Воронежский лютеранский приход Святой Марии Магдалины проиграл суд «Воронежской горэлектросети». Предметом спора между верующими и МУПом был исторический флигель, более известный как «Дом лютеранской общины». Апелляционная инстанция в среду, 29 марта, отменила решение Арбитражного суда Воронежской области о передаче общине «Дома» лютеранам.
Воронежские лютеране намерены обжаловать решение суда в вышестоящих инстанциях и провести акцию протеста, заявил епископ Евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания Анатолий Малахов. В затянувшемся конфликте между городскими властями и лютеранским приходом разбирались корреспонденты РИА «Воронеж».
Ничего святого
С 2016 года община лютеранской церкви Святой Марии Магдалины судится с МУП «Воронежгорэлектросеть» за возвращение церковного, по мнению верующих, имущества – флигеля, который находится в собственности и пользовании МУПа. Даже среди экспертов нет единого мнения относительно того, является историческое здание (улица Никитинская, 20) культовым.
В апреле 2016-го Арбитражный суд Воронежской области принял решение о передаче «Дома лютеранской общины» приходу. Представители МУПа обжаловали его в 19-м Арбитражном апелляционном суде, который в итоге отменил первое решение. Верующие готовы пройти все судебные инстанции в России, чтобы вернуть приходу историческое здание.
Учитывая резонанс по поводу анонсированной передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви, воронежцы внимательно следят за развитием ситуации вокруг «Дома лютеранской общины».
Из общины – в муниципалитет
Здания лютеранской общины расположены на пересечении улиц Никитинская и Карла Маркса (ранее – Большая Садовая). Кирха – синий дом со шпилем – памятник федерального значения. Здание построено с 1811 по 1819 годы по проекту губернского архитектора Фридриха Древица.
В 1820-х годах рядом с кирхой возвели первый флигель, а в 1855-м – второй, сегодня известный как «Дом лютеранской общины» – объект культурного наследия регионального значения.
В 1868 году у флигеля появился второй этаж, тогда же здание соединили переходом с кирхой. Весь архитектурный ансамбль построили на деньги лютеранского прихода.
В «Доме лютеранской общины» располагался пасторат (жилище пастора), совет кирхи, воскресная школа и немецкое училище, открытое в 1868 году по инициативе председателя церковного совета Германа Столля (1810–1888) – гласного городской думы, известного в городе врача.
В 1925 году имущество лютеранской общины муниципализировали. В годы Великой Отечественной войны архитектурный ансамбль выстоял, несмотря на сильные бомбежки. После освобождения Воронежа исторические здания и земельный участок под ними передали городскому электрохозяйству.
Борьба за возвращение
Кирху вернули в собственность общины в 2007 году, но МУП освободил здание только в 2008-м. Чтобы попасть в храм, прихожанам пришлось сделать новый вход – прежним воспользоваться не дали, сославшись на то, что «Горэлектросеть» – режимное предприятие.
В 2010 году в силу вступил федеральный закон о передаче религиозным организациям ранее принадлежавшего им имущества, которое находится в муниципальной или госсобственности. В 2012 году лютеране обратились в мэрию с просьбой вернуть им исторические здания.
– Все необходимые документы передали в мэрию – позже нам сказали, что их «потеряли». В 2015 году снова подали заявление. Нам отказали в передаче, сославшись на то, что нет документов, «позволяющих достоверно установить принадлежность указанных объектов недвижимого имущества к объектам религиозного назначения». Тогда мы обратились в Арбитражный суд Воронежской области: потребовали вернуть только один из двух флигелей – «Дом лютеранской общины», – пояснил Малахов.
В апреле 2016-го областной арбитраж принял решение о передаче флигеля в собственность прихода. Прихожане расценили это как подарок к 250-летию с момента основания первого поселения немцев-лютеран в регионе. Зданию кирхи вернули исторический облик: восстановили оконный проем, боковой вход со стороны пристройки. Одновременно МУП установил забор, оставив для прихожан чрезвычайно узкий проход к кирхе.
– Самовольная перепланировка входа обошлась нашему приходу в 50 тыс. рублей штрафа. При этом за многочисленные перепланировки «Дома лютеранской общины» МУП не заплатил ни копейки, – заметил Малахов.
Летом 2016-го мэрия обжаловала решение областного арбитража в 19-й апелляционной инстанции. В ходе разбирательства «Воронежская горэлектросеть» потребовала провести историко-культурную экспертизу «Дома лютеранской общины». Экспертизу поручили профессорам ВГАСУ (ныне – опорный вуз) Руслану Мясищеву и Александру Енину. Эксперты пришли к выводу, что здание не является имуществом религиозного назначения и не имеет никакого отношения к кирхе. Воронежские лютеране с заключением экспертов не согласились. Епископ Анатолий Малахов заявлял, что Мясищев и Енин не имели права проводить экспертизу, поскольку не имеют лицензии Минкультуры. В феврале 2017-го лютеране обратились в Следственный комитет с просьбой проверить действия профессоров.
– Эксперты вместо того, чтобы использовать исторические документы, которые находятся в суде, черпали сведения из интернета. Мы пытались «аннулировать» эту экспертизу, но суд нам отказал, – отметил Малахов.
На службе МУПа
В январе 2017-го городские власти выставили имущество МУП «Воронежская горэлектросеть» на торги.
– В здании представительств лютеранской общины нет – здесь размещены только службы МУП «Воронежская горэлектросеть», в том числе диспетчерская служба, которая решает задачи оперативного и технологического управления электросетью Воронежа, то есть фактически обеспечивает бесперебойное и надежное электроснабжение города, – пояснили в мэрии.
Анатолий Малахов с этим категорически не согласен.
– Это не режимный объект, никакого сложного технологического оборудования там нет. В «Доме лютеранской общины» находится всего лишь карта электроснабжения города и сидит диспетчер, – заявил епископ.
Дом лютеран – не для лютеран
«Дом» фактически разделил специалистов по объектам культурного наследия на два лагеря. Одни говорят, что здание – неотъемлемая часть культового комплекса, который необходимо передать верующим, другие придерживаются противоположной точки зрения.
Первоначально в областном управлении по охране объектов культурного наследия поддержали лютеран и даже выдали справку: «”Дом лютеранской общины” построен в 1855 году и на протяжении своей деятельности вплоть до закрытия в 1920-х не менял конфессиональной принадлежности».
Однако позже воронежские специалисты поменяли свое мнение.
Бывший руководитель Госинспекции по охране историко-культурного наследия Воронежской области, госэксперт Минкультуры РФ Татьяна Старцева утверждает, что «Дом» – не культовый объект.
– В законе четко написано: «Верующим передается имущество религиозного назначения, без которого невозможно отправление религиозного культа». Но отправление культа совершенно спокойно можно делать в кирхе. «Дом лютеранской общины» не имеет никакого отношения к религиозным обрядам и церемониям. С точки зрения закона никаких оснований, чтобы требовать это имущество, у прихода нет, – отметила Старцева.
Аналогичная позиция – у руководителя областного управления по охране объектов культурного наследия Николая Петрищева.
– Я неоднократно встречался с господином Малаховым. В федеральном законе написано, что именно относится к культовым объектам. Там семь или восемь позиций. Ни под одну из них расположенное рядом с кирхой здание не подпадает. Ни в прошлом паспорте объекта, ни в последнем не написано, что это культовое сооружение, – подчеркнул Петрищев.
С коллегами не согласна московский эксперт по объектам культурного наследия Татьяна Андреева, изучившая архивные документы, касающиеся «Дома лютеранской общины». По ее словам, все три здания были построены на едином земельном участке, принадлежавшем воронежской лютеранской общине, и на средства прихожан – с целью создания единого культового комплекса.
– Объект является неотъемлемым элементом исторически ценной планировочной системы города, связан с историко-архитектурным окружением по улице Никитинской, формирует образ улицы XIX века. Эти данные содержатся в паспорте объекта культурного наследия регионального значения «Дом Лютеранской общины» от 2015 года, подписанном Николаем Петрищевым. Говорить, что пристроенный к кирхе флигель не имеет к ней никакого отношения, просто смешно! – прокомментировала эксперт.
Как Исаакиевский?
В феврале 2017-го кирху посетил мэр Александр Гусев, встретился с епископом и членами общины. По словам Анатолия Малахова, речь шла о возможной передаче приходу второго флигеля – административного корпуса МУП «Воронежская горэлектросеть» на улице Карла Маркса, 65.
– Мэр сказал, что хорошо бы передать нам здание, как православной церкви пытаются вернуть Исаакиевский собор. Однако его помощница, госпожа Плиева, категорично заявила: «Александр Викторович, мы выиграем суды», – рассказал Малахов.
И оказалась права. Во всяком случае, в отношении другого флигеля. 19-й арбитражный апелляционный суд отменил решение первой инстанции о передаче «Дома лютеранской общины» в собственность прихода. Община намерена обжаловать решение суда в Арбитражном суде Центрального округа и, если понадобится, в Высшем арбитражном суде РФ. Верующие планируют провести пикет у стен кирхи.