Форсайт-сессия департамента аграрной политики на тему «Развитие племенного животноводства на территории Воронежской области как инструмента импортозамещения в АПК: перспективы, предполагаемые проблемы, пути их разрешения и точки роста» состоялась в Воронеже в среду, 15 июля. Отраслевые эксперты, ученые, селекционеры, владельцы хозяйств и чиновники обсудили, что необходимо для успешного развития в регионе племенного животноводства.
По данным областного департамента аграрной политики, в племенных хозяйствах Воронежской области разводят 18 пород сельскохозяйственных животных, птицы и рыбы. При этом регион является оригинатором по выведению красно-пестрой породы КРС (тип «Воронежский»), родиной орловской рысистой породы лошадей, свиней породы ландрас (Верхнехавский свинокомплекс).
Племенным животноводством в области занимается 41 организация, имеющая 59 свидетельств о регистрации в государственном племенном реестре.
Цель – конкурентоспособность
Модератор встречи, замруководителя автономного учреждения Воронежской области (АУ ВО) «Институт регионального развития» Ольга Хорошилова, предложила обсудить цели и задачи племенного животноводства в Воронежской области.
В 2019 году численность племенного маточного поголовья в молочном скотоводстве составила более 50 тыс. условных голов, в мясном скотоводстве – 9,4 тыс. голов, в свиноводстве – 8,3 тыс. голов. По сравнению с предыдущим годом произошел рост племенного поголовья. Но учредитель ООО «Селекционно-гибридный центр» Антон Пермяков считает, что для развития отрасли это не может быть самоцелью.
– Например, в свиноводстве увеличение численности племенного поголовья нужно лишь в той мере, в которой оно необходимо для производства. А цели у нашего предприятия совсем другие – рентабельность и конкурентоспособность. Мы хотим быть в тройке или пятерке лучших предприятий мира. Но в селекционной работе это невозможно без достижений науки, – уверен Антон Пермяков.
Племенным хозяйствам нужны современные лаборатории, где животные исследуются не по группе крови (это устаревший метод), а по ДНК. Оборудование для этих лабораторий дорогое, поэтому необходимо участие государства в его приобретении. Но главное – нужны специалисты, которые могут проводить такие анализы и работать с их результатами. По словам Пермякова, биоинформатиков только начинают готовить лишь в двух российских вузах.
– Необходимых специалистов можно подготовить из людей, имеющих дипломы биологов. Сегодня нужно говорить о ДНК-технологиях, иначе мы в селекции участвовать не сможем, – считает завкафедрой частной зоотехнии Воронежского государственного аграрного университета (ВГАУ) профессор Александр Востроилов.
Устаревшие стандарты
Для испытания племенных и продуктивных качеств животных нужны контрольно-испытательные станции – это повысит конкурентоспособность племенных хозяйств, слабые просто отсеются. ООО «Селекционно-гибридный центр» готово участвовать в создании такой лаборатории на региональном уровне.
Александр Востроилов добавил, что конкурентоспособность определяется качеством, а качество – стандартами:
– Нельзя отделить проблемы племенного животноводства Воронежской области от проблем всей страны. В России стандарты в племенном животноводстве у того же молочного скота не пересматривались более 50 лет, а в западных странах они пересматриваются каждые три-пять лет.
АО «Племпредприятие "Воронежское"» получает и реализует сперму быков-производителей для осеменения имеющегося поголовья как в Воронежской области, так и за ее пределами. Генеральный директор «Воронежского» Елена Волкова рассказала, почему им сложно конкурировать на мировом рынке:
– У нас есть объемы производства, качество, желание работать, но нет разработанной системы оценки, которой требуют крупные холдинги, ориентирующиеся на мировые стандарты.
Представитель ООО «ГК "Агроэко"» Анна Воронина согласна с коллегами:
– Конкурентоспособный бизнес покупает скот за рубежом, потому что у нас устаревшие стандарты, базы данных, племреестры. Без системных изменений мы не решим проблемы, несмотря ни на какие субсидии и компенсации. А если скот будет закупаться за границей, племенным животноводством нам заниматься будет невыгодно. Назрела необходимость внести изменения в устаревший ФЗ о племенном животноводстве или принять новый закон.
Сохранить отечественную селекцию
В молочном животноводстве бизнес выбирает чаще всего импортные породы: с 2000 года в Воронежскую область импортировано более 100 тыс. голов скота, и вообще, более 50% молочного поголовья – это импорт. Как и мясное: в регионе только одно стадо отечественной породы – казахская белоголовая. Остальное в большинстве своем – абердин-ангусская порода американской и австралийской селекции.
Но это не значит, что от отечественных пород нужно отказаться. По мнению экспертов, уменьшение и упрощение генетического разнообразия – тупиковый путь, он ведет к снижению конкурентоспособности. Федеральным племрепродуктором по разведению КРС местной красно-пестрой породы является ООО «Нижнекисляйские свеклосемена» в Бутурлиновском районе.
– Племенные предприятия бьются за отечественную селекцию, идет работа на уровне ВНИИплема по сохранению отечественных пород. Например, наши клиенты в Якутии заинтересованы именно в породах отечественной селекции, так как они хорошо приспособлены к суровым климатическим условиям, трудностям содержания и кормления, – рассказала Елена Волкова.
В то же время импорт племенного скота на протяжении многих лет привел к тому, что теперь мы не зависим от него.
– За последние годы и в Воронежской области, и в других регионах созданы сильные племенные предприятия, задача которых – сохранять и развивать достигнутое, не отставая от конкурентов. Они должны давать нужный процент качественной генетики – поголовья, которое обеспечит товарные стада растущим воспроизводством, – отметил учредитель ООО «ЭКО продукт», советник губернатора Анатолий Спиваков.
Животноводство – в приоритете
В структуре сельского хозяйства именно животноводство должно быть в приоритете: ведь оно дает рабочие места, задействует пустующие земли и в итоге приносит прибыль.
– У нас пустуют тысячи гектаров сенокосов и пастбищ, а много плодородных земель засеяно подсолнечником вместо кормовых культур. Доходы в бюджет от животноводства возрастают дважды и трижды после переработки. Не случайно приоритет в государственной программе – резкое увеличение производства продукции животноводства. В свиноводстве у нас достаточно мощностей, в молочном и мясном – супердостаточно. Нужно это структурировать, сохранять и развивать, – убежден Анатолий Спиваков.
Парадоксальным советник губернатора считает тот факт, что в этом году государство поддержало товарное поголовье субсидиями в полтора раза больше, чем племенное.
– Дают 8 тыс. рублей на племенную голову, а на товарную – 13 тыс. Что делать с племенным поголовьем – переводить в товарное? Так через несколько лет мы придем к замусоренности поголовья, особенно в мясном производстве. А именно мясное скотоводство нужно сегодня населению. Многие берут бычков в подсобное хозяйство, особенно в этом году, – отметил Спиваков.
Начальник отдела развития животноводства департамента аграрной политики Воронежской области Дмитрий Изюмов объяснил, что с 1 января Министерство сельского хозяйства ввело новый вид поддержки животноводства: раньше была единая субсидия, а теперь она разделилась на компенсирующую и стимулирующую. Племенное животноводство получает только компенсирующую субсидию, а мясное – и ту, и другую. Чтобы устранить этот перекос, правительство области обратилось по поводу субсидирования племенного поголовья в Минсельхоз.
В протокол форсайт-сессии ее участники внесли несколько конкретных предложений, которые передадут в Минсельхоз.
– Племенное животноводство должно развиваться на государственном уровне, ведь только государству по силам разработать структуру и требования к участникам, оснастить лаборатории, добиваться соответствия на уровне мировых требований, владеть информацией о селекции в мире и доносить ее до всех. Сегодня бизнес опережает государство, перенимая новшества мирового животноводства, но, получается, частно и точечно, это не решит наших проблем, – считает Анатолий Спиваков.