Двенадцатилетняя Лиза Матвеева родилась с дефектами
лица – у девочки
врожденная двусторонняя расщелина верхней губы и недоразвитие
верхней челюсти. Исправить их сможет только дорогостоящее лечение в Москве.
Сколько операций перенесла приемная дочь в многодетной семье и как ей помочь, –
в материале РИА «Воронеж».
«Расставались со слезами на глазах»
Ольга Харлан – мать восьми детей, из них двое – приемные. С усыновленной дочерью Лизой Ольга познакомилась в московском Центре челюстно-лицевой хирургии, куда приехала в 2014 году на операцию с двухлетней дочкой Аней.
В палату привели девочку из детского дома, на год старше Ани, от которой в трехмесячном возрасте отказалась мать. У Лизы были тяжелые дефекты лица, челюсти, языка – «заячья губа», «волчья пасть» (двусторонняя расщелина нёба, синдром Ван дер Вуда).
– Лиза плохо говорила, ей было трудно есть и даже дышать. Мы привязались друг к другу и, когда выписывались с Аней, расставались с Лизой со слезами на глазах, – вспомнила Ольга.
Аня и ее мать пытались поддерживать отношения с Лизой: писали в детдом письма с фотографиями, присылали девочке гостинцы и новые вещи. Но, как оказалось, до адресата подарки почему-то не дошли – когда Ольга и ее муж забирали Лизу из детдома, присланных вещей при ней не было.
Когда девочку усыновили, ей было пять с половиной лет.
– Дефекты Лизы меня не пугали. В Центре челюстно-лицевой хирургии я видела очень много таких детей и видела, как это можно исправить. Я знала, что с Анютой мне предстоит и дальше ездить туда на лечение, а заодно вылечим и Лизу, – уверена Ольга Харлан.
Ольга раз в полгода ездила с Лизой в Москву, где врачи оперировали ей под общим наркозом сначала левую челюсть, потом правую. За время жизни в приемной семье девочке провели четыре операции.
Продолжить лечение
В 2015 году через Русфонд Лизе помогли собрать деньги на ортодонтическое лечение – с тех пор она может дышать носом. Защитные пластины, которые Лизе установили врачи, позволяют избежать заброса пищи в расщелину нёба.
– Правда, иногда дочери приходится напоминать, чтобы не дышала ртом – это чисто психологический момент, сила многолетней привычки, – пояснила Ольга. – Лизу оперировали, еще когда она была в детдоме, но все произошло неудачно, потому что после операции за ней никто толком не ухаживал и не следил. Взрослый должен смотреть, чтобы ребенок не баловался, не игрался языком с пластинами, которые ему вставили врачи, – они могут сломаться. С Лизой я научилась ухаживать за пластинами – чистить их, подкручивать. Когда младшей дочери тоже их поставили, я уже знала, что делать.
Но решены еще не все проблемы. Так, при приеме пищи у Лизы еда попадает в слуховые и в глазные каналы. Именно поэтому у девочки проблемы со слухом и зрением, она состоит на учете у лора и окулиста. Помочь Лизе сможет дальнейшее ортодонтическое лечение в Центре челюстно-лицевой хирургии. Но оно дорогостоящее, а квоты на него не положены. Ольга Харлан надеется на помощь воронежцев.
Всего на лечение ребенка требуется 322, 5 тыс. рублей. Уже удалось собрать 176 тыс. рублей. Помочь Лизе Матвеевой можно здесь.
Руководитель московского Центра челюстно-лицевой хирургии Виталий Рогинский отметил, что у Лизы выраженное недоразвитие верхней челюсти, и подтвердил, что необходимо продолжать комплексное ортодонтическое лечение:
– Оно будет направлено на выравнивание зубных рядов, подготовку к оперативному лечению и дальнейшему протезированию.
По словам Ольги, Лиза не переживает насчет своей внешности. Девочка учится в обычной школе, в одном классе с Аней, в классе ее никто не дразнит и не обижает. Лиза занимается с дефектологом и логопедом.
Мать призналась, что привыкла к речи дочки и понимает ее. Учителя понимают тоже.
– Физические дефекты – это наносное. Со временем их можно исправить. Главное для меня – чтобы Лиза выросла порядочным и хорошим человеком, – отметила Ольга.
Многодетная мать рассказала, что основной этап лечения девочки начнется после 15 лет, когда вырастет лицо и сформируется челюсть. Тогда врачи смогут приступить к выпрямлению зубов и исправлению прикуса.