Пятый предпринимательский форум имени Вильгельма Столля стартовал в Воронеже в четверг, 23 мая. В преддверии главного бизнес-события региона самые опытные участники премии, много лет работающие в бизнесе, рассказали РИА «Воронеж», как нашли свое дело.
Игорь Бойченко, основатель и генеральный директор Группы компаний «РЕЛЭКС»
– Свое дело мы с группой единомышленников начали в 1990 году. Уже совсем скоро, 2 июля, мы отметим 29-летие компании. Наш бизнес начинался по полной классике романтики молодого предпринимателя: без крыши над головой, без спонсоров, без финансового капитала. Только наши головы и связи. За 15 лет в сфере IT за нами закрепилась хорошая репутация, с нами остались наши старые клиенты и партнеры, появились новые, в том числе зарубежные.
В выборе профессии я не сомневался никогда. Высокие технологии – это то, что меняет мир каждый день. А базы данных и управление данными – это всегда актуальная область. Меняется жизненный цикл продуктов, меняется сама парадигма СУБД, появляются новые тренды в IT. Но тема управления данными будет востребована всегда. Технологии баз данных – это наукоемкий проект, который имеет безусловное стратегическое значение как для отечественной школы в IT-индустрии, так и для государственной независимости и состоятельности.
На мой взгляд, IT – это не мода. Это двигатель и источник формирования новой эпохи, новой формации, основа новой научно-технологической революции. Это наше сегодня и завтра. Здорово, что сейчас в этой отрасли себя самым лучшим образом показывает молодежь. Это подтверждает мою мысль – высокие технологии формируют новое поколение специалистов, без которых прогресс уже невозможен. И в то же время сфера высоких технологий – одна из немногих, где забываешь про возраст. Если ты живешь этим делом, то все годы – 30, 60, хоть 100, – это каждодневная учеба и саморазвитие. Я тоже учусь у молодых, чтобы быть на уровне в своем деле.
Сейчас перед компанией «РЕЛЭКС» стоит серьезная задача. Меняется сам ландшафт нового поколения IТ-индустрии. Требуется четкое позиционирование как в продуктовом направлении, так и в области заказной разработки. Задача понятна в целом, но главная сложность – в реализации.
Для меня это не просто бизнес. IT для меня новая ступень эволюции, как я могу этому противостоять? Нет, конечно! И потом, это же безумно интересно. Так, что и сам до конца не знаешь, насколько.
Ольга Дмитриева, «Обойный мир»
– В мае 1990-го я родила третьего ребенка, сразу получила статус многодетной, а вместе с ним и ответственность за детей, за их будущее. Сложные были времена для всех. Нужно было выживать, было очень четкое осознание, что надеяться можно только на самого себя. Тогда вся страна превратилась в один большой рынок. Если сравнивать, то это как чистое поле, в любую сторону можно было идти, выбирай свою тропинку и притаптывай! Вот я ее уже 20 лет и притаптываю, а тропинка эта давно в дорогу превратилась. Кого куда, а меня к обоям судьба «прибила». Был в то время Сыктывкарский целлюлозно-бумажный комбинат, у него был цех по производству обоев, вот оттуда мой первый контейнер и приехал. В то время много чего в дефиците было, обои в том числе, так что продался этот контейнер быстро.
Стартовали мы все практически одинаково, только это как в спорте: кто-то спринтер, а кто-то, как я, марафонец. Бегу эту свою предпринимательскую дистанцию, а жизнь вокруг с такой быстротой меняется, что аж дух захватывает! Иногда сложно, непонятно, а иногда очень даже интересно! Я люблю свои обои, потому что есть огромная надежда, что обустроят люди жилье, наведут красоту, уют, и их жизнь тоже станет лучше, гармоничнее. На внешнюю красоту обязательно и внутренняя, душевная красота отзовется. Значит, и отношения среди людей будут терпимее и добрее. Пусть на самую малость, но делать мир вокруг нас лучше – это то, ради чего можно жить и 20 лет пробивать дорогу к сердцам моих покупателей.
Александр Сухарев, ИП Сухарев, «Кедровый домик»
– Я начинал с продажи кедровых орехов в 2011 году. Меня всегда привлекала тема экологически чистых продуктов, без химии, без примесей, без добавок «Е», без консервантов. То, что мы продаем, соответствует, если можно так сказать, советскому качеству. Это чистые продукты, полезные для людей. Мной всегда двигало желание помогать другим. Почему мой выбор пал на кедр? Потому что это дерево-доктор. Во всех кедровых продуктах – столько пользы! Мы делали кедровое масло, продавали кедровый жмых, сам орех. Сначала мы все это пробовали на себе, а потом уже предлагали людям. К сожалению, наш народ пользу кедра до конца не понял или мы не смогли ее до конца донести.
Так или иначе, постепенно мы перешли на другие товары из этой же сферы – стали торговать полезными пряниками, натуральным зефиром собственного производства, бездрожжевым хлебом на ржаной закваске. Мы выбираем только ту продукцию, в которой действительно нет никаких вредных примесей, состав максимально простой и понятный любому.
Да, мы пошли сложным путем. Наши люди привыкли к вредным продуктам. Точнее, они привыкли покупать, не глядя. Не читая состав, не задумываясь о последствиях. А продукты, у которых в составе вся таблица Менделеева, и стоят дешевле, и доступны во всех магазинах. Но я с моральной точки зрения не мог заниматься этим. Мне надоело видеть, как люди тратят в аптеке тысячи, зато покупают пряники по 80 рублей. Поначалу я и сам долгое время стоял за прилавком и объяснял людям, в чем разница, показывал состав наших продуктов, рассказывал, какую пользу они несут. Я спрашивал: «Вас не смущает, что у нас аптеки через каждые 100 метров? Вам не жалко спускать всю пенсию на лекарства?». Ведь гораздо выгоднее вкладываться в свое здоровье и поддерживать его, пока оно еще есть. Прислушивались ко мне не все, хотя многие все-таки соглашались. К счастью, сегодня эта тема с натуральными полезными товарами – в тренде. Но сейчас перед нами стоит задача найти рынок сбыта нашей продукции. Пока он у нас в городе еще очень узкий.
Вячеслав Жикунов, глава крестьянско-фермерского хозяйства
– Мой бизнес существует уже 25 лет. Разве мог я выбрать что-то другое в то время? Я тогда работал в сельском хозяйстве – был инженером, механиком по автопарку. Поэтому и начал развивать это направление как частный бизнес. В то время мы устали от всего общего. Когда начинал, было много видов деятельности – овощеводство, зерноводство, животноводство. Открывал кафе, магазины. Но потом бросил все это – оставил только сельское хозяйство, именно в овощном направлении – мне это больше нравится.
Конечно, было много несправедливости. У меня много энергии было – я видел, как работает колхоз, как он рушится. Но свое я взял, я здесь работаю, здесь работает и моя семья. Каждый день у меня нет ощущения, что я иду на работу. Я просто живу в удовольствии, когда я работаю. Здесь все мое, моими руками создано. Начиналось все с нуля, а сейчас есть своя база, свои теплицы, техника, люди. Конечно, главное – люди, все от них зависит.
Виктор Пустовалов, ООО «Специализированная электрохимическая лаборатория»
– В этом году наша компания отметит 20-летие. Почему мой выбор пал на эту сферу, сам толком объяснить не могу. Просто однажды столкнулся с ней, заинтересовался и решил заниматься этим. Конечно, меня всегда привлекал не столько бизнес сам по себе, сколько научная сторона дела. Тема эта довольно необычная. Мы создаем медицинское оборудование, которое производит растворы, обладающие уникальными свойствами. Так, раствор «анолит» уничтожает все патогенные микроорганизмы и, в отличие от дезинфицирующих средств, к этому раствору микроорганизмы не могут адаптироваться. Это свойство породило его обиходное название «Мертвая вода».
«Католит» – второй раствор, получаемый на нашем оборудовании, обладает биостимулирующими свойствами. Растения, которые поливают этим раствором, начинают быстрее развиваться, образуют мощную корневую систему, быстрее растут. У животных, пьющих «католит», стимулируется иммунная система. Они становятся более стойкими к инфекциям. За эти свойства этот раствор в быту называют «Живой водой». Получаемые на нашем оборудовании растворы изучаются более 15 лет в Воронежском медицинском университете. Проводятся научные исследования. Получены очень интересные результаты, позволяющие сделать вывод о перспективности этих растворов и создании принципиально новых фармакологических препаратов. Сейчас мы совместно с НИИ океанологии проводим научные исследования применения растворов, получаемых на нашем оборудовании, для защиты прибрежной акватории Черного моря от чужеродных микроорганизмов.
На мой взгляд, деятельность, которой занимаемся мы, должна находиться не в частных руках, а в государственных. Но сейчас в целом промышленность в России в таком состоянии. Заводы, на которых работали десятки тысяч человек, сегодня держат в штате от силы несколько сотен сотрудников или вообще стоят без дела. Но вне зависимости от этого одна из наших целей – развивать эту область. Мы занимаемся научной деятельностью и сохранением уникальных разработок, а это то, от чего зависит прогресс всей страны.