, Воронеж
  • 14810

Неизвестные герои. Как 233-й конвойный полк НКВД защищал Воронеж

Михаил Вольский написал книгу о подвигах оборонявших город чекистов.
Неизвестные герои. Как 233-й конвойный полк НКВД защищал Воронеж Неизвестные герои. Как 233-й конвойный полк НКВД защищал Воронеж
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

В конце 2019 года сотрудник Воронежского института ФСИН, кандидат исторических наук Михаил Вольский, к 75-летию Победы издал книгу «Подразделения НКВД СССР в битве за Воронеж (1942 г.)». В ней он повествует о малоизвестной странице военной истории – участии бойцов 233-го конвойного полка НКВД в боях за Воронеж в июле 1942 года. Автор книги рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», откуда был этот полк и какими героями прославился.

Работа с источниками

Михаил Вольский задумал написать книгу о деятельности НКВД во время войны еще пять лет назад. Инициативу поддержал начальник института, полковник внутренней службы Сергей Выхорь.

– Ко мне подошли ребята-курсанты и спросили о роли НКВД в боях за Воронеж. Мы начали искать информацию по этому вопросу, но в библиотеках и Государственном архиве Воронежской области почти ничего не нашлось. Пришлось обратиться в Российский государственный военный архив в Москве. Там на мой запрос ответили: «Приезжайте и работайте», – рассказал Михаил Вольский.

Материалы, которые оказались перед исследователем, только-только рассекретили:

– Срок грифа секретности истек через 75 лет. Поэтому с бумагами можно было работать. В моем распоряжении оказались материалы по личному составу и журналы боевых действий (приказы батальонов и другое).

Еще одним источником стал личный архив автора книги «В боях за Воронеж» Александра Гринько, который находится в Воронежском областном краеведческом музее. В архиве хранится переписка историка с фронтовиками – бойцами 233-го конвойного полка, участниками боев за Воронеж.

– Сейчас уже никого в живых не осталось, – отметил Михаил Вольский.

Чем занимался НКВД во время войны?

Михаил Вольский отмечает: за последние 20 лет в общественном сознании устойчиво сформировался негативный миф о деятельности чекистов в СССР.

– В художественных фильмах и сериалах сотрудников НКВД показывают отрицательными персонажами, которые только и делают, что пытают и расстреливают защищающих Родину. Якобы только этим и занималось НКВД. Но архивы свидетельствуют о другом – это были люди, которые внесли значительный вклад в победу, – сообщил историк.

С первых дней войны сотрудники НКВД оказались на передовой. К началу войны в составе войск НКВД насчитывалось 173,9 тыс. человек. Они участвовали в защите городов, обеспечивали защиту тылов, занимались охраной железных дорог и особо важных промышленных объектов, сопровождали по железной дороге важнейшие грузы, эвакуировали вглубь страны из прифронтовой зоны военные заводы, занимались конвоированием и охраной осужденных и военнопленных, боролись с дезертирством, занимались охраной общественного порядка, несли гарнизонную службу в городах и населенных пунктах, освобождаемых от фашистских оккупантов.

– С первых дней Великой Отечественной войны НКВД перешел на военный режим службы. Перед ним стояли такие задачи, как охрана тылов Красной армии, борьба с уголовным и политическим бандитизмом, диверсионными группами. Железные дороги, почта, охрана, милиция – все это имело отношение к ведомству НКВД, – рассказал Михаил Вольский.

В течение первого месяца войны военно-учебные заведения НКВД СССР отправили на фронт 5,625 тыс. молодых офицеров. В 1942 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовали три дивизии, восемь батальонов и 20 отдельных частей НКВД.

Один из ярких примеров героизма войск НКВД – гибель 132-го конвойного батальона, который продолжал сражаться в Брестской крепости в тылу врага.

– Там, где личный состав батальона держал оборону, на стене осталась надпись: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина». И 132-й отдельный батальон КВ НКВД был исключен из списков действующей армии как «целиком погибший в боях». В архивах я нашел уникальный материал о 10-й Сталинградской ордена Ленина дивизии внутренних войск НКВД, которая практически полностью погибла под Сталинградом. Четверо бойцов из этой дивизии повторили подвиг Александра Матросова, – рассказал Михаил Вольский.

НКВД часто ассоциируется только со штрафбатами и заградотрядами, стрелявшими по своим же отступающим солдатам. Но они, по словам Михаила Вольского, появились не с первых дней войны, а в 1942 году – после приказа «Ни шагу назад!», – когда враг уже подходил к Сталинграду.

– Часто можно услышать точку зрения, что заградотряды истребляли целые дивизии и полки. Они несли охрану тылов. Это была их главная функция. Что значит заградительные отряды? Заграждение тылов – это обеспечение поиска диверсантов, поиск отставших бойцов Красной армии, которые либо по злому умыслу, либо случайно отстали, попали в плен. В особых случаях, когда этого требовала оперативная обстановка, они могли останавливать отступающие в панике части. Но эти факты были нечастыми и не такими массовыми, как показывают в фильмах.

Откуда пришел 233-й конвойный полк?

В битве за Воронеж приняли участие несколько подразделений НКВД – это 125-й железнодорожный полк, 41-й пограничный, 287-й и 233-й конвойные полки. 

Последний начал свой боевой путь во Львове. Он был сформирован в 1939 году и еще до войны нес службу по охране следственных изоляторов и тюрем.

– Отбор в полк был очень серьезный. Туда брали воинов с чистым послужным списком, без судимостей. В полк набирали красноармейцев из рабочих и крестьян. В большинстве случаев это были члены партии ВКП(б), члены комсомола, – рассказал Вольский.

Боевое крещение 233-й конвойный полк получил 10 сентября 1941 года на Украине, в городке Ромны. Здесь он впервые вступил в бой с немцами.

– Во Львове полк нес охрану следственных изоляторов и принял на себя первый удар. Первыми, кто взбунтовался, были осужденные. Многие из них были профашистски настроены, – отметил автор книги.

Замполит 233-го полка Мазур
Фото – предоставлено Михаилом Вольским

С началом войны полк продолжал эвакуировать заключенных вглубь страны. В начавшейся суматохе и панике не было ни лишнего железнодорожного транспорта, ни спецвагонов, ни лошадей. Колонны заключенных они продолжали этапировать пешком.

Почему Воронеж едва не сдали врагу?

Со второй половины декабря 1941 года по июнь 1942-го полк принял новое пополнение старших возрастов из уроженцев Воронежской области. В это время Воронеж был глубоким тылом и к активным боевым действиям не был готов. Первый крупный налет на город гитлеровская авиация совершила 13 июня 1942 года. Жертвами стали десятки детей, которые собрались на детский праздник в Саду пионеров.

С начала июля вражеские самолеты совершали ковровые бомбардировки Воронежа – более 1,5 тыс. вылетов в день. Поэтому от домов остались одни руины.

Гитлеровская армия наступала на Воронеж на стыке двух фронтов – Юго-Западного и Брянского. Немецкой группировкой командовал любимец фюрера – барон фон Вейхс. В его подчинении были 2-я немецкая, 2-я венгерская и 4-я танковая армии. Немецкая операция носила кодовое название «Блау». Ее целью было, захватив Воронеж, выйти через него к Сталинграду.

– Это была мощная группировка. На их пути стоял Воронеж, который, по мнению немецкого командования, был самым слабым направлением, – отметил Михаил Вольский.

Положение Красной армии и правда было трагическим. Накануне генерал-лейтенант Голиков, прибывший в Воронеж по приказу Сталина, на совещании командиров предлагал оставить город врагу, так как слишком неравны были силы. Помощи ждать было неоткуда – Воронеж должен был сам найти возможности для обороны. Защиту города взяли на себя четыре полка НКВД, 232-я стрелковая дивизия, ополчение и милиция.

– На военном совете 5 июля было принято решение оборонять город. Советское командование срочно создает Воронежский фронт. Командир 233-го полка Александр Дюльдин вспоминал: «Об отводе наших частей из Воронежа не могло быть и речи. Надо было защищать город. Пока, кроме нас, этого никто сделать не мог. Главное – задержать противника, выиграть время для подтягивания резервов. Да и не к лицу нам, чекистам, оставлять пост, даже если он объят пламенем», – процитировал Михаил Вольский.

Александр Дюльдин
Фото – предоставлено Михаилом Вольским

Как и чем обороняли город?

Создать сплошную линию обороны на окраинах правобережной части Воронежа не удалось: между полками, батальонами и даже ротами были большие разрывы. Прикрыть промежутки не было возможности. Поэтому оборона города носила очаговый характер.

Участок от северной части города до его центра (район СХИ – завод Коминтерна – Чернавский мост) оборонял 233-й полк. На правом фланге полка улицу Плехановскую прикрывала рота ополченцев. С учетом местности создавались искусственные преграды для продвижения бронетехники противника.

Теперь 232-й конвойный полк подчинялся Особому участку Воронежского фронта. Сначала его возглавлял полковник Иван Глатоленков, а после его ранения – Александр Дюльдин.

– Командный пункт Особого участка, которому подчинялись конвойные полки, располагался в здании мединститута. Оборону пришлось растянуть по улице Плехановской, проспекту Революции до Березовой Рощи. По сути дела, это был многокилометровый участок, который надо было прикрыть несколькими полками. А отражать атаки было нечем. Танки и мотопехота были на подступах к городу, – добавил Михаил Вольский.

У бойцов в руках были лишь винтовки-трехлинейки, пулеметы Дягтерева и гранаты.

– Александр Дюльдин просил доукомплектовать полк хотя бы несколькими минометами, дополнительными пулеметами и несколькими ящиками ручных гранат. Все это – против немецких танков. Седьмого июля 1942 года получили вооружение – 199 винтовок, два миномета, восемь автоматов ППШ и дополнительное количество ручных гранат, – отметил Михаил Вольский.

Еще одним хитрым способом остановки танков было минирование улиц противотанковыми минами:

– Когда танк подрывался на мине, он не мог двигаться дальше. Дальнейшее развитие событий шло как по сценарию: немцы выходили из танка, и тогда красноармейцы шли с ними в рукопашную и штыковую.

Герои

Самые ожесточенные бои шли за Чижовский плацдарм и в районе Березовой Рощи. В районе СХИ воевал 233-й конвойный полк. Здесь длительное время удерживала оборону двухэтажного дома группа сержанта Михаила Назарова с красноармейцами Лебедевым и Ситниковым.


Фото – предоставлено Михаилом Вольским

– Фашисты думали, что там сопротивляется целый батальон. Наши бойцы держались до тех пор, пока не израсходовали последние патроны и гранаты, – отметил Михаил Вольский.

Гитлеровцы подкатили к дому орудие, и бойцам пришлось отступать, но Михаил Назаров остался. Когда в доме вспыхнул пожар, боец получил смертельные ожоги. Посмертно он был удостоен ордена Красной Звезды.

Еще один герой боев за Воронеж – младший лейтенант 233-го полка Алексей Арефьев. Его взвод оказал сопротивление, защищая Чернавский мост, по которому фашисты пытались переправиться через реку Воронеж на левый берег.


Фото – предоставлено Михаилом Вольским

Алексей Арефьев, возглавляя разведку 233-го полка, предпринял смелый рейд в тыл противника 7 июля, захватил важные документы. Но самой главной целью разведчиков было выяснить расположение фашистов, что они и сделали.

Отступая назад, разведгруппа приняла свой последний бой на спуске улицы Степана Разина. Во время боя у Петровского сквера группа Алексея Арефьева оказалась отрезанной от остальных частей. Взвод маневрировал от одного здания к другому, отражая нападение немцев. Отступая, взвод до позднего вечера под непрерывным обстрелом держался на позициях у Чернавского моста. Когда закончились патроны, фашисты предложили взводу сдаться. Но в ответ услышали: «Русские не сдаются!» Бойцы продолжали сражаться врукопашную и погибли.

– О последнем бое младшего лейтенанта Алексея Арефьева мне рассказала Людмила Бирюкова – сестра «сына 233-го полка» Славы Алексеева. Славе Алексееву было тогда всего 14 лет. Он был разведчиком, ходил с правого берега на левый вместе с будущим космонавтом, Героем Советского Союза Костей Феоктистовым, – добавил Михаил Вольский. – За июль 1942 года потери полков НКВД были значительными – в начале августа из четырех полков НКВД собрали один сводный полк.

Погибшие бойцы 233-го полка похоронены в братской могиле №15 – в парке Юннатов. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: