Украинка Надежда Савченко, осужденная за причастность к гибели сотрудников ВГТРК на Донбассе и помилованная указом президента, рассказала, чем занималась в одиночной камере воронежского СИЗО. Письмо опубликовал сайт Meduza в понедельник, 6 июня. Она охарактеризовала первую тюрьму, в которой оказалась, фразой «Ничего хорошего, конечно, но не смертельно».
Савченко рассказала, что 24 часа в сутки находилась под видеонаблюдением, на прогулку ее выводили отдельно от других зэков, еду приносил специальный спецнаряд, а в баню она ходила по пустым коридорам, чтобы «не заразить других своими «бандеровско-нацистскими» идеями». В душ ее водили раз в неделю, кое-как можно было сполоснуться в умывальнике. Савченко объявила голодовку и иронично отметила, что с ней «произошли такие метаморфозы, что самой с собой не скучно становилось». Периодически в камере происходили внезапные обыски.
В СИЗО Савченко писала письма и перечитывала русскую классику. Ей запрещали читать книги на иностранных языках и техническую литературу, чтобы она «не научилась что-то изготавливать». Произведения «тяжелых» авторов вроде Федора Достоевского Надежде Савченко не рекомендовали читать психологи.
Савченко посоветовала заключенным разговаривать с тюремщиками и «приручать» их. Она просила выдавать ей «опасные» предметы вроде иголки с ниткой и ножниц и старалась держать их подольше у себя: со временем к этому привыкли, хотя предметы потом все равно забирали. С их помощью можно было вырезать узоры из бумаги, шить и вышивать, мастерить игрушки и сумочки, плести макраме из пакетов, «чтобы руки занять, и голова не думала».
Украинка отметила, что «в остальных тюрьмах немного по-другому, но тоже не легче».
Контекст
Украинская летчица Надежда Савченко попала в воронежское СИЗО после задержания по подозрению в пособничестве в убийстве журналистов ВГТРК. Она служила оператором-наводчиком вертолета Ми-24 в батальоне «Айдар» на Юго-Востоке Украины. По версии следствия, во время военных действий под Луганском Савченко узнала координаты расположения группы российских журналистов и других людей. Летчица передала координаты боевикам. В результате минометного выстрела 17 июня погибли сотрудники ВГТРК Игорь Корнелюк и Антон Волошин. Допрашивать Савченко приехали следователи, которые служат в спецуправлении по расследованию международных преступлений.
В Воронеже Савченко провела 2,5 месяца: в сентябре ее этапировали в столичный СИЗО-6 «Печатники» для психолого-психиатрической экспертизы. Донецкий суд Ростовской области приговорил ее к 22 годам лишения свободы. Президент России Владимир Путин подписал указ о помиловании Надежды Савченко. Военнослужащую обменяли на россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева, осужденных в Киеве.