, Воронеж
  • 15191

«Нос живет своей жизнью». В Воронежской филармонии прошла премьера детского мюзикла «Буратино»

В основе постановки – сказка Алексея Толстого и советский кинофильм
«Нос живет своей жизнью». В Воронежской филармонии прошла премьера детского мюзикла «Буратино» «Нос живет своей жизнью». В Воронежской филармонии прошла премьера детского мюзикла «Буратино»
РИА Воронеж Текст — , фото — Наталья Трубчанинова

Он доброй сказкой входит в дом и с детства каждому знаком – решили создатели первого в Воронеже детского мюзикла «Буратино», когда выбирали произведение для этой постановки. Сказку Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» очень любят в нашей стране, а песни из одноименного кинофильма 1975 года знают наизусть все родители. Режиссер Александр Зыков объединил оригинальную сказку с киношными композициями: на выходе получился веселый, динамичный, местами ностальгический музыкальный спектакль о дружбе, чести, детских мечтах и большом счастье. Премьерный показ «Буратино» состоялся в Воронежской филармонии в четверг, 8 апреля.

В мюзикле задействовано 20 актеров: половина из них – взрослые профессиональные артисты филармонического проекта «Музыкально-литературный лекторий», и десять юных дарований в возрасте от 6 до 13 лет. Начинающие артисты – воспитанники разных местных вокальных и театральных студий, школ искусств. Коллектив лектория достаточно опытный в работе с детским репертуаром, на сцене филармонии дети тоже участвовали в нескольких разовых постановках. Но чтобы дети на равных играли со взрослыми – такого здесь еще не было.

– Из всех форматов выбрали мюзикл, потому что это яркий, зрелищный жанр, современный и перспективный, новый для Воронежской филармонии и нашего города в целом. А с поиском сказки у нас особых вариантов и не было. История про Буратино увлекательная, музыка Алексея Рыбникова из фильма – прекрасная, – отметила худрук филармонии Ирина Авралева.

На самом деле мюзикл «Буратино» должен был выйти двумя годами ранее. К его постановке режиссер Александр Зыков приступил еще в 2019 году. Прошедшие кастинг ребята уже вовсю репетировали, было задействовано даже два детских состава. Но премьера не состоялась из-за начавшейся весной 2020 года пандемии коронавируса. Проект пришлось заморозить. Вернулись к нему только в конце 2021 года. За это время юные артисты выросли, нужно было искать новых.

– Мюзикл подготовили за очень короткий срок, репетиции последние две недели длились по шесть−семь часов и были весьма энергозатратными. По ходу драматургической линии приходилось что-то менять, добавлять. Ребята – молодцы, справились! Хотя поначалу еле выдерживали 1,5 часа, наш Буратино после репетиций без сил просто падал на пол. Малышам-лягушатам было еще сложнее, они пока не умеют долго концентрировать внимание, быстро устают и отвлекаются. Тем не менее за это время наши юные друзья стали более натренированными и профессионально подготовленными. Можно сказать, они прошли взрослую школу актерского мастерства, причем совершенно бесплатно, – рассказал Александр Зыков.

В филармонии всем известно, что Александр Николаевич режиссер очень строгий, требовательный, порою вспыльчивый, но всегда справедливый. В работе с детьми, по его признанию, он придерживался своей тактики – спрос с них был как со взрослых артистов.

– Я могу быть всяким руководителем, но накричать на детей никогда не смогу. Они мне тут все как правнуки. Энергетика от них идет такая светлая, что я даже иногда тихонечко в зале плачу, – признался он.

Исполнительница роли Мальвины 11-летняя Анна Самодурова подтвердила: если Зыков и ругался, то по делу.

– Мы понимали, что Александр Николаевич отчитывает нас за ошибки, чтобы спектакль получился хорошим и прошел на ура. Больше доставалось за нашу невнимательность: не вовремя поклонились, не туда цветы положили. Вообще, до встречи с Александром Николаевичем я мечтала стать актрисой, а потом поняла – буду режиссером! А может, передумаю и стану дирижером, – рассуждала девочка.

Пьеро в постановке играет 11-летняя Маша Кудрявцева. По словам девочки, сначала она немного расстроилась, что ей досталась мальчуковая роль. Но потом привыкла, и стало даже интересно. Правда, к тому, что влюбленный поэт – все-таки мужского рода, долго не мог привыкнуть Буратино – Кирилл Бахтин. Обращаясь к Маше-Пьеро, вместо фразы «А ты это видел?», он постоянно твердил: «А ты это видела?». Путаница с женскими окончаниями настолько надоела всей труппе, что в какой-то момент Маше решили рисовать на репетициях усы. К счастью, грим не понадобился: Кирилл справился с собой и стал разговаривать с Машей-Пьеро как с мальчиком.

Как исполнителю главной роли, 10-летнему Кириллу пришлось, конечно, трудно: текста, песен, танцевальных движений ему нужно было выучить больше всех. Мало того: он запомнил слова остальных артистов! Если кто-то забывает свою партию, Кирюша непременно подскажет. Хотя сам, бывает, тоже «косячит»: то не вовремя вступит в песне, то не той стороной золотого ключика пытается открыть дверцу в нарисованном очаге.

– Самая большая наша головная боль – это накладной нос Буратино, который Кирилл постоянно теряет. Не будет носа – не будет спектакля. Уже вся филармония в его поисках участвует! То уборщица на полу между креслами подберет, то вахтерша где-то заметит и принесет. Перед премьерой даже специальный футляр для него сделали, чтобы точно не потерялся. Но такое ощущение складывается, что нос живет своей жизнью. А вообще за два месяца репетиций чего у нас только не было: золотой ключик ломался, домра Пьеро раскалывалась, каблуки на сапогах Карабаса Барабаса отваливались. Нормальный творческий процесс, – со смехом заметила Ирина Авралева.

Настоящим украшением спектакля стали яркие декорации и большой мультимедийный экран, с помощью которого герои оказываются то в старенькой коморке Папы Карло, то в театре кукол Карабаса Барабаса, то на мрачном поле чудес или в зеленом болоте Черепахи Тортиллы. Оборудование, реквизит, пошив костюмов стали возможны благодаря финансовой поддержке областного благотворительного вечера «Рождественские встречи», который ежегодно проходит в Воронеже под патронатом губернатора Александра Гусева.

Также в постановке мюзикла непосредственное участие приняли родители юных артистов. Мамы и папы разучивали вместе с детьми слова, помогали с реквизитом и костюмами. Даже придумали чешки раскрасить в тон сценических нарядов.

– В штате филармонии нет костюмера, гримера, парикмахера, как в театрах. А в нашем мюзикле только у лягушат пять смен костюмов. Кто им будет помогать переодеваться? Правильно – родители! У нас вообще очень хороший родительский клуб собрался. Они сами все организовывали, на репетициях стояли за кулисами и записывали мои реплики в блокноты, делали себе какие-то ремарки, проверяли за детьми каждое предложение и поправляли, если не так произнесли. Было непросто свести всех детей на репетиции, некоторые ведь учатся во вторую смену. Поэтому почти на каждой репетиции была «дырка» – кто-то из героев отсутствовал. Знаю, что кое-кто из ребят ради репетиций прогуливал школу. Да что там дети! Родители тоже прогуливали работу! – раскрыл секрет Александр Зыков.

Взрослые артисты также подключились к «украшательству» спектакля. Елена Старкова, играющая Лису Алису, принесла из дома солонку и лейку в качестве реквизита. А Артур Гурьев (Дуремар) выудил из недр своего шкафа бандану. По его словам, изначальный головной убор Дуремара был похож на колпак гномика и не очень вязался с характером дурачковатого продавца пиявок. Бандана осовременила образ, к тому же по цвету идеально подошла к костюму.

Финал мюзикла кому-то может показаться недосказанным, а маленьким зрителям, не знакомым с произведением или советским фильмом, вовсе непонятным. Александр Зыков объяснил, что существует множество версий финала «Золотого ключика», каждый режиссер трактует содержимое за холстом с нарисованным очагом по-своему.

Мюзикл "Буратино"

Автор - Наталья Трубчанинова

– Финал загадочный, он открывает героям другой, новый мир, где нет Карабаса Барабаса, Дуремара, мошенников Лисы Алисы и Кота Базилио. За дверкой в коморке спрятано ведь не материальное, а духовное. Не даром в сказке говорится, что счастье не в деньгах. Иногда на рождественских праздниках в конце спектакля о Буратино появляется Иисус Христос – как символ веры. В других версиях герои «Золотого ключика» пришли к коммунизму или пионерии. По фильму так вообще революция случилась: бьют часы, рушится лестница, появляется новый кукольный театр. В Советском Союзе на одной из грампластинок с этой сказкой рассказчик в конце говорил: «И попали наши герои в СССР».

Следующий показ «Буратино» запланировали провести к Дню защиты детей. Не исключено, что в новом театральном сезоне мюзикл войдет в постоянный репертуар филармонии.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: