, Воронеж
  • 7847

Не smart city. Оказались ли «умные» светофоры эффективными в Воронеже

На какой стадии находится проект
Не smart city. Оказались ли «умные» светофоры эффективными в Воронеже Не smart city. Оказались ли «умные» светофоры эффективными в Воронеже
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс (из архива)

С 2017 года в Воронеже стали постепенно внедрять систему «умного города», в том числе «умных» светофоров. Идею местным властям подкинул бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ. К 2018 году система, которая должна была автоматически менять время действия зеленых сигналов в зависимости от трафика, со скрипом заработала.

Корреспондент РИА «Воронеж» разобралась, на какой стадии сейчас находится проект «умных» светофоров.

Какова идея?

«Умные» светофоры в исполнении японских разработчиков представляют собой интеллектуальную систему, которая с помощью специальных датчиков отслеживает ситуацию на дорогах, а программа прогнозирует обстановку и координирует работу светофоров. Если одно из направлений сильно загружено, система буквально дает ему зеленый свет – увеличивает время работы разрешительного сигнала. Японские специалисты обещали, что «умные» светофоры повысят пассажиропоток на 7%, снизят количество выхлопных газов на 5−10%, а главное, уменьшат очереди на перекрестках и время воронежцев в пути на 20%.

Фото – Виталий Грасс (из архива)
Фото – Виталий Грасс (из архива)

Как сообщили в мэрии, из 287 светофоров, расположенных на территории Воронежа, 168 включены в автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД). На 10 объектах по улице Плехановской от пересечения с Кольцовской и по Московскому проспекту до пересечения с Хользунова установили оборудование японского производства Artemis. В общей сложности это обошлось бюджету в 40 млн рублей.

Какие трудности возникли при воплощении проекта?

Первые проблемы возникли еще на этапе тестирования, и в этом обвинили воронежских водителей, которые часто выезжают за пределы стоп-линий, выстраиваются в одном ряду парами, хаотично перестраиваются из ряда в ряд. Также погрешности в тестировании японские специалисты объяснили тем, что оно проводилось в зимнее время и на работу значительно повлиял снег.

Итогом стало то, что в первые дни работы «умных светофоров» система заблокировала все прилегающие улицы, освободив центральную магистраль. Как вспоминает сопредседатель общественного движения «Город и транспорт» Юрий Новиков, на прохождение Московского проспекта светофоры давали по 10 минут.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Какова ситуация сейчас?

В администрации отметили, что АСУДД находится в стадии модернизации – меняют оборудование на диспетчерском пункте управления, устанавливают дополнительное оборудование на светофорах и обновляют программное обеспечение. После модернизации власти намерены провести анализ функционирования системы и проработать вопрос о возможности и целесообразности дальнейшего применения иностранного оборудования либо его замены на оборудование российского производства.

Как рассказал Юрий Новиков, в 2019 году оборудование отправили на доработку из-за выявленных ошибок, и информации о его возвращении на улицы Воронежа не появлялось. Тогда же УФСБ по Воронежской области задержало бывшего директора Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Юрия Трофимова за получение взятки при внедрении тех самых «умных» светофоров.

«Город и транспорт» периодически проводит замеры периодов переключения светофоров на основных магистралях города, и сейчас регулирование движения происходит за счет предустановленных интервалов – например, на перекрестке Клинической и Московского проспекта интервал составляет 55 на 45 секунд. А это значит, что сейчас движение регулируется «по старинке».

Фото – Роман Демьяненко (из архива)
Фото – Роман Демьяненко (из архива)

При этом в мэрии указывают на успешность мероприятий. Анализ, выполненный специалистами опорного вуза, показал, что эффективность внедрения «умных» светофоров составила 17,9%.

Что говорят общественники?

– Японская версия нам не подошла, она работает неправильно, и даже если предположить, что эффективность достигла 17,9%, то эти цифры с 2017 года давно «съел» рост трафика и автомобилизации. Эффект, равный 18%, при среднем росте автомобилизации в год составляет 8−10%, то есть за два года он уходит в ноль, – рассудил Юрий Новиков.

Среди общественников прозвучала версия о том, что с нововведением просто поторопились, не просчитав все варианты развития событий.

– «Умные» светофоры – один из инструментов работы в рамках концепта Smart city, однако использоваться он может не в числе первых мер. Для начала необходимо научиться работать с данными, электронными моделями. И, как любой механизм «умного» города, «умные» светофоры" могут работать только будучи в системе, а не на одной улице. По факту большого выхлопа город от этого не получил. Лично мне кажется, что изменение разметки у проспекта Труда во время реконструкции путепровода на 9 Января принесла больше. Эффект, определенно, можно получить от этого инструмента, но с ним еще надо уметь работать. Пока что получается не очень, – считает соавтор и редактор сообщества «Удобный Воронеж» Юрий Родионов.

– «Умные» светофоры в теории могут быть хороши, там, где есть резервы для оптимизации пропускной способности, – добавил воронежский активист Виталий Иванищев. – На Московском проспекте таких резервов просто нет – и в утренний, и в вечерний час пик он и так работает на пределе своей пропускной способности и чисто физически не способен переварить больше автомобилей. Но провозную способность, то есть не количество автомобилей, а количество проезжающих по улице людей, увеличить еще можно. Для этого надо увеличивать класс автобусов и создавать для них приоритет при движении.

Защитник прав автомобилистов, лидер общественного движения «Дорожный контроль» Вадим Серов и вовсе считает, что правоохранительным органам «стоит разобраться, почему у нас в городе все так происходит», а в конкретном случае – проанализировать, как и кем были освоены деньги на проект.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: