, Воронеж
  • 11586

Нехватка площадок, избыток энтузиазма. Как в Воронеже развивается киберспорт

Пока активные игроки не могут победить бюрократию.
Нехватка площадок, избыток энтузиазма. Как в Воронеже развивается киберспорт Нехватка площадок, избыток энтузиазма. Как в Воронеже развивается киберспорт
РИА Воронеж Текст — , фото — из архива; со страниц спикеров в соцсетях

Чемпионат России по компьютерному спорту-2020 стартовал в онлайн-формате в субботу, 18 апреля. В региональных этапах турнира приняли участие более 20 тыс. человек. Воронежцев на чемпионате России не оказалось – официальный региональный турнир не состоялся, и департамент физической культуры и спорта не смог утвердить состав команды, которая представила бы область на федеральных соревнованиях. Почему так вышло и как молодой вид спорта развивается в регионе, разобрался корреспондент РИА «Воронеж».

Почему компьютерные игры признали спортом?

Россия первой в мире признала киберспорт официальным видом спорта – это произошло в 2001 году. Спустя пять лет компьютерный спорт из официального реестра исключили. Занимавший тогда пост министра спорта Вячеслав Фетисов объяснил это нехваткой зарегистрированных физкультурно-спортивных объединений и официальных соревнований. Однако летом 2016 года киберспорт вернулся во Всероссийский реестр.

По логике сторонников киберсостязаний, значительная часть видов спорта вышла из народных игр, такие корни есть у большинства командных соревнований. Если все они, включая шахматы, официально признаны, то киберспорт ничем не хуже. К тому же он точно популярнее, чем зафиксированные во Всероссийском реестре видов спорта айсшток, корфбол, петанк и регбол.

Современный киберспорт за последние пять-семь лет превратился в индустрию. Каждый из участников рынка имеет возможность заработать – создатели игр получают новых потребителей своей продукции, организаторы турниров продают билеты и права на трансляции, стриминговые платформы и телеканалы продают рекламное время, участники соревнований привлекают спонсоров и бьются за призовые, а букмекеры предлагают стремительно растущей аудитории делать ставки. При этом людей привлекают демократичность киберспорта и прозрачность системы проведения соревнований.

О популярности молодого вида спорта говорят призовые фонды крупных соревнований: команда-победитель топ-чемпионата The Intarnational получила 14,6 млн долларов, в то время как триумфатор теннисного турнира US Open заработал 3,9 млн.

– Давайте посмотрим на определение спорта высоких достижений. Это систематическая длительная подготовка и участие в соревнованиях с целью достижения максимально возможных результатов. Подготовка в киберспорте есть, соревнования – тоже. Другое дело, что мы привыкли к лозунгу «Быстрее! Выше! Сильнее!». Поэтому я бы сравнил киберспорт с шахматами – это интеллектуальный вид спорта, – поделился мнением член правления воронежского отделения федерации компьютерного спорта России Андрей Волин.

Кто продвигает киберспорт в Воронеже?

Андрей Волин с детства любил командный шутер Counter-Strike и застал эпоху «компов» – клубов, которые открывались в полуподвальных помещениях в каждом районе города. Компьютеры тогда были не во всех домах, и возможность поиграть в Сети с друзьями и знакомыми привлекала многих подростков.

– Соревнования были захватывающими. В клубе ты всех знаешь в лицо, никаких призовых не нужно было – сама по себе победа была важнее всего. А в 2013 году, работая администратором в одном из клубов, я увидел, как зарождается индустрия. Большие компании исследовали зависимость количества продаж от проведения соревнований под их эгидой, стали появляться турнирные операторы, которые создавали соревнования с региональными квалификациями. Началось какое-то движение в регионах, поэтому я заинтересовался еще сильнее. Я понял, что хобби может стать профессией, – рассказал Андрей Волин.

Отучившись в ВГТУ на спасателя, молодой человек решил связать жизнь с компьютерным спортом. Играл на профессиональном уровне, затем сосредоточился на менеджменте в этой сфере. Андрей провел два CIS чемпионата Voronezh CUP в Воронеже по дисциплине Counter-Strike: Global offensive и, взяв кредит, построил с друзьями клуб Escape eSports place.

В регионе есть несколько игроков-профессионалов. Богдан xsepower Черников выступает за киберспортивный клуб forZe в CS:GO, Владислав DkFogas Фролов защищает цвета организации Winstrike в Dota 2. А команда WEPLAY с тремя воронежскими игроками стала третьей на чемпионате России – 2018 по виду программы CS:GO. Один из игроков этой команды, Андрей treaNt Голубев, в 2015 году в составе именитой организации Vega Squadron занимал второе место в чемпионате России, который по факту был чемпионатом СНГ. Именно победы побудили Голубева после окончания ВГТУ сосредоточиться на развитии карьеры игрока.

– Считаю себя профессионалом в своей киберспортивной дисциплине, если судить по количеству знаний в этой сфере, опыту участия в различных соревнованиях и турнирах. Открытый вопрос только в том, что это должно обеспечивать жизнь, но здесь все зависит и от упорства человека, как он идет к своей цели,  и от команды единомышленников. Конкуренция очень высока, а организаций, понимающих, как правильно развивать команду, медийность игроков, сколько давать времени на развитие команде, к сожалению, не так много. Даже в самых небольших киберспортивных организациях стартовые зарплаты начинаются примерно с 500 долларов и, соответственно, растут в зависимости от того, насколько успешна команда, к этому добавляются призовые деньги с чемпионатов, – признал Андрей Голубев.

По словам игрока, подготовка киберспортсменов к соревнованиям не уступает в скрупулезности той работе, которую проделывают приверженцы более привычных для публики видов спорта.

– Тактические тренировки могут быть разные. Например, берется повтор матча соперников, и происходит разбор их игры. Обращаешь внимание на то, что они любят делать, обсуждаешь, как этому можно противостоять или подстроиться. В командах разные роли, и иногда можно выделить какую-то линию поведения, скажем, снайпера и договориться, как ему мешать, разрушая стратегию соперника. Нужно не забывать и об общефизической подготовке, могу отметить большое количество людей в отличной физической форме, игравших или продолжающих играть на высшем уровне. Думаю, что в топ-организациях игрокам могут даже прописывать в контрактах пункты, обязывающие их посещать тренажерные залы, – сказал киберспортсмен.

Что мешает развитию киберспорта в Воронеже?

В 2019 году официальных соревнований по компьютерному спорту в регионе не было. Такие турниры могут проходить на зарегистрированных спортивных объектах либо в специально оборудованных местах, которые должны соответствовать требованиям безопасности. Справиться с бюрократией энтузиасты не смогли.

– Из существующих объектов нам мало что подходит по инфраструктуре. Даже если какие-то подходили, владельцы боялись проводить областные соревнования на своей площадке из-за возможности получить штраф. Опасаемся этого и мы, к тому же есть требование об обязательном присутствии медперсонала на соревнованиях – хотя это абсурдно в случае с нашим видом спорта. Масштабное мероприятие провести непросто и из-за высоких технических требований к площадке. Но неофициальных чемпионатов мы провели около 50. Надеемся, в регионе появится некий областной киберспортивный клуб, тогда проводить официальные соревнования будет проще, – признал член правления воронежского отделения федерации компьютерного спорта России Андрей Волин.

По словам Волина, влияет на ситуацию и нехватка менеджеров, которые могли бы превратить отдельные соревнования и перспективных киберспортсменов в цельное движение. Пока энтузиасты не научились создавать медиаконтент, который привлек бы зрительскую аудиторию. А именно нехватка публики пока не позволяет выстроить долгосрочные отношения регионального отделения ФКС со спонсорами.

– Когда проводим турниры по Dota 2 и CS:GO, чувствуем запрос аудитории. И с появлением официального юридического лица мы смогли провести ряд образовательных программ совместно с департаментом образования, науки и молодежной политики, молодежным правительством и областным молодежным центром. Также открытие отделения федерации позволило нам взаимодействовать с различными структурами, например университетами. Если решим проблему с отсутствием подходящей по всем параметрам площадки, киберспорт будет развиваться у нас гораздо быстрее. Единственное преимущество Москвы – внимание, которое столичные вузы уделяют нашему виду спорта. У ребят есть возможность попасть в студенческую команду, которая бесплатно тренируется в хороших условиях. Проявляя себя на студенческих соревнованиях, игроки получают шанс приглянуться топовым организациям, которые могут взять их на контракт. Но и наши вузы стали интересоваться киберспортом, так что потенциал у города хороший, – заметил Волин.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: