Во вторник, 5 августа, в Воронежском центре современного искусства открылась выставка фотографа Андрея Тимофеева «Маленькие вещи». Маленькие в том числе и буквально: три десятка фотографий размером в пол-ладони почти спрятались в белом пространстве ВЦСИ.
Зимой для того, чтобы посмотреть на фотографии Андрея Тимофеева, воронежцы забирались в заброшенное здание Зеленого театра в парке «Динамо» через окна. В этот раз, чтобы рассмотреть крохотные фотографии, размещенные то у самого пола, то под потолком, нужно сесть на корточки, залезть на подоконник или запрокинуть голову.
– Мне очень нравится помещение ВЦСИ, много света, много белого – это очень важно для меня, – рассказал перед открытием выставки Андрей Тимофеев. – Здесь фотографии тонут в этом белом цвете, как в молоке.
По словам автора, главная идея этой выставки – невозможность передать увиденное средствами фотографии.
– Многие фотографы почему-то уверены, что если они сделали фотографию, засняли на ней что-то, повесили в зале на уровне глаз, подсветили хорошо, – то зритель увидит и почувствует то же, что и автор, - говорит Андрей. - Но ведь это не так. Неважно, будет ли это фотография метр на метр или вот такая маленькая, зритель все равно не сможет увидеть всего, что видел фотограф или художник. Это проблема консерваторов информации. Вот с этой идеей мне хотелось поработать.
Крохотные фотографии производят нужный эффект: если мимо картин и фотографий обычного формата на большинстве выставок зрители просто прогуливаются, едва успевая зацепить изображение взглядом, то «Маленькие вещи» притягивают, заставляя зрителя совершить определенные усилия, чтобы внимательно рассмотреть работу.
И уже когда наклоняешься к маленьким фотографиям, оказывается, что на них запечатлены самые простые вещи: сахарница на столе, букет на веранде, солнечный свет сквозь шторы, какая-то вазочка – все то, что в обычной жизни мы редко замечаем, но все эти вещи в конечном счете создают атмосферу окружающего пространства.
Чтобы понять авторский замысел, на входе - цитаты из художественных произведений и работ философов. Хотя, по словам Андрея Тимофеева, все и так предельно просто («ничего запредельного, все по Хайдеггеру»).
Я долго был одинок среди тысяч людей. Существует миллион вещей, в которых я могу принять участие; например, вид кривого фронтона, ласточкино гнездо в уборной отеля «Савой», раздражающе-жёлтый, как пиво, глаз старика лифт-боя, горечь седьмого этажа, неприятная таинственность греческого имени Кареголопулуса, внезапно ожившего грамматического понятия, печальное воспоминание о злом софисте, о тесноте родительского дома, о неуклюжей смехотворности Феба Белауга и о спасении Алексашею своей жизни поступлением в обоз. Оживлённее стали живые вещи и некрасивее общеотвергнутые, ближе стало небо, подчинился мне мир
Свои фотографии Андрей снимает исключительно на пленку.
– Пленка позволяет хоть как-то передать реальность – все-таки цифровое изображение, - это просто набор цифр, которые фиксирует компьютер, а когда мы снимаем на пленочный фотоаппарат, то свет от предмета попадает на пленку и на ней получается хоть какой-то материальный отпечаток увиденного.
При этом, по словам автора, выставка его имеет отношение скорее к архитектуре или дизайну, чем к фотографии:
– Фотография должна иметь какую-то историческую ценность, запечатлеть какой-то момент, какое-то движение, у меня этого нет. Конечно, для меня важно, что тут изображено, хотя попытка перевести что-то из обыденности в бытийность, как я это называю, мне тоже кажется довольно утопичной затеей. Но может это и привлекает.