про гражданское общество нам обещают широкое вовлечение народных масс в принятие решений относительно развития города. Однако о каком вовлечении можно говорить, когда такой простой и понятный инструмент, как всенародные выборы мэра, отменен? Тут же сказано о привлечении людей на общественные слушания, но желание ходить на них у граждан все меньше и меньше. На слушаниях по отмене выборов мэра большинство участников высказалось за их сохранение. К проекту Остужевской дорожной развязки на слушаниях возник ряд вопросов, но ни один из них учтен не был. Развитие гражданского общества – это не просто вовлечение широких масс в обсуждение проблем, а принятие во внимание их мнения.

Относительно транспорта тоже все интересно. Предлагается снижать аварийность за счет строительства дорог и развязок. Однако давно известно, что строительство дорог аварийность лишь повышает. Причинно-следственные связи не соблюдены. Обещает нам «Стратегия» и почти 60 км линий рельсового транспорта, но главная проблема – это не форма, цвет и вместимость транспорта. Главная проблема в том, что у нас даже троллейбус – это маршрутка с рогами. Система планов, когда каждый водитель по факту является предпринимателем, – вот главное зло. Но ничего про реформу финансовой системы в общественном транспорте в документе я не увидел.

Резюмируя, скажу, что сама по себе идея стратегии достаточно хороша, но хотелось бы, чтобы декларативный документ был подтвержден конкретными «дорожными картами» по каждому пункту, иначе «Стратегия» останется тостом за все хорошее.

Литвинчук.png

Елена Литвинчук, председатель воронежской Контрольно-счетной палаты:

– По «Стратегии» темпы роста дохода бюджета к 2035 году увеличатся на 200%. Но показатели обеспеченности бюджета налоговыми и неналоговыми доходами без учета безвозмездных поступлений в документе скромнее. Это позволяет сделать вывод, что в основном у нас увеличение доходов будет происходить за счет безвозмездных поступлений, а с собственными доходами мы опять будем тормозить. Это грустно. Мне кажется, с этими цифрами нужно работать еще.

Отражен хороший показатель, к которому мы будем стремиться: среднемесячная номинальная заработная плата – увеличение к 2024 году на 65%, и еще в два раза к 2035-му. Согласно документу, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится почти в два раза. Это дает надежду на то, что мы достигнем показателя не только за счет людей с высокими доходами, но и со средними и низкими.

Вызывает вопросы образование. По «Стратегии» растет доля детей, которые обучаются в одну смену. Это влечет за собой увеличение количества школьников, занятых в допобразовании. Поэтому при формировании бюджета необходимо каждый год обращать особое внимание на увеличение расходов на физкультуру, спорт и культуру. Финансирование на эти разделы у нас архинизкое. То есть мы не сможем выдержать заявленных показателей, если у нас финансирование останется на прежнем уровне. Говорить о том, что у нас построят дополнительные учреждения физкультуры (даже за счет внебюджетных источников) при отсутствии земельных участков, – тоже лукавый план. 

×

Добавить издание «РИА "Воронеж"» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Больше интересного в вашей ленте
Читайте РИА Воронеж в Дзене

Главное на сайте

Вход
Используйте аккаунты соцсетей
Регистрация
Используйте аккаунты соцсетей
CAPTCHA
Не помню пароль :(
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: